О романе А. Лисовской Натурщица

Евгений Радомысельский
Хочу обратить внимание читателей к маленькому роману, изданному Алисой Лисовской в 2002 году  «Нарисуй меня счастливой. Натурщица». Это произведение интересно рассказывает о жизни художественного бомонда конца СССР и начала новой России.  Действие этого микро романа  происходит в конце 20-го века (предположительно, в 1988 году), а концовка в начале 21-го.  В этот отрезок времени произошли кардинальные изменения в нашей стране.
«Ещё в конце 1986 года, был принят  Закон «Об индивидуальной трудовой деятельности». По которому предприимчивые организаторы начали «индивидуально» набирать кредиты и организовывать мелочную торговлю.
 А в январе 1987 года началась реформа всей страны, включая политические и  экономические изменения, когда на пленуме ЦК КПСС перестройка была объявлена новой государственной идеологией. 
А в 1987 году в экономике узаконивается частное предпринимательство в форме кооперативов, начинают активно создаваться совместные предприятия с зарубежными компаниями. Возникает большое имущественное и социальное неравенство между трудящимися и владельцами кооперативов.
Часть населения (в основном молодёжь и либеральная интеллигенция — «шестидесятники», заставшие предыдущую, хрущёвскую либерализацию) охвачена эйфорией от начавшихся после двух десятилетий социально-политического застоя перемен и невиданной по прежним меркам свободы». (Википедия)
 В том числе, и свободы показа  обнажённого женского  тела в кино, на фотовыставках, в рекламе,  ночных программах телевидения, в «жёлтой» прессе. Перестают быть запретными и публичные демонстрации обнажённых женщин на  всяческих тусовках, шоу, модельных показах. Входят в норму конкурсы женской красоты с девушками и  женщинами в мини-бикини. Переползает в  Россию из-за границы пляжный нудизм.
«Вместе с тем, с 1988 года в стране начинает постепенно нарастать общая неустойчивость: ухудшается экономическое положение, появляются сепаратистские настроения на национальных окраинах, вспыхивают первые межнациональные столкновения. 
Трудности в экономике перерастают в полномасштабный кризис: в 1989 году экономический рост резко замедляется, в 1990-м сменяется падением, а к концу 1991-го страна оказывается на грани экономического коллапса. Происходит катастрофический обвал жизненного уровня населения: реальностью советского общества начала  90-х становятся массовая нищета и безработица. Достигает апогея хронический товарный дефицит: пустые полки магазинов становятся символом рубежа 1980—1990-х гг. В ожидании передачи магазинов в частные руки, их персонал просто припрятывает товар. Вводятся карточки на минимальный набор продуктов питания и талоны на ходовой товар (в том числе и на золотые изделия).
Перестроечная эйфория в обществе сменяется разочарованием, неуверенностью в завтрашнем дне и  массовыми  антикоммунистическими настроениями (несогласия с практикой управления страной старыми советскими методами)». (Википедия)  Возникают и орудуют банды уголовников, которые «крышуют» новых предпринимателей. Иногда происходит срастание бизнеса и преступности. Усиливается эмиграция активных и «значимых» за рубеж.
С 1990 года основной идеей становится уже не «совершенствование социализма», а построение демократии и рыночной экономики капиталистического типа (как на «Западе»; «Вот – Так! Живёт Америка с Европой! Вот – Так! А у нас всё через ж…» – пел на многолюдных (многотысячных) концертах популярный певец Тальков. В 1990—1991 гг. социально-экономический строй СССР начинает приобретать черты капитализма: легализуется частная собственность, образуются фондовый и валютный рынки (которые, по сути, занимаются легальной спекуляцией) кооперация начинает принимать форму бизнеса западного типа, характерную для стран «третьего мира». Появляются мини  кинотеатры с показом на больших телеэкранах эротических «трешь» фильмов. Начинают печатать и продавать эротическую и порнографическую литературу. Массовыми (из-за спроса и предложения) становятся «секс магазины» и «секс услуги». Популярные и элитарные  люди России, всех возрастов и всех сфер деятельности, заводят  молоденьких «подружек» или меняют старых жён на молоденьких девчонок.  В «советское время» им бы здорово досталось по партийной и общественной линии, но «новое перестроечное мышление» находило это нормальным. Это тоже отражено в романе Лисовской. Либералы начинают дискуссии о легализации проституции и публичных домов. Правящая элита на это не идёт: «Зачем тревожить «красных» коммунистов.  Лучше без всякой легализации «де юре», ввести её «де факто». Появляются «элитные» заведения – «клубы», где молоденькие девушки борются за место под монетным солнцем.
