Дива и Гитлер

Виктор Еремин
В советское время эталоном жанра документального кино считался фильм М.И. Ромма «Обыкновенный фашизм». Сегодня это произведение стало ярчайшим образцом кинофальсификации и ловкой подтасовки фактов на грани фола. Режиссёр постарался представить зрителю вождей фашизма если не идиотами, то разнузданным тупым быдлом, с агрессивностью маньяков стремившихся уничтожить мировую цивилизацию. На самом деле можно с уверенностью говорить о том, что учение фашизма было создано и распропагандировано европейскими интеллектуалами, приведшими человечество на грань нравственной и физической катастрофы во имя самых благих (как им казалось) целей. И что самое печальное, от интеллектуалов иных идей исходить не может. В этом мы убеждаемся каждодневно.

В «Обыкновенном фашизме», в частности, с великой издёвкой было сказано, что любимой актрисой Адольфа Гитлера являлась венгерка Марика Рёкк, звезда легкомысленного жанра мюзиклов и оперетты. Советские люди верили, ибо даже предположить не могли что-либо иное. Мыслилось, что пивным бюргерам подавай только упругое сытое «мясо» второсортных безмозглых певичек.

Уже в постсоветскую эпоху вдруг открылось, что у Гитлера и впрямь имелась в друзьях великая актриса, не любовница и не объект вожделений, а самый настоящий друг, с кем и поговорить было о чём, и с кем в обществе появиться не зазорно. Звали её Ольга Константиновна Чехова.

Сразу оговорюсь для любителей сентиментальных рассуждений о её славянской или русской крови — Ольга Чехова была чистокровной арийкой, а по причине того, что эмигрировала из России в Германию ещё в начале 1920-х гг., даже не может быть причислена к фольксдойче (этническим немцам, жившим в диаспоре вне Германии). Чехова была имперской немкой со всеми правами. А ещё она признана одной из величайших кинодив в мировой истории. Киноведы и кинокритики в один голос говорят о том, что и Марлен Дитрих, и Грета Гарбо могут считаться лишь жалким подобием великой Ольги Чеховой. Невзирая на то, что с Советской властью у актрисы сложились вполне ровные отношения, ни одного фильма с её участием не оказалось ни среди трофейных, ни тем более среди закупленных. Широкий отечественный зритель не имеет представления о таланте звезды номер один гитлеровского кинематографа.

Для не знающих коротенько поясню. Ольга Книппер была племянницей супруги великого русского писателя Ольги Леонардовны Книппер-Чеховой. Дядюшку она никогда не видела — Антон Павлович умер, когда девочке едва исполнилось семь лет, её семья жила тогда в Армении.

В 1913 г. шестнадцатилетняя Ольга была отправлена родителями в Москву, к тётушке, которая и пристроила племянницу в студию при Художественном театре. Почти сразу у девушки случился роман с племянником А.П. Чехова — будущим великим режиссёром и теоретиком театра Михаилом Александровичем Чеховым. Они поженились, и в 1916 г. Ольга родила дочь Аду, тоже будущую знаменитую театральную актрису.

В 1918 г. Чеховы развелись, но Ольга Константиновна оставила себе фамилию бывшего мужа. В 1920 г. актриса эмигрировала в Германию, где уже через год начала с успехом сниматься в кино. В России Чехова успела сняться в трёх фильмах, в Германии до прихода Гитлера к власти — в пятидесяти шести фильмах, при фашистах — в пятидесяти фильмах, в ФРГ — в двадцати четырёх фильмах. Т.е. её фильмография составляет сто тридцать три фильма.

Примерно в 1934 г. Мартин Борман представил Ольгу Константиновну Гитлеру. Поначалу фюрер не хотел знакомиться с актрисой, поскольку считал её русской. Но знакомство всё же состоялось, причём кинодива и фюрер оказались родственными душами. В дальнейшем Гитлер самолично приглашал Чехову на все официальные государственные торжества и непременно садил её рядом с собой.

Более того, летом 1935 г. на спектакле «Тристан и Изольда» в мюнхенском оперном театре Чехова «как бы случайно» оказалась в одной ложе с юной красавицей. В конце представления девица воскликнула:

— Германия превыше всего! Прямо как у нас с Адольфом.

Это была Ева Браун. Женщины подружились и сохраняли тёплые отношения до трагического финала Евы. Они вместе часто ездили на премьеры, устраивали пикники и делились маленькими женскими секретами.

Ещё одну близкую подругу Ольги Константиновны звали Эммой Зоннеманн, и она была верной женой Германа Геринга и доверенным лицом Адольфа Гитлера.

