Чему учить детей, что будет послезавтра?

Владимир Кожин 3
        Прочел как-то Иван Петрович, что появились искусственные женщины и даже мужчины. Куклы-роботы, с виду неотличимые от живого человека, они могут двигаться, даже беседу поддержать. Даже сексуально привлекательные. Подумал Иван Петрович: как техника шагнула, а что же завтра будет!?  Может роботы заменят человека? И на производстве, и в личной жизни? Что-то ему стало невесело, как же наши дети и внуки будут жить? Чему надо их учить, в каком направлении развивать?
        Вспомнил он, как в далеком детстве увлекался радиолюбительством. Часто обращался с расспросами к отцу. Уже тогда задумывался о бренности человеческих знаний. Как жаль, что знания родителей автоматически ему не передадутся! Если вещи можно после себя оставить, то как оставить знания, опыт? Гены передаются, а знания – нет. Задумался Иван Петрович: а все ли приобретенные знания стоит передавать? Например, нужно ли его детям, внукам знать, чем отличается лучевой тетрод от пентода? Иван Петрович, благодаря отцу, когда-то прекрасно знал радиолампы, но вряд ли сегодня эти знания кому-то нужны.
        Иногда Иван Петрович занимается уроками с восьмилетней внучкой. Учительница дала ей задание прочесть рассказ про быт крестьян. Но половины слов ребенок не понимает. Он пробовал объяснять, как запрягают лошадь, что такое хомут, гужи, оглобля, подпруга и пр. Подумал, а нужно ли это? Может не стоит забивать голову, а давать детям то, что поможет им ориентироваться в сегодняшнем мире или пригодится в будущем? Читать рассказы о живой природе, о Земле и стихиях, пробуждать интерес к знаниям, приучать к правильным взаимоотношениям с людьми, поведению в обществе? А если уж в будущем внучка увлечется лошадьми, сама разберется с названиями элементов сбруи.
        Девочка любит беседовать с дедом. А вот старшего внука такие разговоры уже не увлекают. Иван Петрович понимает – другая нынче эпоха. Трудно ориентироваться в увлечениях нового поколения. Этим детям гаджеты заменяют живое общение, нужны ли им наши знания? Может отношения и любовь близких им важны, но привлекут ли их наши увлечения сороколетней давности? Маленькой внучке пока все интересно, если рассказывать живо и понятно. Но полезно ли ей это? Вот научил ее Иван Петрович складывать и вычитать большие числа столбиком. А в школе ей так делать не разрешают, у них другая методика.  И писать аккуратно не учат. Говорят, зачем, если будут печатать на клавиатуре компьютера? Может так и надо?
        Задумался Иван Петрович: мы учим детей тому, что знаем сами. Но наши знания устаревают. Знаем ли, что им понадобится через 15-20 лет, когда вырастут? Ведь как поменялась наша жизнь за последние 20 лет! Появились айфоны, айподы, персональные компьютеры… Мог ли он в детстве предполагать, что так будет? Получается, что мы и школа, сегодня пытаемся учить детей тому, что для них будет вчерашний или даже позавчерашний день*.  Наши занятия, книги, будут ли понятны внукам? Несколько лет назад внук читал книгу В. Катаева «Белеет парус одинокий», Иван Петрович помнит, что в детстве его эта повесть увлекала. А тут приходилось 12-ти летнему внуку объяснять, что такое гумно, как раньше молотили зерно и пр.  Книга оказалась тяжелой для понимания современного ребенка.
        Есть неизменные законы природы. И через двадцать лет дважды два останется четыре, а вот необходимо ли помнить всю таблицу умножения наизусть? У Ивана Петровича сегодня внучка, хоть и знает таблицу умножения, но на многие вопросы находит ответ на айфоне. Когда он с ней беседовал про Китай, поинтересовался: «А ты знаешь сколько там жителей?» Она, не задумываясь, взяла его айфон, спросила, и ей ответили: «В 2017 г. (в тот момент) в Китае проживало 1 409 517 397 человек».
       Конечно, хорошо, когда человек много знает. Знающие люди вызывают уважение, считает Иван Петрович. Но нужно ли тратить время на простое запоминание? Не лучше ли развивать внимание и логику? Конечно, зубрить иностранный язык полезно для тренировки памяти или, если человек собирается учиться в другой стране. Но специалисты считают, что потребности в изучении иностранных языков постепенно снизятся.  Уже сегодня китайцы создали наушники, обеспечивающие перевод. Человек будет говорить на своем языке, а электронный переводчик синхронно переводить.  С китайцами можно говорить по-китайски, с англичанами – по-английски. Говорят, проблему синхронного перевода полностью решат лет через 10. Усомнился Иван Петрович, что наушники – решение языковой проблемы, но подумал, туристам и путешественникам это здорово пригодится.
        Развиваются новые технологии, поэтому важно учиться самим и научить детей ориентироваться в море информации, уметь ее систематизировать, осваивать новое. Этим должны заниматься и школа, и родители. Дети теперь во многих технических новинках разбираются лучше взрослых. Многим самим надо учиться у детей и внуков. Иван Петрович в этом уже убедился на собственном опыте. Он часто вспоминает пословицу: «Век живи, век учись». Удивляется, что сегодня есть еще люди его поколения, которые «не дружат» с компьютером.
