Невеста Христа

Горбушин Денис Валерьевич
Для начала рассмотрим вопрос о корректности самого названия данного публицистического труда «Невеста Христа». Ведь разве есть на свете человеческая женщина достойная стать Невестой Христовой? Нет такой женщины среди людей!

Так кем же тогда является Невеста Христова?!
В послании апостола Павла, Церковь описывается как чистая дева, обрученная с Христом:
«Ибо я ревную о вас ревностью Божиею; потому что я обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою». (2Кор.;11:2).
Святой Киприан Карфагенский пишет, что: «Невеста Христова искажена быть не может: она чиста и нерастленна, знает один дом и целомудренно хранит святость единого ложа». А мученик Ириней Лионский подчёркивает: «Ибо где Церковь, там и Дух Божий; и где Дух Божий, там Церковь и всякая благодать, а Дух есть истина».

Образ Церкви, как святой и непорочной невесты Христовой, развит Павлом в послании к Ефесянам:
«Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее,
чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова;
чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна». (Еф.;5:25-27).
В своём толковании Библии, профессор Санкт-Петербургской духовной академии, Александр Павлович Лопухин дал соответствующее разъяснение:
«Но если муж есть Глава жены и жена обязана ему повиноваться, то — отсюда начинается увещание к мужьям — и мужья обязаны свои требования к женам соразмерять с любовью. Они должны любить своих жен и любить именно так, как Христос возлюбил Церковь и Себя предал за нее. Таким образом Ап. научает мужей самопожертвованию в видах истинной пользы их жен. Но сейчас же, во избежание всяких недоразумений и перетолкований, каким могло подвергнуться это требование Апостола со стороны жен, Ап. указывает границы, какими должно определяться это самопожертвование мужа. Христос — говорит он — Своим самопожертвованием хотел освятить Церковь, очистив ее предварительно «банею водною» или омовением, какое получается в таинстве крещения, «посредством слова», т. е. посредством тайнодейственной формулы, произносившейся при крещении: «во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Злат., Феодорит). Конечною целью, какую имел при этом Христос, было то, чтобы соделать Церковь чистою и непорочною и поставить ее рядом с Собою как невесту, в день Своего второго пришествия, хотя она и теперь уже является такою невестою для тех, кто способен видеть ее величие (Апок.19:7,;8). Значит, и любовь мужа к жене должна доходить до самопожертвования только там, где дело идет об истинном благе жены: во всех же других случаях, когда требования жены к самоотвержению мужа не имеют такого основания, понятно, странно было бы требовать от мужа, чтобы он непременно жертвовал собою для жены».

Церковь по-матерински любит всех людей, подражая Богу:
«да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных». (Мф.;5:45).

Любовь Христа и Церкви является глубоко таинственной с человеческой точки зрения. Апостол Павел так и пишет: «Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви». (Еф.;5:32).

Однако великому апостолу Любви святому Иоанну Богослову приоткрылось будущее: «И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцать звезд. Она имела во чреве, и кричала от болей и мук рождения» (Откр. 12:1-2).
Данное пророчество в своём толковании Библии, профессор Санкт-Петербургской духовной академии, Александр Павлович Лопухин разъяснил следующим образом:
«В своём толковании Библии, профессор Санкт-Петербургской духовной академии, Александр Павлович Лопухин дал соответствующее разъяснение: «Пред глазами тайнозрителя явилось на небе великое знамение. «Явилось» употреблено в смысле «оказалось пред глазами», «внезапно стало видимым». Знамение есть такой символ, такое символическое явление, которое имеет знамение не только в отношении к цели, с которою оно употреблено, но и само по себе и в себе (2Кор.12:12). Знамение — небесного происхождения, и должно быть понимаемо и принимаемо как особенный способ откровения Божией воли. Знамение это есть жена. — Самым справедливым мнением может быть признано то, которое принимается большинством толкователей и которое состоит в понимании под образом жены Христианской Церкви и притом на всем протяжении ее истории, от первых дней апостолов и кончая временем господства антихриста. Жена — это именно святая и славная Христова Церковь, какою она была с самого своего начала и какою она должна остаться до конца мира, — Церковь победоносная, Церковь всех и все освящающая божественною благодатью, Церковь, как верная жена, состоящая в неразрывном брачном союзе с Господом Иисусом Христом и постоянно рождающая новых и новых чад не только через обращение неверующих, но и через таинства крещения и покаяния. — Одеяние жены в солнце есть выражение высшей славы, чистоты и совершенства жены — Церкви. Луна при жене — с тою же целью, т. е. для придания ей большего света и большего блеска, для более очевидного обозначения ее прославленности и близости к небу. Этой цели служат и звезды, окружающие голову жены в виде (не короны) венца, говорящий о том, что ее слава есть следствие её победы, её личного достоинства. А то, что венец этот состоит именно из 12 звезд, ясно указывает на то, что Церковь Христова украшается двенадцатью апостолами».

«Жена имела во чреве и кричала, так как наступило время ее родов. Эти мучения — муки и труды Христианской Церкви, которые испытывает она при рождении — приобретении каждого нового члена, при обращении заблуждающихся, при раскаянии грешника и относятся вообще по всему времени существования Христианской Церкви. Знамение дракона Иоанн также видит на небе, что означает лишь то, что его образ был замечен на небесном своде, где явился и образ жены».

Впервые опубликовал на портале "Православный Медик" http://pravmed.cerkov.ru/nevesta-xrista