107. Церковная десятина

Ольга Кузнечик
Помню, когда только-только пришла в церковь, весьма смущалась "привратником" в церковной лавке, требующем "добровольные пожертвования" за молебны "по прейскуранту". Это как-то не вписывалось в моё иудейско-эллинское мировосприятие человека, крещенного в неразумном возрасте и состоянии, и всю жизнь прожившего "во тьме внешней и скрежете зубовном". Опять же, читаешь Евангелие, а там (практически в каждом из четырех) эпизод с тем, как Иисус Христос ветхозаветную церковь отхлестал плеткой как раз за то, что не хотели тогдашние верующие сами свечки скатывать, добывая воск у тех, у кого надо - у Бога и пчел. То есть, тогда, конечно, это были бараны и прочие рогатые, а нынче - ну, чем отличается купленная свечка от купленного барана, а заказная (за деньги) панихида от ресторанного песнопения во время поминок любимой бабушки?

Знаю, что этот вопрос редко обходит мимо тех, кто, как и я, рожден вне церкви, и - вот ведь в чем нюанс момента! - спрашивается, а чего ради мы вообще притаскиваемся в церковь-то? Что тянет? И отчего так сильно? И если тянет - то почему "грех на пороге" не пускает вместе со своим телом внести в церковь и бумажник?

Ветхий Завет в этом плане удручает еще более, поскольку именно в нем можно найти корни такого давно похороненного революцией-1917 явления, как церковная десятина: сначала Бог дает что-то грандиозное и по душе человеку, а потом он, в порыве благодарности, отдает Боговым десятую часть своего дохода. А - нам-то, рожденным "в тьме внешней", за что благодарить Бога деньгами в адрес Еговых людей? Мы ведь и приходим-то от чего? От жизненной недостаточности. Чтобы нам давали. А тут на входе этакий рекетир в юбке с прейскурантом на то, о чем мы вообще представления никакого не имеем, я вот до сих пор не могу понять разницы между "подать записочку на обедню" и "подать записочку на проскомидию", уж молчу про "заказная" или "обычная" записочка.

Долго думала, как бы сформулировать свое отношение к этому вопросу в обход духа неприязни, решение, как всегда, находится только через троичную логику: тело, душа, дух, плоть. Про тело свое я точно знаю, что оно родилось вне церкви. И точно знаю (святая блаженная мати Матрона Московская, моли Бога о нас!), что душа человека далеко не всегда пребывает в теле. Где и когда родилась моя душа?

Где сокровище ваше, там и сердце ваше - как часто, сидя на работе, мы всеми мыслями и всем сердцем принадлежим чему-то другому, но никак не подготовке квартального отчета. Мы не любим нашу работу, наша душа соединена с работой только телом и его потребностями, а HR-яйцеголовые придумывают, как бы подцепить это все еще и к плоти нашей, чтобы работа была престижной, уважаемой, ценимой обществом и так далее. В духе. В каком? Вот вопрос...

Тело наше приковано кандалами к рабочему пространству, в котором ютится и наша плоть. А душа - витает. Думает о детях, любимых книгах, походе в театр, поездке в паломничество "на Канары" или в турпоездку ко Гробу Господню.

Но - к духам. Можно ли назвать духом сребролюбия то, что привязывает нас к рабочим местам? Наши предки имели землю, животных, возможность питаться из рук Господа, и - что вынуждало их возить излишки продуктов на рынок? Вспоминаю Маркса-Энгельса-Ленина: законы рынка. Пахарю нужны лопаты, кузнецу - хлеб, сначала меняемся, затем(с развитием рынка) пахарю за хлеб - деньги, кузнецу за хлеб - деньги, а потом уже пахарю за деньги - лопаты, а кузнецу за деньги же - хлеб. И не факт, что кузнец, купивший хлеб у одного пахаря, продаст лопаты ему же - это власть выбирать продавца и покупателя. Вот, что давали деньги нашим предкам.

