435 Любимое занятие - чтение 26 августа 1973

Александр Суворый
Александр Сергеевич Суворов

О службе на флоте. Легендарный БПК «Свирепый».

2-е опубликование, исправленное, отредактированное и дополненное автором.

435. Любимое занятие - чтение. 26 августа 1973 года.

Сводка погоды: Атлантический океан. Северо-Восточная Атлантика. Воскресенье 26 августа 1973 года. БПК "Свирепый" в открытом Атлантическом океане примерно в середине морского района "Фареро-Исландский рубеж" (англ. GIUK gap). В воскресенье 26 августа 1973 года дневная температура: мин.: 12.0°C тепла; средняя: плюс 13.8°C тепла; макс.: плюс 17.0°C тепла, без осадков, на ветру температура воздуха плюс 12.6°C и скорость ветра всего 3 м/с (10,8 км/ч). Ветер был лёгкий (2 балла) и волнение слабое (2 балла), то есть для выходного осеннего дня в открытом Атлантическом океане условия погоды были комфортные. Восход солнца в этом районе Атлантики – 06:17, заход солнца – 20:43 (GMT+1).

Суббота, проведённая с ударным трудом по избавлению от неприятных запахов и антисанитарии, привели к тому, что корабль "благоухал" запахами соды, хлорки, карболки, свежим чистым морским воздухом, а потому все в экипаже БПК "Свирепый" немного расслабились и праздно отдыхали кто как хотел. Вероятно, в этот день на военных базах и кораблях ВМС США-НАТО в этом районе Атлантического океана тоже был "выходной", потому что нас никто не беспокоил: ни патрульные самолёты, ни радиогидроакустические буи, ни подводные лодки и мы этому были несказанно рады, потому что они нам просто уже надоели...

В этот воскресный день и вечер я тоже решил ничего не делать, кроме как спать, есть и крутить ребятам кино. Стенды наглядной агитации были обновлены. Стенгазету писать и рисовать нужды не было (никаких новых событий, кроме "большой приборки", не было). Замполит меня не беспокоил. Самолётов и надводных объектов, достойных визуальной разведки, тоже не было, так что с разрешения вахтенного офицера, продублированного буркнувшим что-то невразумительное командиром БПК "Свирепый", я "забурился" в ленкаюту, улёгся на свою постель на поролоновом матраце в новом чистом чехле, которой так полюбился проход между стеллажами в корабельной библиотеке, включил настольную лампу и предался самому моему любимому занятию - чтению интересных книг.

С раннего детства я читал книги, вернее, смотрел картинки в журналах, потому что в детстве я часто простужался, болел ангиной, оставался один дома (родители уходили на работу, а старший брат Юра - в школу) и мне давали разные журналы и книги, чтобы я не скучал. Журналы и книги были самые разные: "Мурзилка", "Весёлые картинки", юркины старые учебники, папины газеты "Правда" и "Известия", мамины журналы "Здоровье", "Крестьянка" и "Работница", а также наш общий семейный журнал "Крокодил". Любимыми моими книгами с самого раннего детства были, как ни странно, "Букварь" и "Русские былины" с великолепными иллюстрациями.

По картинкам и подписям к этим картинкам я очень быстро научился рисовать и читать, и делал это почти самостоятельно. При этом я всё время удивлял моих родителей, потому что вдруг быстро и чётко читал вывески, плакаты, объявления, например, во всеуслышание в городском автобусе вдруг объявлял: "Следующая остановка - дворец культуры!". Рисовать я научился путём перерисовывания карандашами в альбом понравившихся мне рисунков из "мурзилки" и "весёлых картинок", причём, если мой старший брат Юра рисовал "по клеточкам", то я рисовал сразу, образно представляя будущий рисунок (его образ) на листе в рисовальном альбоме.

Когда мне надоедало рассматривать журналы, листать страницы и перерисовывать картинки в альбом, я с трудом, но "охоткой", начинал читать подписи к картинкам, заголовки, а потом и текст статей в журналах. Постепенно мне открылся удивительный мир и я никак не мог понять и осознать - как в этих буквах-закорючках скрывается и раскрывается прекрасный окружающий мир, люди, герои, растений, животные, небо, море, облака...

