АБС 14. Четырнадцатый вопрос царя

Яков Задонский
XIV. Спросил царь: «Почему кошка и собака враги?»


Сказал Бен Сира: Когда создана была кошка, она подружилась с собакой. Они вместе охотились и вместе ели. Однажды случилось, что никто  из них три дня не мог раздобыть никакой еды. Сказала собака кошке:

 – Как  долго еще нам оставаться без еды? Иди к Адаму и оставайся с ним в его доме, где ты сможешь есть и будешь  сыта,  я же стану ловить ящериц и насекомых. Таким образом, мы оба будем питаться и останемся в живых.

Кошка сказала собаке: «Давайте поклянемся, что мы оба никогда не пойдем к одному хозяину».

Ответила собака: «Хорошо сказано».

И они немедленно поклялись.

Кошка пошла в дом Адама. Там она нашла мышей и ела их, сколько могла. Остальные мыши убежали. Когда человек понял, что Святой, благословен Он, предусмотрел для него великое лекарство, он дал кошке, живущей в его доме, еду и воду для питья.

А что делала собака? Она пошла к волку и спросил его: «Могу ли я поселиться с тобой на ночь?»

– Да, – ответил волк.

Они пошли спать в пещеру.  Ночью собака услышала топот ног животных. Она разбудила волка.

– Я слышу звуки грабителей, – сказала собака волку.

– Иди и отгони их, – сказал волк.

Но животные восстали против собаки и хотели убить её. Она убежала и пошла к обезьяне, но обезьяна прогнала собаку. Затем она пошла к барану, и баран принял её.

Когда собака лежала с бараном, услышала звук шагов. «Я слышу звук разбойников» – сказала она.  «Убирайся отсюда», – ответил баран. Собака вышла и залаяла.

– Там должно быть баран, – решили волки, пошли, нашли его и сожрали.

Так бегала собака от ночлега к ночлегу, но нигде не нашла покоя. В конце концов, она пришла к Адаму, и он принял её. Собака и Адам вместе остались на ночлег. В полночь собака сказала Адаму: «Я слышу звуки шагов». Адам встал, взял копье и пошел с собакой, и  они преследовали  диких животных, пока не прогнали их всех. А затем они вместе вернулись.  Сказал Адам собаке: «Пойдем со мной в мой  дом. И живи со мной.  Ты будешь есть мою еду и пить то, что я пью». И собака пошла с ним.

Когда кошка услышала лай собаки, она вышла и сказала ей:

– Почему ты пришла  сюда?

Собака ответила: «Адам привел меня».

И они начали ссору.

Спросил Адам кошку: «Почему ты затеяла ссору? Я привел её домой, потому что увидел, что она умная, «как сердце» (1).

– Не волнуйся! – сказал Адам кошке. – Ты так же будешь со мной, как и прежде.

Сказала ему:  «Господин мой! Она воровка. Правильно ли жить с вором?»
А собаке кошка  сказала: «Почему ты нарушила нашу клятву?»

Ответила Собака: «Я не войду к тебе в жилище. Я не буду есть то, что ешь ты. Я не причиню тебе вреда ни в малейшей степени».

Но кошка не стала слушать, и они начали опять ссориться. Видя это, собака пошла к дому Шета и осталась с ним. Собака пыталась помириться с кошкой, но кошка не соглашалась. И по сей день они остаются врагами. Как отцы, так и дети, будь они звери, животные или люди. О них говорит пословица: «Овца идет за овцой».


(1) Еврейское слово келев (собака) понимается как смесь кол и лев - «все» и «сердце» или «разум», что означает «весь разум».
Дословно сказано: арум куло лев. Арум – хитрый, ловкий, голый. Куло лев – весь он сердце. ЯЗ.

Продолжение http://www.proza.ru/2019/01/30/1813