Что и какую власть дают деньги нам? Ну, классика детективного жанра дает нам представление о силе денег, когда они сконцентрированы в огромном количестве у одного человека, а - среднестатистическим среднезарплатникам? Живущим в основном в кредит, и ладно, если не в ипотеку? Деньги дают власть работодателям... Власть над телом ("Еще раз опоздаешь - уволю!!!"), над душой ("Улыбайся, падла!"), над плотью ("И дети в школе будут гордиться твоим повышением!") и даже над духом, который нами руководит, потому что - кто мешает работодателю построить церковь и понуждать работников по воскресениям ходить туда ставить свечки за здравие Совета Директоров и аукционеров?

Теперь смотрим с другой стороны: каким духом руководствуется "рэкетир в церковной лавке"? А - каков бюджет приходской церкви, доход, расход, товарооборот? Я не знаю, но могу предположить, что доходы несколько ниже, чем у бензозаправочной станции, а у работников (трудников Господних), кроме Духа Святаго тоже есть плоть и тело. Плоть, предположим, нужно умерщвлять, но - кто сказал, что это же касается и умерщвления тела, особенно через отсутствие денежных средств на элементарные нужды?
Сребролюбие ли руководит "прейскурантом"?
А - какую власть получает церковь через денежную связь с паствой?

История церкви дает примеры правильного снабжения Господних необходимым: только доброхотное и добровольное, невынужденное, не лукавством изысканное пожертвование, тогда вместе с продуктами питания, одеждой, утварью и деньгами в церковь поступает любовь. История церкви учит отдавать приходящим  последнее, кормить каждого, отдавать свою одежду и так далее, и в таких случаях Сам Господь наполняет житницы, склады и прочая потребным (и лампадным маслом, и пшеницей и - ну, всем).
История учит церковь быть матерью, которая своим телом закрывает детей от пуль, сама голодает, но - кормит, из своей одежды шьет ползунки...

Так было. Нет, даже не так: так БЫЛО. До революции. До технического прогресса. До возникновения глобальной проблемы голода в африканских племенах. Если проще: а кто-то в наше время голодает? Реально? Нуждается в одежде? Не имеет возможности купить лампадное масло? Разве что именно в африке, поскольку есть же система соцзащиты, она не даст умереть с голоду никому.

Господь, однажды побывав в Аду, уже не может быть выдворен впредь из того места, где тьма внешняя и скрежет зубовный - да, в отделе соцзащиты может работать атеист, мусульманин, кришнаит, или вообще отморозок какой-нибудь, который по ночам играет в чекатилу, но он НЕ ИМЕЕТ ПРАВА отказать в оказании законной помощи от государства нуждающемуся. В прежней, "христовой-богоспасаемой" России, этого не было, иначе революция бы не состоялась. Помню из истории КПСС - может, там и ложь, но - сытый запад не впустил на свою территорию "призрак коммунизма".

Какую же власть получает церковь от участия в товарно-денежной связи "работодатель-работник-свечная лавка"? Ни много, ни мало - возможность впрыснуть Духа Святаго в замкнутую жилу кровеносной системы Маммонства, вывернув тщеславие наизнанку: да, круто ходить по ресторанам, но это так надоело уже за двадцать с лишним лет постперестроечного красно-костюмного карнавала. Круче - молебен отстоять, а вы чо, не ходите в церковь? Хы... И Иоанна Златоустого ни разу не видели? Это мужик такой в рясе, только не в черной, а в блестящей! Да-да, в золотой такой, че, по телику видел? А по какому каналу? Союз? А-а-а, да, смотрел!..

Власть над духом неприязни - вот что такое "прейскурант на молебны".

Это - очень длинный логический период в построении рассуждений на базе троичной логики. Кратко формулируется так: церковь - это инструмент Божий, и Господь настраивает его весьма тонко на каждое общество, на каждый временной интервал существования мироздания, но - это так мало дает для наших умов...

А - нужно ли что-то давать умам-то?

Вот ведь вопрос...