Азовские трофеи

Светлана Астапенко
Тысячи туристов приезжают в станицу Старочеркасскую – бывший город Черкасск. Многие из них посещают знаменитый каменный храм Воскресения Христова. Перед храмом, на майдане, у соборной колокольни находятся так называемые «Азовские трофеи». Те из туристов, которым посчастливилось прийти сюда с экскурсоводом, могут услышать такую версию их появления в городе Черкасске: «В 1637 году донские и запорожские казаки захватили турецкую крепость Азов. В 1641 году гарнизон Азова, числом около 6 тысяч казаков, выдержал 93-хдневную осаду многократно превосходящих сил противника. Османская армия, по разным данным, составляла от 150 до 250 тысяч человек. Казаки просили помощи у московского царя Михаила Фёдоровича Романова. Однако тот велел донцам покинуть город. Уходя в 1642 году из Азова, казаки в качестве трофея забрали коромысло городских весов, городские ворота, калитки, потому что "кто владеет воротами - тот владеет городом!"».  Однако, изучив ряд исторических трудов по данной теме, можно прийти к неожиданным выводам.

Сначала познакомимся с некоторыми работами собирателя памятников донской старины Григория Левитского. В статье, датируемой 1852 годом, он пишет, что при входе в храм лежит двойная железная дверь и две петли, привезенные, как говорит предание, из Азова в 1643 году. Левитский спрашивал старожилов на станичном сборе 13 декабря 1846 года и те показали, что предание это перешло к ним от отцов и дедов. [1] Кстати, двойная железная дверь – это на сегодняшний две калитки высотой 270 см, шириной 77 см и толщиной 6 см.
Далее в статье Григорий Андреевич пишет, что он обнаружил на глубине около метра у западного входа церкви железную дверь большего размера, признанную старожилами азовской.[1] Эта дверь сегодня занимает центральное место в азовских трофеях. Её размеры в переводе на метрическую систему мер 240 на 132 см и толщина 8 см.

В другой статье от 1870 года Г. Левитский добавляет к вышеуказанным трофеям стрелу от азовских весов. [2.177] Сегодня этот трофей экспонируется на выставке в Старочеркасском музее. Левитский дает ссылку в этой статье на историю В. Броневского. Что же мы видим у него.

Броневский пишет, что исполняя царский указ, казаки вывезли из Азова все запасы, артиллерию и снаряды, подкопали уцелевшие стены и башни, взяли с собой Чудотворную Икону Св. Иоанна Крестителя и переехали жить на Махин остров.[3.149] То есть В. Броневский не упоминает ни калиток, ни петель, ни городских весов.

Рассматривая более ранние исторические труды, видим следующее.    А. Ригельман в «Истории или повествовании о донских казаках» от 1778 года пишет, что казаки, не получив помощи, взорвали, сожгли Азов и возвратились на Дон с «великою добычей».[4. 56] Что входило в эту «добычу» автор не упоминает. Байер Г. З. в книге «Древние Азовские и Крымские известия», относящейся к XVIII веку, пишет, что казаки не имея надежды на «чужестранную помощь» спасались заблаговременно, забрав из города пожитки и подорвав остатки крепостных сооружений. [5. 101]

В. Д. Сухоруков в своем труде, посвященном донскому казачеству, пишет, что в апреле 1642 года в Азов прибыл дворянин Засецкий с грамотой, в которой государь убеждал казаков добровольно покинуть город. Казаки беспрекословно исполнили царскую волю, вывезли из Азова церковную утварь, всю артиллерию и свое имущество.[6.209]

Савельев в исследовании, посвященном трехсотлетию донского казачества, отмечает, что казаки, покидая Азов, взяли с собой образ Иоанна Предтечи, церковную утварь, колокола, артиллерию, разные запасы и имущество, вышли из города, который «оставили пустым, разоренным, пристанища в нем никакого не было».[7.25]

И только в трудах историков начала XX века мы наконец-то видим упоминание о калитках и весах, как части «Азовских трофеев». Так в книге «Картины былого Тихого Дона» читаем следующее. Казаки вывезли из Азова 80 пушек, крепостные железные ворота с петлями, железные калитки, городские железные весы со стрелою. Из церкви Иоанна Предтечи взяли медное пятиярусное паникадило, чудотворную икону Иоанна Предтечи и всю церковную утварь. [8. 96] В книге, посвященной 200-тлетию Старочеркасского собора, Л. В. Богаевский подробно описывает и огромную железную дверь, и две калитки, и коромысло азовских весов со стрелою. [9. 14]

Конечно, неправомерно делать далеко идущие выводы, изучив достаточно небольшое количество исторической литературы, посвященной азовскому осадному сидению и, как следствие, азовским трофеям. Рассуждая логически, можно предположить, что историки просто не упомянули о калитках и весах, как составляющих частях «великой добычи». Казак – это, прежде всего, воин. Главное для него оружие, артиллерия, которые поступали на вооружение донцов только в качестве трофеев. Большинство казаков были  православными, поэтому церковная утварь, иконы, паникадило для них может быть ценнее, чем калитки и врата захваченного города.

Так или иначе «Азовские трофеи» навсегда останутся символом  подвига, когда небольшой отряд казаков в течение трех месяцев противостоял огромной армии Османской империи.
 
Список использованной литературы и источников.
1. Левитский Г. А. Краткое историческое описание Старочеркасской соборной церкви во имя Обновления Храма Воскресения Христова// Донской временник. Год 2016-й / Дон. гос. публ. б-ка. Ростов-на-Дону, 2015. Вып. 24.
2. Левитский Г. А. Старочеркасск и его достопримечательности. // Донские епархиальные ведомости. 1870. №5. 1 марта.
3. Броневский В. История Донского войска. Ч. 1. С-П. 1834.
4. Ригельман А. История или повествование о донских казаках. 1778 года. Москва, 1846.
5. Байер Г. З. Древние Азовские и Крымские известия. С-П. Академия наук, 1782 .
6. Сухоруков В. Историческое описание Земли Войска Донского. Ростов-на-Дону, 2001 .
7. Савельев А. Трехсотлетие Войска Донского 1570-1870 г. Очерки из истории донских казаков. С-П., 1870.
8. Картины былого Тихого Дона. Краткий очерк истории Войска Донского.  С-П., 1909.
9. Богаевский Л. В. Старочеркасский собор. 1719-1919 гг. Новочеркасск, 1919.