Памятная встреча

Светлана Ионихина
      Во все времена в разных уголках земли нашей русской согласно промыслу Божьему рождались люди, которые от рождения до кончины всю свою жизнь совершали подвиг. Подвиг благочестия.

      Всему православному миру известны имена Сергия Радонежского, Серафима Саровского, Ксении Петербургской, Матроны Московской.

      В наших краях  жила и подвизалась блаженная старица Мария Ивановна Матукасова, которая всей своей жизнью, подвигом своим прославила землю самарскую на долгие времена и расстояния.

      Я хочу рассказать о своей встрече с блаженной старицей.

      Мне было двадцать пять. Я была молода и очень восприимчива ко всем жизненным проявлениям. Моя жизнь на тот момент казалась мне совершенно безрадостной. Муж, отец моих детей оказался безответственным пьяницей. Он бросил свою работу и, предаваясь разгульной праздности, совершенно не заботился о проблемахх насущных семьи. Мне пришлось все заботы о семье взять на себя. Упрёки свекрови, обвинявшей меня в таком непотребном поведении сына, доводили меня до отчаянья. Без какой либо моральной и материальной поддержки с стороны мужа, да и вообще с любой стороны, моё будущее, будущее сына Володеньки и дочки Машеньки виделось мне сплошным тёмным пятном.

     Однажды, прочитав в областной православной газете "Благовест" статью о Марии Ивановне, я решила поехать к ней. Зачем? Сама не знаю. Наверное хотелось получить какое-то утешение, успокоение души. Показав статью своей подруге, я уговорила её поехать со мной в Кинель-Черкассы, где при храме Вознесения Господня жила и подвизалась в своём подвиге блаженная старица Мария. Поездку несколько раз приходилось откладывать из-за не хватки денег. Но вот наконец, получив зарплату и детское пособие, я не без труда выкроила сумму, достаточную для проезда и мы с подругой назначили день.

     Ночь на кануне поездки была беспокойной. Я долго не могла заснуть, боясь проспать на автобус. Дорога предстояла не близкая и это волновало. Ещё больше беспокоила сама встреча со старицей. Как всё произойдёт? Что она мне скажет? Очень долго не могла заснуть, мысли разнообразные одолевали. Когда, наконец, сон сморил, я увидела будто иду я из сарая с бидоном молока через двор к своему подъезду. А с другого угла двора мне наперерез идёт мужчина в чёрном костюме, в котелке и с тросточкой. Смотрю я на него и думаю, что он как будто свой, местный и, в то же время чужой. Настолько чужой, что от него бежать хочется. Бежать без оглядки и чем быстрее, тем лучше. Но я не могу бежать, бидон, полный молока ноша не лёгкая. Смотрю, а мужчина, приближаясь ко мне, вдруг, коровой оборачивается, рога свои на меня направляет и боднуть норовит. Что есть силы я бидоном размахиваюсь, и бью корову-то прямо в лоб про меж рогов. Встретив отпор, корова мотнула своей рогатой головой, да и пошла прочь. я смотрю ей в след, а это не корова вовсе, а тот самый мужчина в котелке и с тростью. Оглядывается на меня с ехидной улыбочкой и тростью своей машет, мол "до свидания".

     В страхе просыпаюсь и думаю: может мужа разбудить, всё таки живая душа рядом. Хотя что с него взять? Он мне не поддержка. Пьяный он. Встала, подошла к детской кроватке, дочурку на руки взяла и с собой спать положила. Прижала её к себе и так мне спокойно стало, куда страх делся?!.

     Заснула быстро и вновь вижу: идём мы уже с мужем, он несёт дочку на руках, а у меня всё тот же бидон с молоком. Я ему и показываю, мол, смотри сейчас он появится, тот мужчина в котелке с тросточкой. Муж не верит мне, говорит фантазирую. Но только дошли мы до середины двора, как из того же угла выходит мужчина и идёт нам наперерез. Приближаясь, коровой оборачивается, рога на нас направляет. Но и я не с пустыми руками и теперь я не только за себя борюсь, а за дочку свою Машеньку. Бидоном что есть силы размахиваюсь и про меж рогов корове, про меж рогов...Корова разворачивается и уходит от нас прочь, удаляясь превращается в мужчину и злобно машет своей тростью...

      Снова просыпаюсь, правда мне уже не так страшно, досадно больше, что не могу заснуть как следует и отдохнуть перед дорогой.

      Потихоньку встала с кровати, пошла на кухню, холодной воды напилась из под крана и снова улеглась. Дочку к себе прижала и мало по малу стала засыпать...

      .....Вижу как иду я по дороге к церкви, а за мной тёмные тени. Много их. Плотной стеной ко мне приближаются и будто не хотят меня в храм пустить. А я иду, их не вижу, но спиной чувствую, что они рядом. И мысль в голову приходит: может мне от них откупиться? Достаю из кармана мелкую монету и начинаю бросать назад, нате, мол, вот вам, возьмите и отстаньте от меня. Но тут, вдруг, снова мысль: что ж я, дурочка, делаю? Мне же в Кинель-Черкассы нужно ехать, к Марии Ивановне. А денег-то у меня лишних нет, еле-еле наскребла на дорогу. Зачем же я их тогда раздаю?! Ну уж нет! Ничего вы от меня не получите. Да пошли вы прочь! И молитву читать начинаю "Отче наш". Слова молитвы сначала путаются, я с трудом пытаюсь восстановить её в памяти и произнести вслух. Так с молитвой и вхожу в храм и тёмные тени за мной. С трёх сторон меня окружают, а близко подойти не могут.

      Встав под куполом церкви, я преклоняю колени и на меня опускается свет...

      Наконец-то закончилась эта ночь. Мне она показалась очень долгой. Но вот уже скоро зазвонит будильник, надо будет вставать и собираться в дорогу. Я ещё немного полежала с закрытыми глазами и поднялась за пять минут до будильника...

   ...Купив билеты в кассе самарского автовокзала, мы с подругой помчались к автобусу. До отправления оставалось каких-то пара минут. Двери закрылись буквально у нас за спиной и автобус тронулся в путь. Мы заняли свои места, согласно билетам, хотя с таким же успехом могли сесть на любые, автобус был почти пуст.

      Кроме нас в салоне сидели четыре человека: мужчина лет пятидесяти с женщиной лет сорока семи, и молодая пара. Судя по тому как парень заботливо старался упредить все желания своей беременной спутницы, это были супруги. Я подумала, что возможно они как и мы паломники к святой старице и оказалась права. По дороге мы разговорились. Старшая из женщин оказалась довольно словоохотливой и рассказала, что это не первая их поездка к Марии Ивановне. Они ездят к ней каждый раз, как только в их жизни появляются какие-то сложности. И в этот раз они, испросив благословения у батюшки, всей семьёй отправились на встречу с Марией Ивановной. Молодая пара это были их сын со снохой. Услышав про благословение от батюшки, я как-то сникла. Мне даже в голову не пришло, что на встречу со старицей нужно благословение. Я собралась ехать к ней просто прочитав газетную статью. Меня стали одолевать сомнения, а вдруг Мария Ивановна нас вообще принять откажется? Если так случится, то больше я к ней уж точно не попаду. Сомнения усилились, когда моя подруга спросила:

- А что, разве обязательно нужно, чтобы батюшка благословил на встречу с Марией Ивановной? Без этого никак нельзя?

- Конечно! - ответила женщина. - Ну сами подумайте что будет, если к ней начнут ездить все, кому не лень. Её на всех не хватит.

    Я окончательно расстроилась и если бы не подруга, то скорее всего, вернулась бы обратно, так и не дойдя до Марии Ивановны. Но подруга обладала характером более пробивным и с уверенностью сказала:

- Ну уж нет! Мы в такую даль ехали за зря штоли?! Мы к ней всё равно пойдём, а уж если она нас не примет, тогда и видно будет.

    Местечко Кинель-Черкассы расположено в ста пятнадцати километрах к востоку от Самары. Это очень большое, но удивительно уютное село с речкой Кинелью, живописными улочками, сплошь заросшими буйно цветущей сиренью и красивой церковью Вознесения Господня на холме.

    Куда идти было понятно, купола церкви возвышались над зелёным убранством села и, к тому же, у нас были проводники.

    Завсегдатаи направились в сторону храма и мы двинулись за ними.