Болеть всегда плохо, потому что чувствуешь себя нехорошо: жар, пот, сопли, головная боль... Чтобы отвлечься и "разбавить" болезненные ощущения чем-то радостным, я начал придумывать, сочинять, представлять, воображать и эти "воображения" начали постепенно выражаться в рисунках в моём рисовальном альбоме. Теперь я уже не перерисовывал чужие рисунки, а рисовал свои. Конечно, это были персонажи и герои сказок, былин и тех рассказов и статей, которые мне удалось прочитать. Мои родители просто поражались тому, что каждый раз, возвращаясь с работы, я показывал им свои рисунки и успехи в "самоподготовке"... Юрка очень завидовал моим рисовальным способностям, правда, при этом он насмехался и издевался над моими "корявыми рисунками", поэтому я упрямо и упорно с каждым днём рисовал всё лучше и лучше.

Именно тогда (перед школой), во время моих заболеваний гриппом, простудой и ангиной, я вдруг открыл для себя "юркины учебники" - я их просматривал и читал "от корки до корки". Мой старший брат Юра учился неплохо, но только "от сих до сих", то есть только заданные уроки, задания, примеры и т.д. Я же с детства начал читать школьные учебники ещё в августе, когда их выдавали ученикам в школьной библиотеке. Конечно, по привычке, в первую очередь я рассматривал картинки в учебниках и смешные "пририсовки", которые ученики пририсовывали к портретам учёных, к иллюстрациям, а то и просто что-то рисовали на полях учебников. Признаюсь, я тоже разрисовывал свои новые учебники вплоть до 10 класса...

Сначала я прочитывал "юркины учебники" бегло, как журналы, потом выборочно, то есть то, что меня заинтересовало, а потом - полностью, от начала до конца. Мне просто было жутко интересно вникать во что-то новое, открывать для себя что-то неизведанное, непонятное, непознанное. Конечно, учебники химии, например, мне изначально были непонятны и неинтересны, поэтому и учился я по химии "неважнецки", но вот учебники русского языка, истории, географии, биологии и физики приводили меня в восторг. Учебники математики я понял, принял и тоже начал читать "от корки до корки" только в 8-10 классах и в институте...

Вероятно, привычка и метод чтений, который зародился у меня в раннем детстве, стал причиной моего повышенного интереса к книгам. Моей "взрослой подругой" в школе стала учительница немецкого языка и библиотекарь школьной библиотеке, которая первой начала мне выдавать"под честное слово" любые учебники, журналы и книги из библиотеки домой. Это она научила меня "держать слово" и возвращать долг (долги) точно в срок и полностью, потому что она очень страдала, когда дети-ученики забывали где-то книги, небрежно относились к ним, задерживали или даже не возвращали их в библиотеку.

В 1967 года, начиная учиться в 7-м классе я, вступив в комсомол, получил право записаться во взрослую городскую библиотеку и немедленно воспользовался этим правом и рекомендацией, которую дала мне моя друг-библиотекарь школьной библиотеки Суворовской средней школы №1. Через две недели "испытательного срока" я уже помогал городским библиотекаршам оформлять формуляры на книги, расставлять книги по полкам и стеллажам, поправлять их (наводить порядок на книжных полках", составлять тематические выставки книг, рассказывал ребятам во дворе, на улице и в школе (классе) о прочитанных книгах. Вскоре я получил право самостоятельно копаться и рыться в книгах на полках стеллажей в библиотеке и открыл для себя массу интересных книг.

Самым моим любимым занятием в библиотеке следующее: взять небольшую деревянную стремянку с площадкой сиденья на вершине, приставить стремянку к стеллажу под тусклой (для экономии) потолочной лампочкой, залезть, выбрать нечитанные мной книги, усесться на вершине стремянки точно под лампочкой и рассматривать, листать и читать книги. Тогда, в конце 60-х и 70-х годов XX века не было компьютеров, компьютерных игр, мобильных телефонов, гаджетов, но были книги и советские люди в Советском Союзе были самые читающие граждане на планете... В СССР книги любили, уважали, собирали в домашние библиотеки и читали, много читали.