Авторитет Ольги Чеховой в Германии был необычайный, «к ней за помощью обращались многие высокопоставленные чиновники и военные, отчаявшись решить свои проблемы обычным способом». Помогла она многим…

Но в чём здесь интрига? Интрига завязалась 14 ноября 1945 г. (по утверждению выдающегося советского писателя В.О. Богомолова), когда в немецкой газете «Дер Курьер», выходившей во французской зоне оккупации, была опубликована статья «Орден Ольге Чеховой», в которой, в частности, говорилось: «Годами она вела свою опасную игру, не будучи открытой гестапо. Только в самые последние дни, когда Красная Армия уже воевала в предместьях Берлина, шофёр был арестован, а ей самой удалось избежать ареста гестапо». В прессе утверждалось, что И.В. Сталин лично передал кинозвезде орден Ленина.

Документального подтверждения эта публикация пока не нашла, и осталась бы «газетной уткой», если бы выдающийся советский разведчик, генерал-лейтенант МВД СССР Павел Анатольевич Судоплатов (один из руководителей советской внешней разведки и организатор операции по убийству Л.Д. Троцкого) не написал в своей книге воспоминаний «Разведка и Кремль» (1994 г.), что Ольга Чехова была агентом КГБ и готовила покушение на Гитлера (покушение категорически запретил И.В. Сталин, опасавшийся, что после гибели фюрера союзники тут же подпишут с фашистами сепаратный мир).

Подтверждает этот факт и С.Л. Берия в книге «Мой отец — Лаврентий Берия».

Сама Ольга Константиновна в воспоминаниях, опубликованных в 1950-х гг., о своей разведывательной деятельности ни разу не упомянула. И документов об этом не сохранилось ни в одном государственном архиве. Историки, в частности К.А. Залесский, полагают, что при такой активной кинематографической работе (в среднем 4—5 кинофильмов в год) Чехова и в самом деле физически не могла заниматься разведкой.

Была или не была Ольга Константиновна Чехова советским разведчиком — ни подтвердить, ни опровергнуть никто не может. Ясно пока что одно: если всё-таки была, то её можно без сомнения считать самой выдающейся разведчицей в мировой истории.

Легенда же от сторонников этой версии сложилась такая.

В 1920 г., просматривая документы выезжавших в Германию, на Ольгу Чехову обратил внимание начальник КРО (контрразведывательного отдела) ГПУ Артур Христофорович Артузов. Встретившись с женщиной, он предложил ей сотрудничество. Ольга Константиновна согласилась.

Первым её оперативным резидентом стала в 1923 г. хорошо известная советскому народу Лариса Рейснер (прототип главной героини фильма «Оптимистическая трагедия», писательница и супруга знаменитого Фёдора Раскольникова). Впрочем, актриса не знала, что поселившаяся в её доме «журналистка» (Рейснер) готовила в Гамбурге вооружённое восстание, с успехом провалившееся.

Европейские сторонники версии Чеховой-агента утверждают, что именно Ольга Константиновна была тем таинственным источником информации, с которым всю войну поддерживал связь обосновавшийся в Швейцарии знаменитый резидент советской разведки Шандор Радо.

Каждый день общаясь по телефону с Евой Браун, Ольга Константиновна была главным информатором Сталина о состоянии здоровья Гитлера. Вождь народов эти сведения особо ценил.

С приходом к власти фашистов в 1933 г. Чехова постоянно находилась под подозрением у Гиммлера, но арестовать друга Гитлера он без веских доказательств не мог. В начале 1945 г. наконец-то было принято решение об аресте актрисы. Свои люди в гестапо предупредили Ольгу Константиновну. Тогда она сама перезвонила Гиммлеру и попросила арестовать её утром, чтобы она успела выпить кофе. Тот согласился. Когда рейхсминистр в сопровождении группы эсэсовцев явился в дом актрисы, Чехова пила кофе в обществе Гитлера. «Фюрер, помешивая ложечкой в чашке, недовольно процедил сквозь зубы, что визит Гиммлера — не самая его удачная шутка».

Но любопытнее всего итоговая версия этой шпионской истории. В ней утверждается, что в 1945 г., когда шла активная подготовка к будущей «холодной» войне, английские спецслужбы преднамеренно забросили европейскому обывателю историю о всемогуществе советских спецслужб, агент которых в течение почти двадцати лет безбоязненно и неуловимо трудилась в самом логове фашистского режима. А дальше события раскручивались уже сами собой по инерции. Правда, остается неясной история, рассказанная Павлом Судоплатовым, ведь он точно не мог поддаться на такую простенькую провокацию его извечных противников.