Голубая Надежда. Задушевные беседы ч. 16

Анна Магасумова
Ценная бандероль стоимостью в один доллар
Blue Hope/Голубая Надежда
Задушевные беседы. Страшные сказки
Охотник - Невидимка

  Это индейская сказка племени Абенаков  о девушке, которая благодаря силе характера обрела своё счастье.(1)
Абенаки, или абнаки. Самоназвание - алнанбал (люди). Термин "абенаки" происходит от слова языка монтанье, означающего "люди восточной земли". (2) Проживали в северной части Новой Англии в США и граничащих с ней прибрежных районах Канады.
   Племена абенаков  разделялись на три большие части по месту проживания: восточные абенаки жили к востоку от гор Уайт Маунтинс в штате Мэн. Западные абенаки, известные так же как скококи, жили западнее гор Уайт Маунтинс до озера Шамплейн в штатах Нью Гэмпшир и Вермонт. Приморские абенаки жили в долинах рек Сэнт Крус и Сэнт Джонс Ривер по обеим сторонам нынешней границы американского штата Мэн и канадской провинции Нью Брунсвик.(3)
   При колонизации многие абенаки ушли в Канаду и поселились в Квебеке.
"В конце концов охотник убивает волков только в сказках, которые рассказывают люди"
(Оборотни (Jin Roh: The Wolf Brigade)
   Мало кто знает подробно о верованиях Абенаков, однако известно, что пришедшие в Америку французы называли их “племенем волков” из-за главного тотемного животного племени - волка. (4)
Пусть открытым останется взор –
Равно в ясные дни и в ненастье.
Расскажи мне историю гор,
Песню неба, легенду о счастье.
(А.М. Островская)
  В небольшой  деревушке в горной местности  у озера  Eagle Lake/Соколиное озеро (5) на земле абенаков жила  небольшая индейская семья, точнее даже не семья, а три сестры.  Две старшие девушки, Уна и Абек, были красивыми и гордыми, а младшая, Уоки, была робкой и застенчивой. Она страдала от эгоистичных сестёр, но покорно сносила  их оскорбления и жестокое обращение.
   У девушек не было родителей, они кормились тем, что обменивали сделанную ими керамику на мясо и рыбу, которое добывали охотники и рыболовы их племени.
 Сёстры много работали. Уна, старшая, используя лыко ясеня, плела корзины,  Абек покрывала их морской глиной. В последнюю очередь изделия  передавали младшей сестре,  чтобы она закалила их в огне. Пока глина медленно запекалась, ветер задувал огонь в лицо Уоки. Так со временем её волосы опалились, а лицо покрылось ожогами. Именно поэтому  сёстры обзывали её Учаджес, что означает “человек с маленьким шрамом”.
   Глюскап - Великий Вождь индейцев знал весь свой народ. Он видел страдания Уоки,  жалел её, сердито смотрел на жестокости Уны и Абек, но ничего не делал. Его слуга, Мартен, не мог понять, почему.
“Мой старший брат”, -  сказал однажды Мартен.  -  " Эта девушка, Уоки, очень простая, у неё доброе сердце. Надо  же! Сестрицы называют её  Учаджес. Разве ты не можешь ей помочь?”
“Вернуть красоту? Посмотрим”,- сказал Глюскап. -  “ Но Учаджес должна сама себе помочь в первую очередь. Доброта - великая добродетель, но мужество - это первое правило моего народа”.
  Мартен попробовал возразить Великому  Вождю:
"Девушка мужественно переносит насмешки  не только сестриц, но и соплеменников."
 Великий Вождь только кивнул, соглашаясь.
  В  это время, на противоположной стороне Соколиного озера, далеко от деревни, жил молодой индеец по имени Тим. Он обладал  удивительной  способностью становиться невидимым. Ради своей сестры, которую звали Тэмэя, что значит по-индейски  "в центре", Тим  был как шелест листьев в лесу, вздох ветра в верхушках деревьев, или дыханием свежего воздуха в небесах. (1) Сестра для  него была центром Вселенной.
  Имя  Тим - означало “Лось”. Лось был для охотника Тима  тотемом и амулетом, который наделял его силой. Обладая этой магической силой, Тим не нуждался в луке и стрелах. Он мог приблизиться  к добыче незамеченным и неуслышанным, и мог убить зверя голыми руками.
  Так и жили одни Тим и Тэмэя. Время шло, Тэмэя понимала, что невидимость брата ни к чему хорошему не приведет, он должен жить обычной жизнью. Когда-то шаман Кэлетэка спас маленького Макки от смерти. Его извечный противник Виппона (6) хотел принести мальчика в жертв Хадуигону - злобному горбатому великану, несущему  неизлечимые болезни и смерть.(7) 
   Кэлетэка в последний момент выхватил Макки из рук Виппоны. В этом ему помогли духи - покровители людей Маниту (8). Один был родным тотемом Макки - маленьким пушистым волчком, а другой - сохатым лосенком, у которого рога только намечались. Ведь и Маки был еще ребенком.