Весной 1968 года, когда в нашем 7 "А" классе началась пора дружб и влюблённостей мальчиков в девочек и девочек в мальчиков, когда тема любви и секса заполонили наши умы, головы и организмы, я "набрёл" на стеллажах городской библиотеки на "тайную полку", на которой за старыми и рваными книгами была целая библиотечка книг, брошюр и альбомов на так называемую тему "о половом воспитании". В то время это была "запрещённая литература" для подростков и юной молодёжи. Однако в нашем классе некоторые девочки во главе с Валей Архиповой уже активно интересовались такой литературой, да и парни тоже...

В этот год стало модным писать стихи, пожелания и афоризмы в тетрадки-песенники, дарить друг другу фотокарточки-визитки, говорить на тему любви и секса. Секс в то время был в запрете, о нём в открытую никто не говорил, но все об этих отношениях между мужчинами и женщинами знали, интересовались, говорили. Говорили о сексе и обменивались своими "знаниями" и мы... Более того, по рукам ходили перепечатки и переписанные от руки разные листки и "рассказы" типа "В бане", в которых рассказывалось о том, как барин-помещик заставлял крепостных и дворовых женщин и девок "ублажать его сексуально"...

Мне очень не нравились эти разговоры и смакование сексуальных подробностей подобных "рассказов", особенно мне не нравилось то, что эти подробности нравились кое-кому из самых активных наших девочек в классе. Я уже давным-давно знал из маминых книг "Справочник фельдшера", "Справочник акушера" и энциклопедии "Хирургия", как появляются на свет дети, какие бывают половые инфекции и венерические заболевания. Я даже знал о патологиях беременности женщин и об опасностях родов (видел иллюстрации). Кроме этого, я открыл полку книг о половом воспитании и бегло их все просмотрел и прочитал. Поэтому я решил показать эту полку книг в библиотеке нашим девочкам...

Однажды я взял в библиотеке три тонких брошюры о половом воспитании девочек и объяснил библиотекаршам о своём плане "перевоспитания полового интереса ребят и девчонок в классе": я решил "навести" их на эту полку. Библиотекарши сначала очень рассердились, что я открыл их "секрет", но потом смирились и поддержали меня, потому что "всё равно они (то есть мы) об этом узнаем". Брошюры эти я положил в свою парту и на перемене в присутствии наших девочек в классе сказал своему друг Славке Юницину: "Слав! Я в городской библиотеке нашёл такую литературу! Сплошной "секес"! Ты не поверишь! Там всё обо всём и открыто! После уроков вместе посмотрим и почитаем...". Сказал и побежал, якобы, в туалет, а когда вернулся - книг в парте уже не было...

Через два дня мои библиотечные книги-брошюры вновь появились у меня в парте и я после уроков на велосипеде поехал в городскую библиотеку, чтобы их сдать. Следом за мной на перекрёстке улиц Строителей и Пушкина побежали наши девчонки: Зоя Конькова, Лида Игнатова и Валя Архипова. Я не спеша доехал до библиотеки, "стреножил" велосипед, сдал мои книжки и начал рассеянно обходить ряды стеллажей. С разных концов библиотечного зала, как бы "невзначай", за мной следили девчонки...

Я несколько минут "водило" их между стеллажами, приседал, копался в книгах и туда немедленно после меня устремлялись: Зоя Конькова, Лида Игнатова или Валя Архипова. Наконец, они не выдержали и все трое окружили меня и прямо спросили, где я нашёл те три книжки, которые принёс в школу. Валя Архипова делала вид, что её это мало касается, а волевая и серьёзная Зоя Конькова и нетерпеливая и страстная Лида Игнатова буквально меня начали "допрашивать". Я чуть-чуть поиграл-поломался с ними, а потом показал им ту самую полку. В тот же миг интерес ко мне иссяк, они от меня отстали, потом зашикали и прогнали, сказав, что теперь это "их дело" и в классе всё изменилось... Скабрезные "сексуальные" рассказы и стихи типа "Лука Мудищев" исчезли, а вместо них начались сначала робкие, а потом азартные собрания-диспуты на тему "любви".

