Боренька, не выживший в Блокаду

Анна Мержвинская
       У моей бабушки в первую блокадную зиму умер сын. Было ему 8 месяцев. Умер от голода, нечем было кормить, кроме столярного клея у них ничего не было и молока у бабушки не было (пропало). Жили они на канале Грибоедова, на 3-м этаже. Квартиры ещё в довоенное время были все коммунальные и очень большие: один этаж занимала одна коммунальная квартира с длиннющим коридором и с поворотами до общей кухни. Там всегда, в послевоенное уже время, всё было в пару, когда мы с детского возраста с младшим братом бывали в гостях у дедушки с бабушкой. Оттуда и на демонстрации ходили с дедушкой и мамой, бабушка не ходила - всё готовила к нашему возвращению с демонстрации.


       Этажом ниже жила моя прабабушка, мама бабушки. Дом находился недалеко от Львиного мостика (всё это близко от Театральной площади). Бабушкина младшая сестра жила на ул.Стахановцев (лево-бережная часть Ленинграда). Так вот, младшая сестра оттуда дошла до дома и квартиры старшей сестры (моей бабушки), взяла умершего ребёночка, своего племянника и повезла его хоронить на саночках на Волковское кладбище в общей могиле. Бабушка уже не могла идти на такое расстояние. А у её сестры ещё были какие-то силы. Так Боря и похоронен там в общей могиле. Бабушка всю жизнь вспоминала его, своего Бореньку и плакала, когда никто не видел. Я видела, меня бабушка не стеснялась. Я никому об этом не говорила. Но мама моя знала об этом, что бабушка плачет, каждый раз, когда начинает о нем рассказывать. Мама иногда видела это и слышала, но тоже никому не говорила.


      Когда ездила в юности и позже на 45-м трамвае с Бухарестской улицы мимо этого кладбища (после поворота на перекрёстке Бухарестская-Салова, трамвай поворачивал и шёл к ул. Благодатной (или она уже там начиналась..сейчас плохо помню) - то всегда в мыслях вспоминала дядю Борю, который умер в младенчестве в Блокаду.


      Кладбище было с 2-х сторон. Очень много могил, много высоких деревьев. И было ощущение, что замирал на это время весь вагон. Только было слышно перестук трамвайных колёс и вагоноважатый объявлял "следующая остановка ВОЛКОВСКИЙ ПРОСПЕКТ". Когда доезжали до остановки и пока люди выходили/входили - был виден памятник погибшим в Блокаду, одна из 4-х общих могил. Вроде бы их там было 4-е..