  Чтобы спрятать мальчика от Хадуигона  Кэлетэка дал ему новое имя и новый тотем. До момента его окончательного взросления, то есть до женитьбы он сделал Тима невидимым. (9)
    И вот Тим вырос, стал хорошим охотником. Но все реже видела его сестра, все больше времени он оставался невидимым.
"Пора брату найти жену и мать его детей", - думала  Тэмэя.
Она боялась, что Тим может навсегда остаться неведимкой, поэтому и  отправилась в деревню, где жили три сестры.
“Мой брат устал жить один”, -  сказала она людям.
  Деревенские жители слышали об охотнике-невидимке и им было интересно, каким он был:  высоким или низким, красивым или некрасивым, толстым  или худым.
 “Тим женится на первой девушке, которая сможет его увидеть”, - предупредила Тэмэя. - "Его жена ни в чём не будет нуждаться".
  В деревне  знали о его магической силе и о том, как он успешен в охоте.  У индейцев, которые жили охотой,  всегда вызывало восхищение, когда в хижине хранилось мясо, если не свежее, то вяленое.  Это означало, что добычи много, раз не сразу её съедали. Тогда у скво, жены охотника много керамической посуды и красивых украшений.
   Не удивительно, что все девушки в деревне мечтали  стать невестой невидимого удачливого охотника. И  хотели попытать своё счастье. Одна за другой,  они посетили хижину за озером. Но все  возвращались разочарованными. Наконец, пришла очередь трёх сестёр.
“Первой пойду я",  - сказала Уна. - “Я уверена, что я смогу его увидеть”.
“Ты серьёзно?”- хмыкнула Абек. - “Я уж точно смогу его увидеть, как и ты. Почему ты должна идти первая?”
“Я старше!” - топнула ногой Уна.
Абек засмеялась.
" Я уверена, что Тим хочет более молодую женщину! И красивую!”
"Думаешь, что ты красивее меня?" - Уна была вне себя.
"Конечно! И моложе, и красивее!" - самодовольно ответила ей Абек.
Две сестры чуть не сцепились друг другу в волосы, обмениваясь злыми взглядами.
“Не думаешь же ты, что я позволю тебе уйти одной”,- заявила Уна сердито. “Тогда мы пойдем вместе”,- сказала Aбек.
"А давай! Посмотрим, кто первый увидит красавца Тима!" - Уна была уверена, что он красивый.
"Посмотрим!"
  Надев свои самые красивые одежды, девукшки отправились к хижине за озером. Тэмэя встретила их  любезно.
"Проходите, невестушки в вигвам, отдохнёте  после долгого путешествия".
  Когда пришло время, вернуться её старшему брату, она привела их к берегу.
“Вы видите моего брата?”- спросила Тэмэя.
  Уна и Абек стали всматриваться в озеро. Они увидели стремительно приближающееся каноэ, но в нём никого не было! Внутри каноэ не  было видно ни весла, ни Тима, так как всё, что он носил или держал в руках, также становилось невидимым.
"Я  сделаю  вид, что увидела Тима,  Тэмэя  ничего не заметит", - подумала про себя Абек.
“Я вижу его!”- воскликнула она.
И Уна, чтобы не отстать от сестры, повторила:
“Да, я вижу его тоже!”
Тэмэя  поняла, что, по крайней мере, одна из девушек лжёт, так как только одной девушке, согласно предсказания старого шамана,  дано увидеть её брата, и это будет его будущая невеста.
“Из чего сделан его наплечный ремень?”- спросила она.
   Девушки на мгновение задумались. Они знали, что, обычно, охотники из их племени для наплечного ремня использовали сыромятную кожу или лозу.
 “Ремень из сыромятной кожи”, -  предположила Абек.
“Нет - из лозы!”- воскликнула Уна.
Тогда Тэмэя поняла, что они не видят её брата и решила наказать их за нечестность.
“Очень хорошо”,- тихо сказала она. - “Идите в вигвам и помогите мне приготовить ужин для брата”.
Девушкам не терпелось узнать, кто же из них дал правильный ответ, так что они последовали за сестрой Тима и помогли ей приготовить еду. Каждая надеялась, что она увидит Тима, когда он придёт. Огонь в вигваме находился в самом центре и поддерживался круглосуточно. Здесь и ели, и чуть поодаль спали, укрываясь в холодные ночи шкурами.
"Не садитесь на место брата, - предупредила Тэмэя Уну и Абек. - Только вместе со мной по другую сторону костра".
 Потом, оглядевшись, она поприветствовала брата, но девушки никого не увидели.
