глава 10 ч. 2Командир Вологодского поискового и ег

Нина Рябова
                Немного истории

                О медальонах

Приказом Народного Комиссара  Обороны СССР №138 от 15 марта 1941 года были введены медальоны в виде пластмассового пенала с вкладышем из пергаментной бумаги. Также  солдатские медальоны  образца 1941 года изготавливались в металлическом и деревянном  вариантах. В самом медальоне находился бумажный вкладыш  установленной формы в двух экземплярах. 40х80  мм.


Капсула изготавливалась из черного или коричневого пластмассового материала и состояла из корпуса и крышки, имеющих между собой резьбовое соединение.
На бланке вкладыша в соответствующие графы солдат вписывал :
 - фамилия, имя, отчество,
 - год рождения ,
-воинское звание,
- уроженец (республика, край, область, город, район, сельский совет, деревня,
 - данные о семье: адрес, фамилия, имя, отчество жены, ближайшего родственника,
- каким РВК призван ( районный военкомат),
 - группа крови по Янскому (от 1 до 4).


 Указывать  номер воинской части было  запрещено.

Почему же  у большинства бойцов не было медальонов?

 Медальон смертника не хотелось иметь. Просто выкидывали бумажку. Считалось, что это притягивает смерть.  Умирать никто не хотел.
Были случаи, когда перед  большим боем бойцы  даже выбрасывали его совсем.
 Практичные бойцы  приспосабливали медальон для мундштука. Хранили какие -  то бытовые вещи, иголки, нитки, даже рыболовные крючки.
Главная же причина в несовершенстве  системы учета  личного состава.


Медальоны выдавались в течение неполного 1942 года. Всем выдать не успели.
Вкладыши очень часто изымались без отрывания половинок. Часто их забирали вместе с капсулой. Погибшие в этом случае считались  убитыми или похороненными.
В некоторых воинских частях существовали деревянные или металлические  пеналы. Конечно, они не уцелели.

Приказом  Народного Комиссара Обороны СССР в ноябре
 1942 года медальоны были сняты со снабжения. Их заменили красноармейскими книжками.
К сожалению, это привело к увеличению пропавших без вести, личность погибших установить было невозможно.
Прочитать медальон – большая проблема. Чернила , как правило, смывались, а вот  карандаш сохранялся  лучше.
С появлением  компьютера сейчас  есть много методов  прочтения медальонов.


Найти медальон – для поисковика  большая  удача.
 
                Солдатский поднят медальон,
                И теплится надежда
                Пополнить список из имен
                От той войны, безбрежной.
                Узнать о том, кто в полный рост
                Ушел в последний бой
                И кто сейчас  среди берез
                Лежит в земле сырой…
               
                В. Иванов

            Она, Юля Щекотова,  нашла медальон.
Как это было, рассказывает  сама  Юля.
(Рассказ записан  И.А.Дьяковым.  2010  год).
Это была моя вторая экспедиция. Осень 2008. Погода была  хорошая  или  не очень? Я уже не помню, помню только, что было хорошо и спокойно.
Я не могла зацепиться очень долго. Первый день  ничего, второй тоже ничего, третий тоже. Уже руки опустились, и делать ничего не хотелось. Лариска ( Липина) зацепилась с утра и на обеде сказала: «Хочешь  помочь?» Я хотела! Очень.


 Боец лежал в лесопосадках. Совсем недалеко от нашего  бивака. Мы копали и  думали каждая  о своем, но об одном и том же – о медальоне, как было бы здорово его найти. Я думала: «Вот бы сейчас из  -  под ножа выскочил медальон! Я бы закричала: «Вологда, медальоооооооооооооооооон !»


А если они не услышат?  Что тогда? Нет, они, конечно же, услышат, что за чепуха?»
Копаем. Останки бойца уходили под елку, мы рассуждали с Ларисой, что нужно  будет сносить бедное дерево, и вдруг…Сердце екнуло и замерло. Появилось неописуемое ощущение. Я увидела черную капсулу.