    У входа в храм нас встретил служащий в монашеской одежде, сказал, что Мария Ивановна сегодня очень плохо себя чувствует и не известно сможет ли нас принять. Посоветовал сходить за Анастасией (блаженная старица по возрасту уже не могла себя обиходить и по этому при ней всегда была послушница, которая помогала ей, а так же толковала её советы и предсказания). Анастасия, не высокая миловидная женщина лет шестидесяти, пришла очень быстро. Пригласила нас пройти к сторожке, где жила Мария Ивановна, но попросила сначала подождать пока она узнает можно ли нам войти. 

    Ждали долго. Ожидание всегда томительно. А ожидание помноженное на неизвестность томительно вдвойне. Поэтому, когда дверь в сторожку открылась, моё сердечко в волнении подпрыгнуло. Я подняла голову, ожидая увидеть старицу, но из сторожки вышел бородатый мужчина средних лет. Направившись в нашу сторону он сказал, что Марии Ивановне сегодня нездоровится и  они за неё очень переживают. Так обычно всегда бывает, когда должно произойти что-то очень не хорошее. Ещё мужчина сказал, что он собирается увезти сегодня Марию Ивановну в Самару, где её уже давно ждут и, возможно, нам удастся с ней встретиться перед самым её отъездом, только нужно подождать. И мы снова ждали.... Минуты текли за минутами, плавно переходя в часы....Дверь в сторожку открылась, из неё вышла Анастасия пропуская в перёд себя мааленькую старушонку, глядя на которую у меня навернулись слёзы на глаза, сердце учащённо забилось, руки задрожали от волнения, комок в горле застрял. Подведя Марию Ивановну к нам, Анастасия сказала, что мы можем обратиться к ней по очереди.  Первым к ней обратился старший из мужчин, сказал, что он художник, расписывает храм самарской духовной семинарии, что в его работе возникли какие-то сложности и он никак не может довести начатое дело до конца. Попросил Марию Ивановну благословить его на писание храма. Старица его благословила и сказала:

- Через Христос Воскрес! храм писать надо.

     Я не очень поняла что это означает, но слова эти глубоко засели в моём сознании. Может быть храм души нашей тоже через Христос Воскрес писать надо? Может памятуя о страданиях Христа, что он за нас претерпел на Голгофе, как можно чаще вслух или мысленно восклицать: Христос Воскресе! Быть может тогда убережёт Господь от ненужных соблазнов и скверны?

    Следующей к Марии Ивановне обратилась супруга художника. Она поведала о том, что работает художественным руководителем кукольного театра, что очень любит деток, что своими руками шьёт куклы и преподнесла старице в подарок очень симпатичную куклу-грелку для чайника. К моему удивлению Мария Ивановна отшатнулась от куклы, отмахнулась рукой и, зажмурив глаза, отрицательно замотала головой.

- Нет! Нет! Я не играю в куклы! - воскликнула она и как будто даже рассердилась.

     Жена художника была обескуражена. Она ещё раз попыталась убедить, что это всего лишь безобидная кукла для чайника, но Мария Ивановна продолжала отворачиваться и всё повторяла: "Нет! Я не играю в куклы" Я снова задумалась: ну почему блаженная старица так отреагировала на куклу? Ну да, всё правильно! Бог создал человека по образу и подобию своему. Человек создаёт куклы по образу и подобию своему. Но далеко не всё, что создано человеком, создано во славу Божию и на благо человечества. И даже куклы, казалось бы безобидная забава для детей. Но так ли уж они безобидны? Даже по внешнему виду куклы бывают разные: иногда милые и забавные, а иногда и устрашающие. Известно много случаев отравления детей вредными веществами, входящими в состав материала, из которого изготавливаются куклы. Куклы часто используются в обрядах и магических ритуалах.  Однажды в юности по совету своей сестры я прочитала книгу Абрахама Мэррита "Дьявольские куклы мадам Менделип". Это история о ведьме, которая создавала уменьшенные копии живых людей и вселяла в них души оригиналов. Куклы оживали и убивали своих двойников, помогая ведьме в осуществлении её замысла владеть миром. У меня было такое чувство, будто я собственноручно взяла и вымазала себя в смрадной грязи. Умоляю вас! Не читайте таких книг! Пощадите ваши души! Не подвергайте их таким жестоким испытаниям! Так что же тут удивляться тому, что старица блаженная отшатнулась от куклы как от огня. Господи, если суждения мои ошибочны, прости мне мои заблуждения. Но ведь на то же и дан мне разум, чтобы размышлять. 
Потом к Марии Ивановне подошла молодая чета. Сын художника, подталкивая вперёд свою жену, сказал что они ждут ребёнка и  попросил благословить их. Мария Ивановна благословила  их с удовольствием, а молодому человеку сказала:

- А ты чё думал, Бог только музыку любит? Рекруты тоже нужны. - и снова его благословила.

