Родительское собрание

Сёстры Рудик
        Классная руководительница седьмого «Б» класса Людмила Васильевна в очередной раз собрала родительское собрание. В школу явились почти все родители, кроме родителей Косичкиной Лизы. Вместо них в который раз пришла её старшая сестра девятиклассница Женя. Она с гордым видом села за Лизину парту, разложила перед собой блокнотик с авторучкой и, подперев щёчку ладошкой, приготовилась слушать.
        М-дя!.. Присутствовать на таких серьёзных собраниях, это тебе не высиживание на обыкновенных уроках! Тут при входе учительницы не надо вставать и отчитываться у доски. Тут сама учительница перед всеми стоит у доски и отчитывается! А если в тебя и полетит какой-то её вопрос, деловито отвечаешь ей с места, не вставая из-за парты. О как! И Женя с умным лицом кивала на отчёт учительницы за Лизины успехи и неуспехи, записывала оценки сестры в блокнотик и уточняла, что Лизе следует доучить и на каком предмете подтянуться. Словом, Женя вела себя так, как вели себя присутствующие здесь родители семиклассников.
       Не забыла Людмила Васильевна и за просьбы учителей других предметов, передавая родителям их похвалы и выговора. На что присутствующие соглашались с лёгкими улыбками, или с тяжкими вздохами, либо краснели за чад и потупляли взгляды, когда речь заходила о более строгом контроле неуправляемых бузотёров. Женя тоже вздыхала и вспоминала свои проделки в классе, за которые порой получала заслуженную пропесочку от учителей.
- Я не прошу кого-то пороть, - мягко говорила Людмила Васильевна и предостерегающе подняла палец, покосившись на напрягшуюся Женю. - Не забывайте, что это дети, и мы сами были детьми, которым не нравился наезд как родителей, так и учителей.
      От услышанного у Жени мигом вытянулась шея! Людмила Васильевна отвела от девятиклашки взгляд и замялась в нерешительности. Женя сделала лицо попроще и принялась чёркать в блокнотике. Учительница ещё раз глянула на неё, с осторожностью подбирая слова, и поведала родителям:
- Видите ли, в чём состоит наша задача? – она выдержала паузу, покосилась на Женю и разъяснила: - Не перегнуть палку в воспитании. Особенно с девочками!
        У Жени, как у кошки на птичку, загорелись глаза!
- Если мальчики более спокойно относятся к замечаниям, то девочки слишком ранимо переживают их, принимая за унижение, - продолжала Людмила Васильевна, чувствуя, как её уши запылали под волосами причёски. Девятиклашка с горящим любопытством всё мотала на ус!
- Я извиняюсь, но у меня лично до сих пор дело доходит и до ремня! – резко подала раздражённый голос одна из родительниц.
- Вот это ни к чему положительному, к сожалению, и не приводит! – категорически не согласилась Людмила Васильевна.
- Ну а что делать, если ребёнок тебя ни во что не ставит, ещё и вовсю хамит? – заспорила бабушка и добавила в глубоком оскорблении: - Хоть бы возраст уважали…
       После её слов собрание тут же загалдело:
- Вот-вот!
- Никого они не уважают.
- В одно ухо влетит, в другое вылетит!
- Не будут они нас уважать, если мы не научимся сдерживаться в собственных оскорблениях! Мы бьём их словесно, они отвечают нам тем же! - с сожалением объяснила Людмила Васильевна, и родители полностью с ней согласились, а Женя гордо сверкнула глазами туда-сюда и высоко подняла голову.