 - Лариса,  это ОН ??? – тихо прошептала я.
 - Аааааааааааааааааааааааааа!!! Юлька, кричи!!!
  - Вологда!!! Медальон!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!! Со всего леса послышалось восторженное ааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааа!!!



Как можно описать это чувство на бумаге? Наверное, никак. Когда сердце бешено стучит, когда не хватает дыхания, когда ты понимаешь, что одним неопознанным бойцом из тысяч неопознанных  стало меньше, то хочется снова и снова  идти искать, поднимать и радоваться.


Ваня (Дьяков) прочитал медальон. Мы с Ларисой подняли  ГАЗИЗОВА МИНИМУЛЛУ,  уроженца  Башкирии. Ему было 31. Родственники бойца были найдены 30 октября 2009 года. Информация по бойцу и просьба о помощи  отыскать родственников была размещена на сайте www.soldat.ru  следующего типа:
«Добрый день! Обращаюсь к Вам за помощью в поиске родственников.
В сентябре 2008 года «Вологодским  поисковым отрядом » в 6 км севернее урочища деревни Смердыня  Тосненского района Ленинградской области  были обнаружены останки бойца  ГАЗИЗОВА МИНИМУЛЛА , 1910 года рождения, Башкирская АССР, Кушнаренковский район, Ново – Курмашевский с.с., д.Новый Курмаш. Похоронен  10 мая 2009 года на воинском кладбище , д. Чудской Бор, Тосненского района Ленинградской области».



В поиске стала помогать Ирина из Башкирии, и результаты не заставили себя ждать. 29 октября нашлись родственники. Вот какое сообщение мне отправила Ирина: «Здравствуйте, Юлия Владимировна! Передаю Вам данные родственников ГАЗИЗОВА МИНИМУЛЛЫ БИКТАГИРОВИЧА. Его родные
живут по адресу: республика Башкортостан, Кушнаренковский район,  д.  Ново – Курмашево. Жив сын – ГАЗИЗОВ  ЗАХИМ МИНИМУЛЛОВИЧ.
Есть внук, его зовут ЭЛЬМИР. Он тоже в курсе всего происходящего. Удачи Вам. Они с нетерпением ждут Вашего звонка. 

                ДОМОЙ!

 … В отряде Юлю полюбили.  Она воспринимала  девчонок как своих сестричек, Марину и Надю. Если ее не было в городе, писали  в сетях нежные письма, называя ее самыми ласковыми, неожиданными  словами:  лучезарная,  неповторимая. красавица и умница , красотулечка ты наша, Юльчик родной.  (Понятно!  Девочки…  часто сентиментальные!)


Хорошая погода, солнышко, тепло, и настроение хорошее. Позади  трудные дороги, болото, палатки, комары.  Они  заслужили отдых!  Я очень  рада за них.
  А она спешила в свою родную Тарногу.

 
Ее семье 25 лет. Серебряная свадьба родителей.
«Долгожданный  июльский день», - мысленно начинает писать в газету «Кокшеньга» поздравление родителям с серебряной свадьбой.
Неожиданно налетает  ветер. Начинается дождь.  Крупные  редкие капли тяжело  бьют в лобовое  стекло машины.


 - Вот я промокну в самом начале пути, а где буду сушиться?..
И тут же останавливает себя: - Это о чем я? Я же еду  д о м о й!
Она вспомнила, как уезжали в последнюю экспедицию. Так же налетел ветер.  Так же пошел  крупный дождь. Но тогда был апрель, и ветер, и  дождь были холодными. Правда, они  не обращали  на это внимания.
 - И что это я сейчас? Наверное, расслабилась после экспедиции. Лето. Июль. К тому же я в машине.


