Вопл, или Крик гражданского негодования номер Икс

Светлана Догаева
Мы почти ни на что не можем повлиять. Мы, обычные граждане, не в состоянии  повлиять на «неприкасаемых». Ну и чёрт с ним, а я всё равно скажу. То есть, напишу. Ибо – уже распирает.

Да, мы не можем ни на что повлиять, но мы можем высказаться. Хотя бы. Ибо – гласность. Последствия проявления гласности невооружённому глазу невидимы, но зато – какое облегчение!

Эпоха Бескультурья давно настала и правит бал в нашем современном мире. Как писал в своё время английский писатель Г.П. Вудхауз, создавший бессмертных персонажей – Дживса и Вустера, - дискуссия достигла точки насыщения. Или, выражаясь коротко, по-русски, за…ло.

Недавно из Третьяковки спёрли картину известного (уже не всем, увы) русского художника Архипа Ивановича Куинджи. Прямо посередь выставочного мероприятия. На глазах у публики сняли с подставочки и уволокли в голубые дали – с целью, видимо, получения зелёных либо разноцветных бумажек от какого-нибудь нечистоплотного частного коллекционера.

Очень плохо, скажет любой нормальный человек – и повторю я. Очень плохо. Что спёрли - и так легко.

Картину нашли быстро, слава нашей полиции. Можно больше за судьбу шедевра Куинджи не беспокоиться. Некоторое время. А в Третьяковке - ПОСЛЕ кражи - решили установить датчики-фигатчики и прочую электронику, а заодно и удвоить количество охранного персонала.

А раньше, до кражи, - слабО было, да?! Не знали, что у вас в галерее имеются такие соблазнительные для воров полотна, да?! Тогда давайте лучше я директором Третьяковки стану. У меня, по крайней мере, имеется о художниках мирового уровня и их работах хоть какое-то, вполне  адекватное, более или менее аутентичное,  представление.

Люди! Ау  – у кого нет работы, рысью – в Третьяковку, там в охранники принимают! Может быть, кто-то из вас успеет!..

Комментарии представителей касты «неприкасаемых» по поводу кражи были. А как же. Само собой. Это их обязанность – всё знать (по докладам) и во всё вникать (по трафарету). Кто им только эти трафареты пишет-сочиняет, хотелось бы мне знать! Кто их только пишет, а главное – кто их редактирует?! Узнаю – голову оторву, и ни разу – ни разу, повторяю, – не раскаюсь в оторватии головы (или голов)!

Пресс-секретаря президента В.В. Путина, господина Д. Пескова, я всегда уважала. Как и самого президента. У них обоих тяжёлая работа, я бы на такую должность – как президента, так и его пресс-секретаря, - ни за что бы не согласилась, хоть вы меня озолотите и повесьте над моей макушкой ангельский нимб. Собачья работа, что у одного, что у другого. Уважаю, да. Я человек лояльный и законопослушный. Но и моему терпению, увы, оказывается, есть свой предел. Потому что я – человек, к сожалению, ГРАМОТНЫЙ. С детства это у меня – грамотность, то есть, в широком смысле слова, понимание сути и смысла слов и выражений, а если проще -  грамматических конструкций  нашего «великого и могучего». Я русский язык имею в виду.

Пресс-секретарь президента России Д. Песков высказывается по поводу кражи картины А. Куинджи из Третьяковской галереи. В новостях, прослушанных лично мною по радио «Маяк», звучат его слова. И что я слышу? Голосом и с интонациями всенародно любимого артиста В. Ланового  в роли офицера СС из мини-сериала «Семнадцать мгновений весны», убеждающего  будущего директора ЦРУ Аллена Даллеса в важности своей миссии, пресс-секретарь Д. Песков заявляет следующее:

- Картины Куинджи и других художников (бла-бла-бла) не имеют ЦЕННОСТИ, они бесценны!..

То есть… ТО ЕСТЬ?! Что это такое?! А вот что: пресс-секретарь президента В.В. Путина путает понятия «ЦЕННОСТЬ» - и «ЦЕНА». О Боже мой!

Картины могут не иметь цены – в иносказательном смысле. Это означает, что как наследие мировой культуры они бесценны.

А ценность, тем не менее, они всё же имеют. Пусть и космически запредельную. Потому что ценность – это определение уровня цены. ЦЕНЫ! Пусть и космической, но – цены. Выраженной в современных денежных знаках или же в золотом – либо каком угодно другом, алмазном, например, эквиваленте, - то есть, в  фондовом запасе страны.

Понятно, давно уже понятно, почему многие писатели – и не только русские – спивались,  стрелялись – в том числе, лезучи очертя голову в опасные дуэльные мероприятия, чтобы их кто-нибудь, наконец, пристрелил, -  а также  топились, вешались и так далее. В великой и великолепной, поистине,  бессмертной поэме Венедикта Ерофеева «Москва – Петушки» это высказывается и художественными средствами показывается со всею очевидностью и абсолютной доступностью для восприятия любого – любого и каждого! –  человека. Как грамотного, как и безграмотного. Потому что наступает момент, когда культурный человек говорит себе - и другим - что - всё. ВСЁ. За...ло.

Геннадий Шпаликов, например, повесился. И понятно – почему именно. Мне, как писателю, например, это вполне понятно. А кому непонятно – тому я объяснять не буду. У тех, кому это непонятно, иной уровень толщины шкуры, а уровень сей зависит от степени врождённых и благоприобретённых способностей грамотного человека и, скажем так, углублённости и многоступенчатости - уровней же -  его личного культурного восприятия всего, происходящего с нами и вокруг нас в этом бренном мире. Вы поняли, что я сказала? Нет? Это ваши проблемы, не мои. Сами разбирайтесь.

К счастью, я, хоть я и писатель, но я – женщина, так что мне, скорее всего, как впадание в алкоголизм, так и стремление к самоповешению вряд ли грозит. Я в депрессию не впаду, хотя порою и очень хочется. Но лучше я впаду в состояние гражданского негодования, в которое – особенно в последнее время – мне волей-неволей приходится впадать достаточно часто. По причине расширения ареола общего гражданского же бескультурья, кое я - и подобные мне люди - имеют несчастье наблюдать практически повсеместно.

Последствия моего гражданского негодования вполне предсказуемы. Недаром же я училась на историческом факультете педагогического института, экстраполировать, слава Богу, научилась. Человек пять-семь лайкнут мою статью на ВК, столько же – примерно – в Фейсбуке и на ОК (Одноклассниках), возможно, человек 20 прочитают на сайтах Проза.ру и Стихи.ру. Всем им – спасибо. Большое и человеческое. А если я тисну свою статейку в Твиттере, тогда, может быть, её даже пресс-секретарь президента В.В. Путина прочитает, господин Д. Песков, которого я, несмотря на его дикую безграмотную оговорку, всё же искренне уважаю – за его тяжёлую работу и…  и вообще. Если прочитает и президент США Дональд Трамп – ну, пардон, тут уж я ничего не могу поделать. Гласность теперь во всём мире в приоритете, таков очевидный факт.

Так что – мы ни на что не можем повлиять. Но мы можем, слава чему и кому угодно, хотя бы высказаться! И я имею все основания для вполне обоснованного предположения, что высказываться мне в дальнейшем придётся ещё не один раз… и всё по тому же поводу, а именно – по поводу наступившей, увы, повсеместно Эпохи Общего Бескультурья.