       Её мамка не церемонилась ни с Лизкой, ни с ней. Теперь ей стало ясно, как надо с этой мамкой поступать! Ещё и учительница, впав в эмоции, выпустила из головы девятиклашку и перешла к откровениям, говоря:
- Вот я на собственном примере откровенно поведаю вам о том, что произошло у меня в семье.  Когда выросла моя старшая дочь, и я грубо сделала ей какое-то замечание, она мне заявила: хватит меня уже воспитывать! Если бы ты в своё время на нас не орала, мы бы тебя услышали, а не притукались…
       С предпоследней парты жирафом вытянулась шея Жени! В тот же момент, уставившись на девчонку, мигом вспотевшая Людмила Васильевна с досадой оборвала речь и растерянно произнесла:
- Нет, ну я так не могу!.. – и указала на неё ладонью: - Вот для кого я сейчас откровенничаю? Ведь это же напрямую касается и её, но только не её ушей!
        Взгляды взрослых сейчас же обратились к девятиклашке. Кто-то прыснул, кто-то захохотал, кто-то возмутился в адрес родителей Косичкиных. От такого оборота Женя мигом втянула голову в плечи и заёрзала на сидении, почёсывая шею. Людмила Васильевна смотрела на неё, не зная как поступить и наконец, растерянно пояснила, обращаясь к родителям:
- А ведь это не смешно. Есть вещи, дорогие мои, которые до поры до времени детям слушать не дозволено, - и кивнула на затаившуюся Женю: - А она сидит и уши греет. Учится с моих слов, как заправлять родителями, - затем под смех взрослых обратилась к девчонке: - Вот почему ты сейчас здесь сидишь? Где папа или мама, которые должны выслушивать всё то, что я говорю для них, а не для тебя?
- Мне мама сказала на родительское собрание идти… - жутко краснея под взглядами хихикающих родителей, пролепетала Женя.
- Очень умная мама, - саркастически похвалила Людмила Васильевна и поинтересовалась: - А почему она не пришла на собрание?
- У неё голова болит, - пылая свеклой, брякнула Женя первое, что пришло на ум.
- Хорошая причина, - иронично бросила Людмила Васильевна и велела, как строгая учительница проштрафившейся ученице: - Ты извини меня, но выйди из класса вон и можешь даже сразу уйти домой! Всё, что при тебе было сказано, ты услышала. Всё остальное не для тебя.
        Непроизвольно краснея от стыда, Женя пулей вылетела за дверь, скорее мечтая разнести свою мамашу за ленивое нежелание ходить на родительские собрания! Уж она-то теперь знала, на что имеет право перед нерадивой родительницей! А Людмила Васильевна крикнула ей вдогонку:
- Передай, пожалуйста, своей маме привет и завтра я жду её в учительской, надеясь на встречу, несостоявшуюся сегодня!
        Теперь Людмиле Васильевне ещё предстояло научить нерадивую мамашу защищаться от нападков старшей дочери Евгении. Та очень много намотала на ус!
- Вы сами виноваты в том, что обе дочери вам стали смело дерзить! А что вы хотели? Ваша Женя наслушалась того, что касалось только вас, поделилась этим с сестрёнкой и вот вам результат! – выговаривала назавтра учительница одуревшей от дочерей мамаше и категорически пообещала, пропесочив её не хуже, чем безалаберную школьницу: - В следующий раз я просто сразу выгоню с собрания вашу дочь! И я не буду виновата, и вам не достанется на орехи! В конце концов, я не для себя делаю запись о родительских собраниях в двадцати пяти дневниках. Кроме отметок и поведения ваших детей мне есть чем поделиться из опыта собственной жизни с вами – родителями, а не с ними - детьми. А я не могу рта раскрыть перед девчонкой, мама которой ленится явиться в школу раз в четверть! Так что, попрошу вас, уж будьте добры заглядывать в дневник Лизы и приходить по моему требованию сами на мероприятия, которые называются – РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ и не ДЕТСКОЕ!
      Вот такая была история. Может быть, подобных родителей она по-другому заставит относиться к родительским собраниям. Ведь есть такие радивые учителя, как Людмила Васильевна, жизненный опыт которых поможет не только в трудностях школьных задач, но и в семейной жизни.   
 
(г.Павл.Посад 2007)
(фото из инета)