Точно такой же способ привлечения внимания моряков экипажа БПК "Свирепый" к книгам корабельной библиотеки и к чтению книг я применял до БС (боевой службы) и во время боевого похода: я часто брал и "публично читал" какую-либо интересную книгу, отвечал, когда меня спрашивали: "Что читаешь?" и не расхваливал, а "для затравки" начинал рассказывать сюжет-фабулу книги... Меня перебивали, тут же брали книгу в чтение и уносили с собой. Само собой самыми читаемыми книгами были: фантастика, приключения, военные романы и повести, детективы, исторические романы, юмористические и сатирические произведения и книги с эротическими сюжетами. Реже всего моряки читали произведения русских и зарубежных классиков.., но я, наоборот, "подсел" на них...

Вот так в воскресенье 26 августа 1973 года я с нескрываемым удовольствием читал сонеты Шекспира...

Кто хвалится родством своим со знатью,
Кто силой, кто блестящим галуном,
Кто кошельком, кто пряжками на платье,
Кто соколом, собакой, скакуном.
Есть у людей различные пристрастья,
Но каждому милей всего одно.
А у меня особенное счастье, —
В нем остальное все заключено.
Твоя любовь, мой друг, дороже клада,
Почетнее короны королей,
Наряднее богатого наряда,
Охоты соколиной веселей.

Ты можешь все отнять, чем я владею,
И в этот миг я сразу обеднею.

Уильям Шекспир — Твоя любовь, мой друг, дороже клада — Сонет 91: Стих. Перевод С. Маршака.

Весь мир — театр.
В нем женщины, мужчины — все актеры.
У них свои есть выходы, уходы,
И каждый не одну играет роль.
Семь действий в пьесе той. Сперва младенец,
Ревущий громко на руках у мамки…
Потом плаксивый школьник с книжкой сумкой,
С лицом румяным, нехотя, улиткой
Ползущий в школу. А затем любовник,
Вздыхающий, как печь, с балладой грустной
В честь брови милой. А затем солдат,
Чья речь всегда проклятьями полна,
Обросший бородой, как леопард,
Ревнивый к чести, забияка в ссоре,
Готовый славу бренную искать
Хоть в пушечном жерле. Затем судья
С брюшком округлым, где каплун запрятан,
Со строгим взором, стриженой бородкой,
Шаблонных правил и сентенций кладезь,—
Так он играет роль. Шестой же возраст —
Уж это будет тощий Панталоне,
В очках, в туфлях, у пояса — кошель,
В штанах, что с юности берег, широких
Для ног иссохших; мужественный голос
Сменяется опять дискантом детским:
Пищит, как флейта… А последний акт,
Конец всей этой странной, сложной пьесы —
Второе детство, полузабытье:
Без глаз, без чувств, без вкуса, без всего.

Уильям Шекспир — Монолог Жака из комедии «Как вам это понравится»: Стих.

Я читал, внимал, обдумывал каждую строчку, каждое слово и поражался мастерству слога, умности слов, понятий и рассуждений, глубине смысла и значения используемых слов. Читать произведения Шекспира было для меня наслаждением, потому что я читал их одновременно представляя себе их героев, видя их во сне, в забытьи между чтением, играя в героев пьес, стихов и сонетов Шекспира. Точно также я читал произведения Ильфа и Петрова, Л.Н. Толстого, Алексея Толстого, Эдгара По, Конан Дойла и других писателей, драматургов, поэтов и мемуаристов.

В это воскресенье я вдруг подумал и задал самому себе вопрос: "А сколько и каких книг ты, Сашка, прочитал в своей жизни?". Мне стало интересно, я взял в руки свой заветный рисовальный альбом, в котором хранились записанные от руки правила и нормы "годковского закона" и аккуратно, стараясь писать каллиграфическим "школьным" почерком, начал писать по памяти список книг, которые я прочитал за свою ещё короткую жизнь. Вот что у меня получилось (я писал не по порядку, а так, как вспоминал)...

Список книг от С. Довлатова
А.И. Герцен "Былое и думы"
Ф.И. Достоевский "Бесы", "Преступление и наказание"
Л.Н. Толстой "Севастопольские рассказы", "Война и мир"
А.И. Куприн "Гранатовый браслет", "Поединок", "Белый пудель"
А.Н. Толстой "Золотой ключик, или Приключения Буратино", "Хождение по мукам", Гиперболоид инженера Гарина",
Ю.К. Олеша "Три толстяка", "Зависть"
А. Грин "Алые паруса", "Бегущая по волнам"
Г.К. Честертон "Отец Браун" (сборник)
Г. Уэллс "Машина времени", "Человек-невидимка", Остров доктора Моро", "Война миров"
А. Экзюпери "Маленький принц", "Планета людей", "Приключения Чиполлино", "Мэри Поппинс"
О. Бальзак "Человеческая комедия" (сборник), "Шагреневая кожа"
Э. Хемингуэй "Старик и море", "По ком звонит колокол", "Прощай, оружие"
Л. Кэрролл "Алиса в Стране чудес"
Р. Стивенсон "Остров сокровищ", " Странная история Доктора Джекилла и мистера Хайда"
А. Дюма "Три мушкетёра" (все тома), "Граф Монте-Кристо" и т.д.
Д. К. Джером "Трое в лодке, не считая собаки"
Ч. Диккенс "Посмертные записки Пиквикского клуба", "Оливер Твист"
В. Гюго "Отверженные", "Собор Парижской Богоматери"
О. Уайльд "Портрет Дориана Грея"
Д. Уиндем "День триффидов"
У. Теккерей "Ярмарка тщеславия"
Д. Голсуорси "Сага о Форсайтах"
А.К. Дойль "Собака Баскервилей" (сборник рассказов о Шерлоке Холмсе и Джоне Ватсоне)
Э. М. Ремарк "На западном фронте без перемен", "Три товарища"
Р. Киплинг "Книга джунглей"
Г. Мелвилл "Моби Дик"
Т. Драйзер "Американская трагедия"
К. Воннегут "Бойня номер 5"
С. Льюис "Главная улица"
Д. Лондон "Зов предков", "Мартин Иден", "Белый Клык", "Морской волк"
Г. Грин "Любовь"
Гомер "Илиада", "Одиссей"
Д. Алигьери "Божественная комедия"
Д. Чосер "Кентерберийские рассказы"
Д. Свифт "Путешествия Гулливера"
М. Митчелл "Унесённые ветром"
Ч. Дарвин "Происхождение видов"
Н. Макиавелли "Государь" (с превеликим трудом достал и прочитал эту книгу, также, как книгу Ч. Ломброзо "Гениальность и помешательство")
Библия (эта мамина, вернее, дедушкина книга была у нас в родительском доме под строжайшим запретом)
Г. Флобер "Мадам Бовари"
У. Шекспир "Гамлет", Король Лир", "Отелло" (и все его другие пьесы)
М. Твен "Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна"
М. Сервантес "Дон Кихот"
Д. Дефо "Робинзон Крузо"
Ф. Рабле "Гаргантюа и Пантагрюэль"
А. Прево "История кавалера де Грие и Манон Леско"
Я. Потоцкий "Рукопись, найденная в Сарагосе"
Стендаль "Красное и черное"
А.С. Пушкин. "Евгений Онегин"
М. Лермонтов "Герой нашего времени"
Н. Гоголь "Мертвые души", "Вечера на хуторе близ Диканьки", "Тарас Бульба"
И. Гончаров "Обломов"
И. Тургенев "Отцы и дети"
М. Рид "Всадник без головы"
М. Салтыков-Щедрин "Господа Головлевы"
Я. Гашек "Похождения бравого солдата Швейка во время мировой войны"
М. Булгаков "Белая гвардия", "Мастер и Маргарита" (признаюсь, читал в машинописных копиях)
И. Ильф, Е. Петров "Двенадцать стульев", "Золотой телёнок", "Одноэтажная Америка"
М. Горький "Буревестник", "Детство. В людях. Мои университеты", "Старуха Изергиль", "На дне", "Мать" (и другие книги)
М. Шолохов "Поднятая целина", "Тихий Дон"
В. Каверин "Два капитана"
Р. Бредбери "451 по Фаренгейту"
Н. Носов "Незнайка на Луне"
К. Воннегут  "Бойня номер пять, или Крестовый поход детей"
А.М. Адамович, Д.А. Гранин "Блокадная книга"
Ч.Т. Айтматов "И дольше века длится день", "Белый пароход"
В.К. Арсеньев "Дерсу Узала"
И.Э. Бабель "Одесские рассказы", "Конармия"
П.П. Бажов "Уральские сказы"
Л. Пантелеев, Г.Г. Белых "Республика ШКИД" (книгу зачитали)