“Возьми добытое мясо у моего брата”,- сказала Тэмэя Абек.
Та в тревоге осмотрелась по сторонам. Пока мясо было на плече Тима, его нельзя было увидеть.  Внезапно большой кусок оленины упал из ниоткуда к ногам Абек.  Она испугалась,  закричала и выбежала из хижины.
   Теперь Тэмэя обратилась к  Уне:
"Помоги, сношенька, снять с Тима мокрые мокасины и положи их сушиться".
  Конечно же Уна не смогла это сделать. Пара влажных мокасин внезапно появились в воздухе и ударили её по обеим щекам.  Уна заплакала от обиды и тоже убежала.
"Это были очень красивые девушки, но среди них нет моей невесты. Долго же она  идёт, - вздохнул Тим.
“Терпение, мой брат. Твоя невеста должна быть такой же храброй и честной, как и прекрасной! Такая девушка ещё не пришла”.
Тиму пришлось согласиться.
  Абек и Уна вернулись домой злые, как никогда. Ярость и злобу они стали
изливать на бедную Уоки.
"Несносная  Учаджес! Какая ты грязнуля! Ты плохо  сделала уборку, нет, ты совсем не убиралась в вигваме!" - закричала Уна.
 Её поддержала Абек.
"Как плохо ты приготовила мясо! Жевать невозможно!"
"И куски можно было пожарить поменьше", - не унималась Уна.
  Чтобы укрыться от их  несправедливых обвинений,  Уоки убежала в лес и вся в слезах скрылась под кроной большого дерева.
"Ну почему сестрицы ко мне так несправедливы?"- в который раз взывала она к небесам.
 Но когда слёз не осталось, и её  душа успокоилась,  Великий Вождь Глюскап постарался, призвал дух леса бедной девушке на помощь. Ветерок качал верхушки деревьев так, что листвою звучала легкая, словно воздушная, мелодия.
   Уоки  задумалась. 
"Теперь, когда  сёстры вернулись ни с чем, я осталась единственной девушкой в деревне, кто не пытался увидеть Невидимого Парня.
Однако, если  не удалось моим  красавицам  сёстрам, есть ли шансы у меня,  простой и некрасивой девушки? Такой великий охотник, как Тим, не захочет, чтобы его невестой стала девушка со шрамами на лице. Не зря же сёстры меня называют  Учаджес".
   Всё же, надежда поселилась в её груди.   При мысли о том, что она может пойти к невидимому охотнику,  сердце забилось быстрее. Мысли в голове стали скакать как заяц от волка.
"У меня нет красивой одежды... Сёстры могут попытаться остановить  меня....Люди будут смеяться... Но стоит набраться мужества!  Всё решила! Я пойду, не смотря ни на что!"
   Уоки  надела старую накидку с  обожжёнными  дырами от огня и с капюшоном неопределённого цвета.  Накидка принадлежала ещё её матери. Натянула на себя старенькие  slim skinnyи (узкие облегающие джинсы), которые носила с детства. Накидку перетянула на талии верёвкой из сплетённой ею травы.
  Одежда была  хоть и старой, но удобной, к тому же  она защищала её.
В чем великие джинсы повинны?
В вечном споре низов и верхов -
тела нижняя половина
торжествует над ложью умов.
(Андрей Вознесенский)
  Уоки посмотрела на свои ноги. Из её мокасин выглядывали голые пальчики. Она нашла  пару выброшенных мокасин Уны. Они были огромными для её маленькой ноги и их пришлось связать, обвязав  нитками вокруг щиколоток.
   У Уоки был действительно странный вид, и её сёстры смотрели на неё в изумлении. “Куда ты идешь таком наряде?” – спросила Уна.
“Я собираюсь в хижину Тима”,- ответила Уоки.
"Ты что, глупая девчонка! Вернись!”
“Ох, пусть идёт, - сказала Абек. -  “Вот  люди посмеются, когда она вернётся в слезах”.
  Путь Уоки лежал через деревню, мальчишки  смеялись над её видом и кричали:
"Учадждес - уродина!"
"Какой позор, позор! - шептались женщины. - В таком виде показываться чужим людям?"
“Посмотрите, как её сожжённые волосы торчат из-под капюшона!” - насмехались мужчины.
“Вернись, Учаджес. О чём ты думаешь, куда ты идёшь? Чтобы увидеть Тима?”
  Все  смеялись, хотя её сердце горело от стыда, Уоки притворилась, что не слышит, и пошла дальше с высоко поднятой головой, пока не скрылась из виду. Она поспешила в лес и пошла по краю озера, стараясь не думать об испытании, которое ждёт её впереди.
"Несомненно, - думала Уоки, - сестра Тима тоже высмеет меня."
Тем не менее, она продолжала идти, и, наконец, пришла к хижине и увидела в дверях сестру Тима, Тэмэю.