«Новое мышление» на международной арене сводится к односторонним уступкам Западу, в итоге чего, СССР утрачивает многие свои позиции и фактически перестаёт быть сверхдержавой, ещё несколько лет назад контролировавшей половину мира. В РСФСР и других республиках Союза к власти приходят сепаратистские политические силы — начинается «парад суверенитетов». (Википедия)
Итогом такого развития событий стали ликвидация власти КПСС и распад Советского Союза в августе — декабре 1991 года.
 8 Декабря 1991 года рядом политиков было принято Беловежское соглашение, в котором фактически уничтожался СССР, страна, в которой родилась и росла главная героиня.
12 Декабря  1993 году была принята для Российской Федерации новая буржуазно-демократическая Конституция, которая закрепляла права новой торговой буржуазии России».  (данные из Википедии 2017 года).
 Т.е. закреплялись привилегии, а вместе с тем и пороки торгашей  всех мастей. Всё это, однозначно, повлияло на  судьбу Алины и других персонажей произведения.
Изменились приоритеты у молодых и перспективных людей. На первый план стали выступать деньги и удовольствия, часто самого низкого пошиба (коллективные развратные действия в саунах, банях, в квартирах). Декларируемый социалистически-патриотический аскетизм остался за бортом жизни новой России.
О жизни молодых и пожилых людях этого периода нам и рассказала Алиса Лисовская.
Она интересно и поучительно описала становления жизни молодой (семнадцатилетней) и изумительно красивой  девушки Алины. Её наивные розовые мечты разбиваются о грубые реалии жизни. Она ищет духовного бальзама для своей больной души и находит его в художественном бомонде своего городка. Он цвёл в Педагогическом институте их маленького города на отделении худграфа (художественно-графического). Там работали и «тусили»  преподавали - художники, носители старой классической школы рисования и нового авангардизма.
Живопись базируется на 3х китах: фантазии, красивой гармонии и реальном воплощении. Алина была удивительно красива. Она воплотила в своей реальности гармонию прекрасного в теле и душе. Поэтому она оказалась идеальной натурой для худграфа, объектом для изображения и восхищения.
И недаром, она нашла себе поклонников из семьи художников Разумовых. Отец и сын оспаривают её чувства. Отец умнее и талантливее, а сын – практичнее и напористее. Отец пасует перед сыном, а сын ревнует к славе и возможностям отца. Душа Алины оказывается разорванной между ними, что ввергает её в депрессию. Но помощь семьи и влюблённого барда вылечивает её. Алина, в конце концов, достаётся ему – идеальному романтическому герою, поэту, музыканту и сочинителю песен.
Алина не герой и не жертва. Она не бежит за мечтой, не становится игрушкой в плохих руках. Она просто вживается в обстоятельства, становится полезной, любимой и, в конце концов, счастливой. Повесть реально-романтическая.  В ней описаны реальные люди и события, а также романтические страсти и чувства.
Первая любовь Алины, Глеб Владимирович Разумов – воплощение разумности и корректности.
Его сын, Андрей  – образ противоречивой личности: разумно-расчётливой и безумно-горячей. Какая черта его характера восторжествует через 20 лет, мы не узнаем: А. Лисовская о них лишь намекает, рассказывая о  переживаниях Андрея в  конце произведения.
Тамара, её подруга: яркая, но безалаберная личность.
Избранник Алины, Илья,– до сахарности идеален, что делает его, скорее не кавалером, затем мужем, а мечтой одиноких женщин.
Повесть интересна, рассказывает о нюансах совместного труда натурщиц и художников. В повести появляется и новый для России антигерой - ресторатор Евгений Измаилович Штыковский. Этот полукриминальный хозяин маленького ресторанчика покупает (завлекает) Тамару, подругу Алины. Игорь, её любовник, встаёт между ними. Одно неосторожное действие, и Штыковский выставляет Игорю огромный счёт. Для его погашения, Штыковский реально угрожает его жене и дочери. Это становится причиной самоубийства Тамары и одной из причин депрессии Алины. И только благодаря любви Разумовых, барда - Ильи и своих родителей, она побеждает все невзгоды. Как результат этой победы у Алины вырастает прекрасная дочка: Карина. Она вобрала в себя музыкальные способности Ильи, художественный талант отца, Андрея, и деда, а также красоту Алины. Эта девочка становится солнечным символом любви, красоты и способностей. (Как не вспомнить «Дети солнца»  М. Горького.)
В повести есть сильные и слабые сцены. Сильные – потрясают, слабые просятся дописать (домыслить).  Для себя я это и делаю.  Приглашаю Вас, дорогой читатель прочитать это произведение и поделиться своим мнением об этих местах романа. Возможно наши мысли сойдутся.