        Обычно родители стараются помочь выбрать профессию своему ребенку, больше уделяют внимание профильным дисциплинам: математике, физике, химии, или истории, философии, литературе…  А учат ли быть устойчивыми к стрессам, самостоятельности, умению работать в коллективе, в команде?  Прочел Иван Петрович, что некоторые сегодняшние профессии скоро отомрут. Пишут, что за ближайшие десять лет исчезнет до 15% ныне существующих профессий.  А что будет через 20 лет? Ведь наши дети, внуки будут жить в то время! Прогноз однозначный, простых исполнителей через один-два десятка лет заменят роботы. Электрички на линиях метро и в аэропортах уже сегодня управляются автоматически. Ведутся испытания автомобилей без водителя. Прогнозируют, что через 20 лет вождение автомобиля или самолета сохранится только как хобби, как сейчас езда на лошадях. Не будет продавцов в магазинах, кассиров, бухгалтеров и счетоводов. Вместо солдат воевать будут роботы.
        А вот творческие профессии будут развиваться, и надо готовить детей к этому.  И не только в науке, технологиях, литературе и искусстве. Ведь жизнь всегда преподносит сюрпризы, надо будет искать нестандартные решения. К тому же важно учить детей работать руками. Роботы будут делать необходимую рутинную работу, они, конечно, приготовят обед, вымоют грязную посуду, но сделать оригинальное фирменное блюдо смогут лишь умелые руки творческого человека.  Актуально уже сегодня развивать критическое мышление, чтобы человек мог противостоять обману, все это нужно для его безопасности. Слышал Иван Петрович от знакомых в Америке, что там в школе хвалили старшеклассника за самостоятельность мышления, критику и отстаивание собственного мнения во время избирательной компании. Учителя говорили, что такие люди нужны будущей Америке. При этом сами учителя не имеют права высказывать при учащихся свои политические пристрастия.
        Как-то вспомнил он любопытную лекцию ученого-нейролингвиста Татьяны Владимировны Черниговской. Оказывается, все, что происходит с человеком в течение жизни, хранится в его памяти. Не только события и книги, а образы, запахи, ощущения… Удивило это Ивана Петровича, а с другой стороны многое объяснило. Например, откуда берется давно забытое? Прочел он как-то у своей подруги по Прозе.ру рассказ-размышление на тему Родины.  Не прошло и минуты, как в голове всплыли строчки М.Ю. Лермонтова: «Люблю отчизну я, но странною любовью…» Постепенно все стихотворение вспомнилось. Странно, ведь с 6-го класса он эти стихи не вспоминал. Столько лет прошло, а память где-то хранила. Спасибо его школьному учителю литературы! Помнит он лицо, прическу этого эмоционального невысокого мужчины, даже светло-коричневый костюм его помнит, а вот имя забыл. Вспоминает, как учитель декламировал детям «Тучки небесные, вечные странники…», а весь класс слушал, затаив дыхание.  Может вспомнится когда-нибудь и имя, ведь где-то в мозгу оно же должно храниться, если верить Т. Черниговской?  Вот только как научиться извлекать забытое? Кстати, Т.В. Черниговская рекомендует не засорять голову ненужным: не читать плохие книги, не встречаться с дурными людьми и пр.
        Задумался Иван Петрович, что же он может передать своим внукам. Знания будут устаревшими, многие книги – тоже. Обрадовало его, что 19-летний внук недавно стал интересоваться Ф.М. Достоевским.  Он и сам когда-то любил книги этого писателя. Вспомнил, как еще в студенчестве, они с другом обсуждали «Преступление и наказание». Как Анатолий тогда высказался: «Я эту книгу не читаю – я ее изучаю… по 10 страниц в день».  Ивану Петровичу тогда было около 20-ти. А тут он подумал, вот и внук созрел для чтения серьезной литературы. А ведь сколько прошло лет с выхода этой книги, сколько поколений ее читало! Ценное остается на десятилетия и на века. Но как узнать, что еще окажется ценным через десятки лет?  Задумался Иван Петрович, что самое ценное в жизни?.. Может, отношения с близкими, любовь? Пока жив человек - это сохранится. Это тот базис, на котором человечество и держится. А вот доброту, ответственность, порядочность, интерес к новому прививать необходимо. Но как этому научить?
        Все же правильно, что сегодня школа учит математике, физике, родному языку и литературе, решил Иван Петрович.  И таблица умножения не изменится, и законы Ньютона сохранятся, да и язык мало изменится за 20 лет. Хорошая литература, поэзия, проза, тоже может оставить след в юных головах. Но нужно ли все это держать в памяти? Раз память позволяет, почему бы нет? Другое дело, как ее меньше засорять? Подумал Иван Петрович, все же приятно разговаривать со знающим, образованным человеком, а не с тем, кто по каждому вопросу лезет в смартфон или компьютер. Такого помощника иметь неплохо, но разве так нормально побеседуешь? Может потому он часто видит детей в компании сверстников, которые вместо разговоров сидят и смотрят в свои смартфоны? Не может Иван Петрович такого понять: встретиться с друзьями и уставиться в телефон!?
        Конечно, школьные программы меняются, наука и техника развиваются, меняются приоритеты. Так и должно быть. Но учебные программы создают люди, опирающиеся на свой опыт, а разве могут они предугадать, что понадобится послезавтра? Может надо уже учить, как противостоять вторжению роботов?.. Время мыслящих роботов не за горами.

       Картинка из интернета

    *Из статьи психолога Людмилы Петрановской: