Предпоходные заботы механика перед велопоходом

Олег Кмета
Предпоходные заботы механика, совершенствование велосипеда и снаряжения перед велопоходом


-Сегодня мы будем изучать некоторые технические моменты, которые касаются  предпоходных заботы механика, совершенствования велосипеда и снаряжения перед велопоходом , —  бодро объявил нам наш веломеханик Сергей, когда мы только что приехали на нашу велобазу, расположенную в дачном массиве, недалеко от села Русская Лозовая, что под Харьковом.

ПРЕДПОХОДНЫЕ ЗАБОТЫ ВЕЛОМЕХАНИКА

В предпоходных совместных выездах всей группы ремонтник должен осмотреть велосипеды всех участников будущего похода и спросить у каждого (в том числе и у руководителя группы):

— как давно он (или веломеханик в мастерской) смазывал внутренности трещоточного механизма и менял там собачки и пружинки;

— как давно смазывал картридж каретки, внутренности передней амортизационной вилки, шарики рулевой колонки, цепь и ролики заднего переключателя;

— как давно менял густую смазку во втулках колес и педалях;

Плюс к этому ремонтник должен проверить на каждом велосипеде:

— надежность тормозов;

— изношенность тормозных колодок;

— надежность и крепление заднего багажника;

— затяжку всех болтов, винтов и гаек;

— растянутость цепи и ее оптимальную длину;

— центровку колес (отсутствие радиального и бокового биений);

— четкость работы переключателей;

— отсутствие люфта (болтанки) или заедания во втулках колес, в передней вилке и рулевой колонке, в педалях и шатунах;

— изношенность покрышек и звездочек;

— отсутствие обрывов нитей тросов;

— возможность с помощью личного складного набора ключей и отверток данного велотуриста откручивать и закручивать все болты, винты и гайки на его велосипеде и т.д.

После тщательного осмотра ремонтник должен указать каждому владельцу двухколесного «коня» на недочеты и неисправности и проконтролировать их устранение самим туристом либо в веломастерской (или помочь их ликвидировать здесь и сейчас, либо дома).

Кроме того, ремонтник группы сличает со списком личный ремнабор у каждого туриста, обязательно проверяя:

— подходит ли к данному велосипеду данная запасная камера, а также тросы, тормозные колодки, спицы по длине и пр.;

— не высох ли клей в тюбиках (надо взвесить электронным безменом с ценой деления 5 г заведомо полный (свежий) тюбик клея и взвесить аналогичный проверяемый тюбик участника);

— есть ли в велоаптечке латки самого большого размера и т.д.

Ремонтник также предъявляет всей группе свой и общегрупповой ремонтный комплекты. Он должен опробовать все ключи, отвертки и прочий инструмент и приспособления из своего личного и группового ремнаборов, дабы убедиться, что с их помощью можно будет в походе откручивать на всех велосипедах участников данного похода:

— заднюю кассету;

— барабан трещотки;

— втулку (крышку с левой резьбой) барабана трещотки;

— педали;

— руль;

— седло;

— все (все!) болты, винты и гайки, имеющиеся на велосипедах всех (всех!) участников похода.

Плюс к этому производить данными инструментами и приспособлениями замену:

— «собачек» и пружинок в трещотке;

— тросов тормозов и переключателей;

— тормозных колодок;

— спиц;

— звеньев цепи;

— камер и покрышек;

— болтов, винтов, гаек и т.д.

А также регулировать:

— конуса колес и педалей;

— рулевую колонку;

— положение седла (вперед-назад и носок седла вверх-вниз);

— задний и передний переключатели и пр.

И, естественно, устранять с помощью ремнаборов боковое и радиальное биение обода, клеить камеры и покрышки, производить другие нужные регулировочные, ремонтные и смазочные манипуляции на всех велосипедах данной туристской группы.

В походе каждый вечер и утро ремонтник напоминает всей группе, чтобы каждый турист при первой же возможности профилактически осматривал свой велосипед, подтягивал болты и гайки, проверял натяжение спиц (если щипать каждую спицу, то она должна звонко «петь» и т.д. и вовремя устранял все обнаруженные недостатки.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВЕЛОСИПЕДА И СНАРЯЖЕНИЕ

1. Совершенствование велорюкзака.

Купленный в магазине однообъемный велорюкзак (далее по тексту — рюкзак) можно усовершенствовать. Для этого надо: пришить дополнительные ремешки для крепления штанин рюкзака к задней вилке рамы велосипеда; увеличить верхний клапан рюкзака и пришить к нему задний и  внутренний карман; пришить дополнительные пряжки по бокам и тесьму с пряжками сверху клапана рюкзака; нашить верхние клапаны на задние карманы рюкзака; пришить стяжные ремни по бокам штанин рюкзака; сделать так, чтобы бедренный пояс состоял из двух половинок; увеличить тубус, задние карманы и тому подобное.

До совершенствования размеры рюкзака «Мираж-80» были следующие: высота — 55 см плюс тубус 12 см = 67 см (высоту тубуса надо увеличить до 20 см); высота каждой штанины — 33 см; ширина штанины, если смотреть сзади — 18 см; размер между штанинами для багажника — 13 см; ширина рюкзака, если смотреть сзади — 49 см (18 + 13 + 18 = 49) толщина штанины (а если смотреть на рюкзак со стороны, то это будет ширина) — 24 см.

Высота задних карманов на штанинах — 33 см (надо 40 см); ширина каждого этого кармана — 16 см (надо 18 см); толщина — 4 см (надо 8 см). С такими увеличенными размерами в задние карманы можно будет вкладывать двухлитровые пластиковые бутылки. Вместо ненадежной застежки-молнии, которая закрывает задний карман на каждой штанине, надо пришить клапаны (высотой 12 см, толщиной 8 см и шириной 18 см) с пряжками-трезубцами (на клапане — «мама» пряжки, на кармане — «папа» пряжки с регулируемой тесьмой шириной 25 мм).

Ширина верхнего клапана рюкзака, если смотреть сзади — 32 см (надо 50 см); его длина стороны — 25 см (надо 35 см), а высота — 25 см (надо 35 см). Это позволит не только увеличить объем всех карманов клапана, но и возить под клапаном коврик-гармошку для спального мешка или пенополиетиленовые сидушки.

Сверху клапана рюкзака можно пришить две-три тесьмы (шириной 25 мм) с разъемными пряжками-трезубцами для крепления пенополиетиленового спального коврика, свернутого в рулон.
Позади верхнего клапана рюкзака можно пришить карман размером, например, 50х20 см для всевозможных мелочей или для перевозки полиэтиленового велочехла, которым можно закрывать велорюкзак во время дождя.

Внутри клапана снизу — пришить дополнительный карман размером 50х32 см (то есть на всю ширину и длину клапана) для перевозки картографического материала.

Чтобы при педалировании не тереться пятками по штанинам рюкзака в их нижней части можно пришить тесьму шириной 25 мм с неразъемными пряжками. На раме велосипеда немного выше оси заднего колеса винтами, внизу крепят стойки заднего багажника к раме, надо прикрутить по одной дюралюминиевой пластине с обеих сторон.

Пришитую дополнительную тесьму каждой штанины рюкзака надо зацепить за эти пластины, воспользовавшись неразъемными пряжками, подтянуть каждую тесьму, надежно прижав каждую штанину рюкзака к раме и к багажнику. Теперь штанины НЕ БУДУТ подвигаться вперед и задняя часть обуви не будет при педалировании цепляться за штанины рюкзака. Кроме того, на ухабах рюкзак не будет подпрыгивать на багажнике, что убережет спицы заднего колеса от разрыва.

По бокам рюкзака можно пришить по одной пряжке: с левой стороны на верхнем клапане — «мама» пряжки, на боковине основного объема рюкзака — «папа» пряжки с регулируемой тесьмой (шириной 25 мм), а с правой стороны — наоборот. Эти дополнительные пряжки позволят не только плотнее закрывать объем рюкзака, но и использовать отделенный от рюкзака верхний клапан в качестве поясной сумки- «банана», поскольку с одной стороны клапана пришита «мама» пряжки, а с другой — «папа» пряжки с регулируемой тесьмой такой длины, что этой тесьмы достаточно, чтобы обвить ею велотуриста вокруг пояса и застегнуть пряжку со стороны.

Если есть желание, то по внешним сторонам штанин рюкзака можно пришить по три стяжные тесьмы (шириной 25 мм) с неразъемными пряжками. Они позволят при недостаточном заполнении штанин уменьшать их объем, в свою очередь уменьшит сопротивление встречному потоку воздуха при езде на велосипеде, а значит и уменьшит расходы физических сил велотуриста во время педалирования. А также не даст нижним частям штанин попадать в спицы заднего колеса.

Вместо целого бедренного пояса, который приходится долго и нудно пристегивать к рюкзаку, а потом еще дольше отстегивать, надо внизу каждой штанины пришить разрезанный бедренный пояс, который теперь будет состоять из двух половинок. При перевозке рюкзака на багажнике каждая половинка пояса скрывается под тремя стяжными тесьмами по внешним сторонам штанин. Застегиваться бедренный пояс должен пряжкой-трезубцем шириной 50 мм и иметь фиксатор в застегнутом виде. Длина поясной тесьмы шириной 50 мм должна регулироваться.

Чтобы соединять штанины рюкзака для переноски его за спиной надо сзади в нижней части каждой штанины пришить две пряжки-трезубца: на левой штанине — две «мамы» пряжки, а на правой — два «папы» этой пряжки под тесьму шириной 25 мм.

Все эти усовершенствования велорюкзака хорошо зарекомендовали себя во многих походах различной категории сложности по различным географическим районам.


Роман "Скажи смерти прощай!"
 
можно читать на этом ресурсе:
 
http://www.proza.ru/avtor/propovednik2016&book=1#1

или перейти по ссылке:

https://litnet.com/ru/book/skazhi-smerti-proshchai-b152252