19 в. Как Британия и США Панамский канал делили

Кучин Владимир
Идея строительства Панамского канал не нова.

И вот в середине 19-го века судьбу канала стали решать две державы – США и Британия. Решали они этот вопрос своим дипломатическим способом. После переговоров, а именно 18 - 19 апреля 1850 две державы заключили договор,  который гарантировал нейтралитет будущего Панамского канала. Сам договор носил название  «Клейтон-Булверовский трактат» - по именам политиков его подписавших – гос. секретаря США Джона Клейтона и британского министра Генри Булвера.

Указанный трактат был написано весьма запутанно, поэтому его формулировки в последующие 50 лет регулярно обсуждались и в прессе и между дипломатами. В США, в частности, утверждали, что контролировать канал, это не значит его оккупировать, что было прямо запрещено трактатом.

Особую пикантность ситуации заключения трактата придавало то, что территория будущего канала была колумбийская, а строили Панамский канал первоначально французы, но эти «мелочи» ни США, ни Британию не останавливали. Дело кончилось подписанием в 1901 нового договора, где Англия согласилась с тем, что если США построит канал, то будет иметь право его контролировать, что в итоге и произошло – американцы достроили канал в 20-м веке -  17 - 18 ноября 1903 Панама продала американцам землю, по которой шла трасса канала, всего за 40 млн. долларов, и в 1914 году канал начал свою работу.

История продажи панамской земли, которую провернул некий французский инженер Филипп-Жан Бунау-Варилла, носит и детективный и криминальный характер – но это было уже в 20-м веке – за пределами границ нашего раздела.

На иллюстрации – американский буксир «Гатон» - первое судно прошедшее первые шлюзы Панамского канала.