В.О. Богомолов "Момент истины" (книгу зачитали)
Ю.В. Бондарев "Батальоны просят огня", "Горячий снег" (книгу зачитали)
И.А. Бунин "Тёмные аллеи"
В.В. Быков "Мертвым не больно", "Сотников" (читали офицеры)
Б.Л. Васильев "А зори здесь тихие…", "В списках не значился"
А.М. Волков "Волшебник Изумрудного города"
А.П. Гайдар "Тимур и его команда", "Чук и Гек", "Военная тайна", "Голубая чашка" (книгу зачитали)
В.А. Гиляровский "Москва и москвичи" (книгу зачитали гости - высшие офицеры)
И.А. Гончаров "Обыкновенная история"
Л.Н. Гумилёв "От Руси к России" (эту книгу читали только я и начальник РТС капитан-лейтенант К.Д. Васильев)
М. Джалиль "Моабитская тетрадь"
В.Ю. Драгунский "Денискины рассказы" (часто брали эту книгу молодые матросы, салаги)
В.Д. Дудинцев "Белые одежды"
Н.В. Думбадзе "Я, бабушка, Илико и Илларион" (любимая книга замполита и командира БПК "Свирепый")
Ф.А. Искандер "Сандро из Чегема"
Л.А. Кассиль "Будьте готовы, Ваше высочество!", "Кондуит и Швамбрания"
В.П. Катаев "Белеет парус одинокий" (моя любимая в то время книга)
Л.И. Лагин "Старик Хоттабыч"
Н.С. Лесков "Очарованный странник"
Д.С. Лихачёв "Слово о полку Игореве" и культура его времени" "Раздумья о России (сборник)", "Рассказы русских летописей XII-XIV вв." (уникальная подборка была книг Д. Лихачёва, жаль, что оставил на корабле...)
В.П. Некрасов "В окопах Сталинграда"
В.А. Обручев "Земля Санникова"
Н.А. Островский "Как закалялась сталь" (как ни странно, но книгу зачитали до отдельных листочков)
К.Г. Паустовский "Повесть о жизни", "Мещёрская сторона"
В.С. Пикуль "Океанский патруль", "Баязет", "Плевелы", "Париж на три часа", "На задворках Великой империи", "Из тупика", "Реквием каравану PQ-17", "Моонзунд", "Пером и шпагой", "Звёзды над болотом" (эти книги были самым ценным достоянием крейсерской корабельной библиотеки БПК "Свирепый" и я их выдавал строго по формулярам и сам ходил за "должниками", требуя вернуть эти книги в библиотеку, причем, требовал, не глядя на "эполеты", звания и чины...)
А.И. Приставкин "Ночевала тучка золотая"
Б.Н. Полевой "Повесть о настоящем человеке"
Козьма Прутков "Сочинения"
Р.И. Рождественский "Стихотворения" (сборник)
Шота Руставели "Витязь в тигровой шкуре" (с трудом прочитал сам и только один раз)
А.Н. Рыбаков "Кортик", "Бронзовая птица", "Выстрел" (зачитали до дыр)
К.М. Симонов "Стихотворения" (сборник", "Живые и мёртвые" (любимая книга замполита и многих командиров боевых частей)
Л.В. Соловьёв "Повесть о Ходже Насреддине" (любимая моя книга всех времён)
Братья Стругацкие "Понедельник начинается в субботу" (тоде самое)
В.С. Токарева "Рассказы и повести"
А.Н. Толстой "Князь Серебряный"
Л.Н. Толстой "Хаджи-Мурат", "Казаки", "Анна Каренина", "Воскресенье" (эту книгу я не осилил)
А.А. Фадеев "Молодая гвардия", "Разгром"
Р.И. Фраерман "Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви" (эту книгу моряки брали чаще всего и вконец зачитали)
Е.Л. Шварц №Обыкновенное чудо", "Дракон", "Снежная королева"
И.Г. Эренбург "Люди, годы, жизнь"
В.Г. Ян "Чингиз-хан", "Батый", "К последнему морю"
Эпосы, былины, летописи; "Повесть временных лет" (изложение), "Былины", "Сказки народов России" (великолепные издания и сборники)
А. Кристи "Убийство в Восточном экспрессе" (сборник детективов А.Кристи пользовался невероятным успехом)
Э.А. По "Убийства на улице Морг"
У. Коллинз "Женщина в белом"
Геродот "История" (читал только я и очень увлёкся, даже выписки делал в свою тетрадь-дневник).