Юля улыбнулась. Вспомнила, как вчера, когда она ехала в такси, звонили девочки из отряда, и она отвечала  о захоронении, медальонах, солдатах, поиске.
Пожилой таксист спросил:
- Вам всю дорогу звонят… Вы поисковик?
- Да, «Вологодский поисковый отряд».
- Я это понял сразу. И командира Вашего знаю. Вы выбрали правильную дорогу в жизни. Господь Вам поможет и не оставит. Я думаю,  что поисковики  с в я т ы е  люди. Только не предавайте память, не предавайте.   
Берегите!
 - Как он прав, этот незнакомый пожилой человек! Мы не хотим больше предавать наших солдат. Не имеем права!
Юля поехала уверенно. Старалась больше ни о чем не думать.
Но не думать она не может: она едет д о м о й !
Сердце стучит как - то особенно. Она объезжает  ямы и лужицы.  Дорога трудная, по обеим сторонам лес.

 
 Лес…Высокие ели, березы.
- Ели здесь старожилы, - думает Юля. – Высокие их верхушки смотрят свысока на узкую дорогу,  на  березы,  которые растут рядом, но они не такие высокие, белоствольные красавицы.  Нижние ветки елей поросли седым мхом, низко опустились к земле, засохли.  Наверное, зайчишки прячутся под ними от врагов. А вот там, в боевых  районах Новгородской области, Ленинградской таких елей - великанов нет. Там они порою просто без верхушек – срезало…  Сломали  их грозные  орудия  в войну. Стволы неровные, с ветками то на одну сторону, то на другую. Проволока вросла в ствол… Иногда саперная лопатка.  Были  рукопашные  бои. И не зайчики прятались под ними …Не зайчики…


Еловый лес вдруг отступил.
Ярко -  розовая полоса высокого кипрея обрамляла  дорогу.
 Луж  не было.

Говорят, что это растение  любит теплые места.  И вспомнилось Юле, как маленький ее деревенский сосед однажды  сорвал  этот длинный цветок, протянул  бабушке и сказал: «Янька -  чай.  Тебе» .
Никто не смеялся, было очень трогательно.  А вот мальчонку стали  частенько называть  ласково «Ванька -  чай».

 Потом глазам девушки открылась  поляна. 
 Луг еще не успели скосить. Разнотравье. Белые полянки,   похожие  на большие ухоженные клумбы.  Конечно, это семейки  скромных ромашек. А это гордец -  татарник. Хотя, наверное, и не так называют биологи этот фиолетовый  цветок с терпким запахом.  Если его поставить в воду, стоит долго, соседства других не любит.  Колокольчики… Зверобой.  Гвоздички…Герани…Пижма.

А потом скашивают луг. Убирают высохшую траву.
 -  О! Как я люблю эту пору – сенокос!  Загребаешь сено и чувствуешь, что у самой земли осталась нескошенной  спелая земляника. Ни с чем несравнимый  запах!
И ей так захотелось выйти из машины, скинуть босоножки и пройти этим знакомым лугом.  Нет! Она не станет рвать эти красивые цветы… Она только дойдет до опушки леса. Здесь они собирали  с папой грибы. И она нашла белый крепкий  гриб, а папа показал ей, как найти целое семейство, и она нашла. Папа ее очень хвалил.


Юля закрыла глаза, постаралась вспомнить чарующие краски осеннего леса. Вспомнить лесные шорохи…  Падающий осенний лист…
                …Очей очарованье!
                Приятна мне твоя прощальная краса -
                Люблю я пышное природы  увяданье,
                В багрец и в золото одетые леса… 
Наше,  русское, Пушкин… Здорово!
А еще в нашем лесу особенная черника. Ягоды крупные, синие -  синие, растут на низких веточках. А если не боишься заблудиться, идти надо далеко,  обязательно найдешь черничную поляну.  И мы с сестрами и с мамой ходили  за черникой, ни разу не  заблудились.  Мама наша тоже любит  лес.

