Разговор с Борисом Васильевым о жизни и добре

Любовь Коваленко
Борис Васильев:

- А вам не кажется, что в праздники люди перестают думать? Вспоминать о потерях, горестях, нехватках, недостатках, болях, печалях? Да и сами праздники возникли, когда люди вырвались из трудностей хотя бы на время... Праздники необходимы, как радость, но давайте всё же помнить, что в праздники мы сентиментальнее, снисходительнее и глупее, чем в будни...

Я:

-Согласна, что человек, который любит праздники, любит быть глуповатым и легкомысленным. Он примеривает на себя это состояние и уже не хочет с ним расставаться, потому что так проще жить, не замечая плохого, чтобы не оказывать сопротивление.

Борис Васильев:

- Цель, ради которой мы спускаемся в жизнь с коня материнских колен, определяется отцами. Мать дарует нам силу и здоровье для этой отцовской цели, если мы - плод любви, а не потливой похоти. На этой взаимосвязи любви и долга доселе держится мир...
Женщины вообще консервативнее, а ведь именно они создают тот особый дух семьи, который мы, однажды вкусив, носим в себе до последнего часа. И так было во всех семьях, иннерционно стремившихся передать нам нравственность вчерашнего дня, тогда как улица - в самом широком смысле - уже победно несла нравственность дня завтрашнего. Но это не рвало нас на части, не сеяло дисгармонии, не порождало конфликтов: это двойное воздействие в конечном итоге и создало тот сплав, который так и не смогла пробить крупповская сталь.
Конечно, воспитывает не только внешняя и внутренняя среда, а сумма самых неожиданных и труднопредсказуемых влияний, сумма авторитетов семьи, двора, улицы, детских и взрослых коллективов. Воспитание не профессия, а призвание, талант, дар божий...

Я:

- Вы говорите: "Цель жизни определяется отцами", то есть каждый отец хочет, чтобы его сын был продолжателем им начатого дела? А если у отца нет никакой жизненной цели или отец вообще отсутствует в жизни ребёнка, то и ребёнок будет проживать свою жизнь бесцельно, бессмысленно, ничего не передав своим детям: ни мудрости, ни жизненного опыта, потому что его жизненный опыт в таком случае нельзя и считать за опыт?

Борис Васильев:

- Вероятно, у него были враги - нельзя честно прожить жизнь, не нажив врагов. Отец никогда не говорил о них: он говорил только о друзьях, и зло не имело у него права голоса. Он жил с ощущением, что кругом только очень хорошие люди, и всегда вёл себя так, чтобы занимать как можно меньше места. Он никогда не входил первым, никогда никого не отталкивал и никогда не садился в городском транспорте...
Он был вполне определённым русским социальным типом. Ныне настолько редким, что впору вспомнить о Красной книге.

Я:

- Вы очень хорошо отзываетесь о своих родителях. И прямо в точку попали, что таких людей, которые стараются прожить скромно и  не стараются занимать много места, можно заносить в Красную книгу или писать о них в житиях святых. Ведь это Вы про своё время говорите, про 20 век, а сейчас мужчина в транспорте не только не занимает места, а он старается занять два места вокруг себя, всё пространство. Что это? Комплекс неполноценности? И как точно Вы определили социальный тип русского человека. Вот эти не русские, которые раскорячиваются в транспорте на пол вагона. Это дикари племени тумба-юмба. А русских людей сейчас можно по пальцам пересчитать. Именно социальный тип русского человека. Остальные произошли от древних наших предков - обезьян.
Да, конечно, это комплекс неполноценности: "Если у меня душонка маленькая, то я хоть своим телом побольше места займу". И так во всём по жизни. Лучшее место под солнцем, чтобы не замечать своей человеческой и нравственной неполноценности.

Борис Васильев:

- Писателя отличает одно странное свойство: способность отчётливо помнить то, что с ним никогда не случалось. Это не память разума, а память чувств, свойственных человеку, и когда разворошишь её - видишь, слышишь, обоняешь и осязаешь, как наяву. И коли случается такое - разговариваешь с героями как с реальными людьми, болеешь их болями и смеёшься их шуткам...только искренность писателя есть его единственный пропуск в читательскую душу...
А ещё мне представляется, что писатель - Творец. Он создаёт мир, который не существовал ранее, и населяет его людьми, рождёнными не женщиной, а им самим. Он управляет событиями в этом созданном им мире, он вяжет из событий истории, он заставляет солнце светить, когда он этого хочет, и присылает дожди и ненастья по собственной воле. У него огромная божественная власть в мирах, сотканных им из собственной бессоницы, и значит, он должен быть справедлив, как высший судия. А справедливость - это победа добра.
И я мечтаю об этой победе. Я мечтаю о ней постоянно, неистово и нетерпеливо и сражаюсь за неё на всех доступных мне фронтах. Добро должно восторжествовать в этом мире, иначе всё бессмысленно. И я верю, оно восторжествует, потому что мои мечты всегда сбывались.

Я:

- Как здорово, что у Вас сбывались все мечты. Это справедливо, что у хорошего человека в жизни всё рано или поздно сбывается. Ещё Сократ вывел такую формулу, что "хорошему человеку не может навредить дурной". И этому есть подтверждение в жизни (лично для меня). Потому что у хорошего человека в итоге всё получается к лучшему для него самого, и пройдя через трудности и испытания, он закаляет волю и становится сильнее и лучше, чем был, многое начинает воспринимать иначе и обретает мудрость. А если что-то не сбывается в жизни, то, возможно, потому, что человек ещё недостаточно поработал над своей душой, чтобы стать хорошим и получить свою награду. В жизни всё так же как в сказке, и добро побеждает зло, только надо это заметить и понять.

Борис Васильев:

- Всё верно. В молодых сердцах надо сеять восторг - и пожнёшь жажду подвига.
Не потому, что дети отличаются невинной жестокостью, а потому, что старость только тогда имеет право на уважение, когда молодость нуждается в её опыте...


P.S. Хочется извиниться перед очень интересным человеком за то, что я украла у неё способ общения с людьми, которых никогда не встречу. Но я попробовала, и мне понравилось. Спасибо Елене Пацкиной за подсказку, как можно встретиться с человеком, которого уже давно нет в живых или он недоступен по какой-то другой причине.