Я указал только небольшой список книг, которые читал во время службы на флоте, которые были в корабельной "крейсерской" библиотеке БПК "Свирепый". Например, я не указал большой библиотеки воспоминаний- мемуаров всех (!) советских военачальников и полководцев Красной Армии и Военно-Морского флота, победителей в Великой Отечественной войне. Сейчас, в 2017-2019 годах, я очень хорошо понимаю величайшую ценность той библиотеки военных мемуаров, их редкость, цельность и наполненность. Эти книги брали в нашей библиотеке только единицы и только высшие офицеры, при этом старались их "забыть" у себя... Должен сказать, что я принципиально сохранял эту библиотечку мемуаров в целости и сохранности, впрочем, как и все иные книги отличных коллекционных изданий...

Прерывая чтение, я бегал в столовую личного состава перекусить и покушать, показывал ребятам кинофильмы, а сам с нетерпением ждал освобождения от дел, чтобы "зашхериться" в библиотеке и продолжить чтение, в том числе вслух, самому себе и в лицах. Например, я вскакивал и декламируя наизусть диалоги героев книги Рафаэля Сабатини "Приключения капитана Блада", вставал в позу фехтовальщика и дрался на шпагах с пиратами, обидчиками мисс Арабеллы Бишоп. Ночью во сне, прекрасная и юная Арабелла Бишоп приходила ко мне в гости в образе Вали Архиповой и моей Феи красоты и страсти, и я разговаривал и изъяснялся с ней на изысканном культурном литературном поэтическом языке романов Александра Дюма, сонетов Уильяма Шекспира и остроумных мыслей, слов и понятий произведений Валентина Пикуля. Каким же я был в такие моменты красивым, ловким, сильным, мужественным, статным, умным и находчивым!

Опять поздно ночью я записал в свой дневник-ежедневник:
26 августа 1973 вс
Завтра, по идее, должен прийти танкер с почтой. Месяц не получали ничего. Вот будет радости! Сегодня у меня отдых, а так, - занимаюсь гантелями. Чувствую себя хорошо.

Неправда! Это непрерывное выборочное чтение большого количества интересных книг вымотало меня и я устал, как будто целый день таскал мешки с сахаром. Вот почему, потирая пролежни на боках, я занимался гантелями. Морально я чувствовал себя хорошо, а вот физически - плохо. Отдыхать только лёжа и перенапрягать глаза при постоянном чтении - это очень трудное занятие, трудное и вредное... Хотя, увлечённо жить и работать - всегда трудно, хлопотно и вредно... Лучше спать! Спокойной ночи, Сашок...

Фотоиллюстрация: 26.08.1973 года. Северная Атлантика. "Фареро-Исландский рубеж" (англ. GIUK gap). БПК "Свирепый". Одна из первых фотографий, сделанных моим отцом, Суворовым Сергеем Ивановичем, в только что приобретённым фотоаппаратом "Смена". Февраль 1957 года. Город Суворов. Я болею ангиной, меня родители оставили одного дома, дали кучу журналов и ушли на работу. Я с удовольствием "болел", рассматривая картинки и "читая" подписи к ним и заголовки статей в журналах. Так я учился читать, перерисовывать картинки в свой альбом, приобщался к чтению и "заболел" чтением навсегда. "Книги - это корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению" - Фрэнсис Бэкон (1561-1626), английский философ, историк, политик, основоположник эмпиризма и английского материализма.