    В этот момент к Марии Ивановне подошёл бородатый мужчина, который отходил к стоявшему за оградой церкви автомобилю. Сказал, что им уже пора ехать, а потому нам стоит поторопиться со своими вопросами и снова пошёл к своему автомобилю. 

    Я стояла в нерешительности, а моя подруга решив перехватить инициативу, обратилась к Марии Ивановне. Начала свой рассказ о том, что мы из далека приехали. А Мария Ивановна вдруг снова обернулась к молодому музыканту и сказала:

- Вот ты его не ждёшь, а он тебе поможет.

    Семья художника собралась в кружок поодаль и они вполголоса обсуждали сказанное. Я краем уха услышала, что речь шла о результатах УЗИ. Похоже, что молодой семье пророчили двойню.. Моя подруга воспользовалась моментом и начала засыпать Марию Ивановну вопросами: Что нужно, чтобы её муж получил, повышение по службе? Нужна ли операция её больному сыну? Как долго они будут жить со свекровью? Светит ли им отдельная квартира? И ещё много-много вопросов, на каждый из которых получила ответ. А я стояла и думала: зачем я сюда приехала? Кто я такая, чтобы беспокоить своими ничтожными проблемами эту святую старицу? Я не музыкант и не художник, храмов не пишу, театром не заведую, да и какие у меня проблемы? Муж безработный пьяница? Ну и что? Зато у меня дети здоровые и сама я, слава Богу, здорова. А значит я всё выдержу и смогу их вырастить и на ноги поставить.

    Бородатый мужчина решительно направился к нам. Подойдя, сказал, что время больше не позволяет им ждать, взял Марию Ивановну под руку и повёл её к автомобилю. Все присутствующие двинулись следом за ними к выходу. И только я стояла со слезами в глазах и не в силах сдвинуться с места. Обратив на это внимание бородатый мужчина (только спустя несколько лет я узнала, что это был не кто иной, как Антон Жоголев, редактор самарской областной православной газеты "Благовест" ) склонился к Марии Ивановне со словами:

- Мария Ивановна, посмотрите какая женщина к вам приехала. Молодая, симпатичная, платье у неё такое весёленькое, зелёное цвета надежды, а она плачет. Благословите её? - и махнул мне рукой, приглашая подойти поближе. Я подошла. Мария Ивановна мельком взглянула на меня и сказала:

- Не умею благословлять.

Слёзы хлынули у меня из глаз. Я даже не пыталась их удержать. Пожалев меня, Антон Жоголев снова обратился к Марии Ивановне:

- Мария Ивановна, она из далека приехала. Ждала долго. Так и уедет ни с чем. Благословите.

Мария Ивановна, явно поддавшись на уговоры, сделала едва заметный жест в мою сторону, словно помахала мне рукой. Антон Жоголев сказал, что это и есть её знаменитое благословение. И так мне сразу легко стало.  Оцепенение вмиг прошло. Моя душа словно воспарила. Я вытерла слёзы и вместе со всеми вышла за ограду церкви.

Проходя мимо автомобиля, куда уже усадили Марию Ивановну, я только успела сказать Антону Жоголеву:

-Спасибо!

    ...Давно это было. Почти двадцать пять лет назад. Давно уже нет в живых Марии Ивановны. Но встречу эту я помню в мельчайших подробностях, будто это было только вчера. Мысль о том, почему Мария Ивановна не захотела сначала меня благословлять очень долго не давала мне покоя. Но сейчас с высоты прожитых лет я понимаю. Видимо в то время я шла по жизни не тем путём, что определил для меня Господь. И кто знает, может быть именно благодаря тому благословению, что испросил для меня у блаженной старицы Антон Жоголев, я и способна сейчас писать. А если так, Господи, дай мне силы душевные и возможности, чтобы оправдать это благословение.