У меня низкая самооценка

Светлана Колосова-Волкова
Часто люди обращаются к психологу с подобным запросом - у меня низкая самооценка.

И чтобы понять это не нужны различные тесты и опросники. Человек чувствует эту проблему всем своим «существом», всей «сложностью» жизни.

Низкая самооценка может вызывать у человека:

претензии к своему внешнему виду, лицу, телу, походке, голосу;

мучительную ревность к партнёру, друзьям, родителям, братьям и сёстрам;
страх знакомства и общения с  новыми незнакомыми людьми;
страх высказать или отстоять своё мнение;
страх начинать новое, попробовать свои способности;
страх перед будущим и ожидание неудач;
злость и обиду на людей.
Сегодня предлагается множество тренингов по повышению самооценки. В каждом случае эффект индивидуален. Но, как говорят многие психологи, не бывает высокой самооценки, бывает лишь компенсация низкой самооценки.  При такой «натренированной» высокой самооценке очень вероятен риск ещё большего разочарования и падения ощущения собственной значимости при вроде незначительном поводе. Причина этому - для поддержания натренированной «высокой самооценки» человек тратит огромное количество психической энергии. Резервы психики истощаются и в какой-то момент самооценка рушится. Глубина падения может значительно превышать прежний уровень.

В чём я вижу причины низкой самооценки. Во-первых, хочу пояснить, что самооценка формируется в раннем детстве, когда в действительности ребёнок ещё не может сам себя оценивать. По-этому, я бы назвала началом развития самооценки оценку ребёнка близкими и влиятельными взрослыми, в первую очередь родителями. Назову первый этап становления самооценки - мампапоценка.

Мампапоценка

Сейчас можно всё списать на родителей, недостатки воспитания и начать себя жалеть! Но нет. Наши мамы, папы, бабушки, дедушки воспитывали нас как могли, и, поверьте, дали нам максимально из того, на что были способны. Они обыкновенные люди, уставшие, порой несчастные, иногда недовольные, больные и слабые. Брошенные в адрес ребёнка фразы вроде «ничего ты не можешь», «бездарность», «лентяй» и пр. это обида на себя, свою жизнь, свои неудачи. Ребёнок воспринимает эти фразы буквально и начинает относиться к себе так, как сказали взрослые.

Педагогоценка

Дальше начинается детский сад, затем кружки, секции, школа. К сожалению,  в педагогику не редко приходят те же «несчастные» взрослые. Они не видят свой успех и просто не могут заметить успехи ребёнка, их мышление настроено на негатив, они замечают лишь ошибки и недостатки и усиленно обращают  на них наше внимание. «Двоечник», «исправляй ошибки», «безобразное поведение», «с такими знаниями ты никуда не поступишь и ничего не добьешься в жизни». Они не могут заметить способности ребенка в музыке и рисовании, если он не может бегло читать или решать в уме сложные примеры. Стоит только вспомнить исписанные красной пастой тетради с ошибками и дневники с замечаниями! А где похвала за красиво написанную букву или фразу? Назову этот этап - педагогоценка. Ребёнок снова верит этим взрослым.

Самооценка

И вот мы вырастаем! И теперь мы сами замечаем только свои ошибки и недостатки. Сами себя критикуем и унижаем. А сами ли? Нет!

В своей практике я замечаю, что на каждую претензию к себе у нас находится в детстве высказывание такого  «несчастного» взрослого, взрослого, которому мы поверили. Получается, что это не мы себя не ценим, а до сих пор в нас говорят те взрослые, те осевшие в наш внутренний мир грубые злые фразы, взгляды, голоса, свисающие над нами угрожающие позы, недовольные лица.

Что с этим делать, как перестать слушаться их и начать прислушиваться к себе?

Я бы посоветовала вспомнить тех «несчастных» взрослых, вспомнить те обидные высказывания и понять, что это говорилось не нам и не имело к нам никакого отношения. А затем пожалеть этих «несчастных» взрослых, попробовать понять, как им было сложно жить, как они были недовольны жизнью. Возможно простить, а возможно и нет.

А после этого начать слушать себя, прислушиваться к себе, уникальному, единственному и неповторимому в своём роде созданию. Не существует двух одинаковых людей, каждый из нас особенный, каждый из нас имеет право на собственную жизнь и собственное отношение к себе. Для себя мы являемся единственной, самой важной ценностью!

Что же мы сами думаем о себе? В чём наша уникальность, какие таланты в нас скрыты?

 

Светлана Волкова, психолог, https://www.b17.ru/volkovasa/