 
Папа, мама, сестры… Роднее их никого нет. И никогда не будет… Наверное, все уже собрались и ждут меня…
Юля медленно подошла к машине, посмотрела на фотоаппарат… Нет, она сегодня не будет ничего фотографировать.  В ее памяти сохранится и эта поляна, и опушка леса… И это  мирное небо над нашей Землей.

- Потом закрою глаза и вспомню эти цветные картины. Пусть они будут всегда  перед моими глазами. Вот эта ажурная верхушка сосны, которая чуть заметно вздрогнула от налетевшего ветерка. Вот эти  дрожащие листочки маленькой осинки.  Вот эти муравьишки с поклажей больше собственного веса.  Вот этот гул. (На  ярко -  голубом небе появилась  белая  полоса от высоко -  высоко летящего  реактивного самолета. )
Мотор завелся  как никогда  быстро, Юля спешила.
 Поздравление родителям она записала как голосовое сообщение.  В стихотворной форме.
                Родные наши, любимые
                Родители, лучше вас нет!
                Вы в жизни уже победители,
                Что вместе прошли столько лет!

                Вы много пережили, справились.
                Вы годы пустили в расход
                На то, чтобы дочки – красавицы
                Достойно продолжили род.

                За это спасибо вам пламенное
                И знайте, мы помним всегда,
                Как в детстве вы,  папепька с маменькой,
                Наши украшали года.

                С днем свадьбы  серебряной, милые,
                Сегодня поздравим мы вас,
                Чтоб вы и в дальнейшем лишь вместе
                Свои продолжали года.

                А счастье пусть рядышком ходит,
                Семейный союз охраняя,
                И в гости к вам часто заходит, 
                От бед и тоски защищая.
  - Я счастлива!  Счастлива!  СЧАСТ - ЛИ -  ВА!

Совсем скоро и родная деревня. Алферовская начальная школа.
 – Мы  с сестрами все учились здесь.  До пятого класса… - вспоминает  Юля.


 А потом… Вспомнила, как  они шли к автобусу,  чтобы  ехать в другую,
 б о л ь ш у ю, школу,  рассаживались, старались не оглядываться  на родной дом, чтоб не заплакать… Маленькие же!.  Хотелось спать…  Но это было в пятом классе, потом привыкли. Заборская  средняя школа  в самой Тарноге  радушно приняла их. Жили в интернате.  А на выходные  - домой!
Д о - м о й !  И опять все вместе, с  мамой,  папой, бабушкой,  дедушкой, сестрами…  А еще  дома любимые кошечки,  куклы, книжки…


Книжки им всегда приносил Дед Мороз.
 - Девочки, вам подарок! – и мама протягивает красивую с картинками книжку.
 - Да, да, Дед Мороз приходил,  книжку вам оставил, - ну, а это уже  папа.
  Юле вспомнился его ласковый голос, когда он читал про Чука и Гека. И запоминала она, маленькая девочка, такие правильные слова:
«  Что  такое счастье – это каждый понимал по -  своему.  Но все вместе люди знали  и понимали, что надо  честно  жить, много трудиться и крепко любить  и беречь эту огромную Землю, которая зовется Советской страной».


   Мы выросли, изменились, повзрослели, определились в своем жизненном пути. И книжки у нас другие. У Марины, сестры, на медицинскую тематику. Она  окончила  Череповецкое медицинское училище, живет и работает в Череповце. Любит свою работу.
Надя окончила исторический факультет Череповецкого государственного  университета , сейчас работает в отделе Культуры Тарногского района.  Читает  много.
 Я люблю Василия Ивановича Белова, Ольгу Фокину, Николая Рубцова, Михаила Булгакова. Люблю Вологодский театр.

 
 - А как же моя статья в газету?  Ничего не успела продумать!  Всю дорогу воспоминания… Напишу просто :
« Спасибо Вам, дорогие родители, спасибо за тепло и ласку, за терпение и любовь, которую вы дарили нам все это время. Мы счастливы. Гордимся Вами и будем  достойны Вас".