“Я пришла”,- вздохнула Уоки,  прежде чем  Тэмэя ей что-то сказала,  - “Я пришла, увидеть Тима, если смогу”.
  И она умоляюще посмотрела на сестру Тима.
 “Заходи и отдохни”,- мягко сказала Тэмэя.
 Уоки чуть не заплакала от  доброты, звучащей в голосе сестры Тима, но она сумела не подать вида,  пока они молча ждали, когда солнце начнёт садиться. Потом Тэмэя  привела её к озеру.
“Ты видишь моего брата?”- спросила она.
 На середине озера виднелось каноэ.  Уоки посмотрела,  но в лодке никого не было. Она слышала удары весла о воду, всплески воды у носа каноэ, но, хотя и вглядывалась изо всех сил, но никого не видела. С замиранием сердца Уоки прошептала:
“Нет, я не могу его видеть”.
“Посмотри ещё раз, не глазами, а сердцем”,  -  попросила Тэмэя, вздыхая.
Ей  девушка понравилась, она казалась правдивой, чистой и неискушённой.
Уоки посмотрела ещёраз на каноэ и издала вздох удивления.
“О! Да! Теперь я вижу его!” - радостно воскликнула она.
“Если ты видишь его”,- сразу сказала сестра Тима,- “скажи, из чего сделан его наплечный ремень?”
“Не понимаю, почему он сделан из радуги”,- удивилась Уоки.
   Тэмэя поняла, что её брат, наконец-то,  нашёл свою невесту. Она повела девушку обратно в вигвам, сняла с неё  старую одежду, искупала её, одела в оленьи кожи, а затем дала ей расческу, чтобы она привела в порядок свои волосы.
“Увы,” – думала Уоки, -  “у меня не так много волос, чтобы их расчёсывать".
Но как только она провела расчёской по голове, к её изумлению обнаружила, что волосы  стали длинными и густыми. Кроме этого,  на её лице исчезли шрамы. Она была красива!
"Никакая внешняя прелесть не может быть полной, если она не оживлена внутренней красотой. Красота души разливается подобно таинственному свету по телесной красоте"
(Виктор  Гюго)
  Скоро пришёл красавец Тим, Тэмэя и Уоки его уже видели, так как он перестал быть невидимым. Юноша, смеясь  выкрикнул:
“Наконец-то я нашёл тебя, моя прекрасная невеста”!
 И он повё Уоки на место жены в вигвам. И с того дня, Уоки и Тим жили до конца дней своих в мире и счастье. Учаджес её уже никто не называл. Удача всегда сопровождала Тима на охоте.  Да и Тэмэя встретила свою любовь. Но это уже другая история.
***
"Почему вы берёте силой то, что можно взять любовью?"
(индейское высказывание)

(1)  легенда индейцев "Учаджес и невидимый парень" otstraxa.su/2014/12/
(2) Монтанье-наскапи (другие названия: инну, инну-аймун) - язык канадских индейцев
(3) Варварская энциклопедия: Абенаки сайт  varvar.ru
(4) В настоящее время  абенаки проживают в области Квебека (Канада) и штате Вермонт (США). Абенаки и их предки жили на этой территории как минимум 10 000 лет и занимались сельским хозяйством: выращивали кукурузу, бобы, тыкву. Их поселения в основном располагались в долинах рек. Они также занимались охотой, ловили рыбу и собирали дикие плоды. В сельском хозяйстве рыбу часто использовали как удобрение.
Абенаки в течение года в основном жили большими семьями на летних стоянках. Каждая семья занимала отдельные охотничьи территории, унаследованные от отца. Селились в основном у рек или побережья, чтобы было возможно ловить рыбу. Эти летние деревни были небольшими, в среднем в них проживало по 100 человек.
  Многие абенаки селились в длинных домах, с овальными крышами, но самое удобное летние жилище имело выпуклую форму (вигвам), покрытую корой. Зимой, покрытый корой вигвам имел коническую форму.
"Индейцы племени Абенаки" на сайте netref.ru
(5)  Игл/ Eagle Lake - Соколиное озеро - озеро в округе Кенора, Онтарио , Канада , к западу от города Драйден .
(6)  индейские имена
Уна - помнящая, Абек - пребывание дома, Уоки - убежище, Тэмэя - в центре, Макки - ребенок, Кэлетэка - опекун людей,  Виппона - тонкое лицо
(7) Гросс Павел "Пантеон богов индейцев Северной Америки"
      Хадуигона -  злобный горбатый великан. Когда-то сражался с божеством по имени Таронхайавагон и проиграл ему. По поверьям ирокезов, человек, надевший маску Хадуигона, при определенных обстоятельствах может обмануть смерть
 (8)  Маниту обычно - духи-покровители людей и наделяющие последних магическими знаниями. Индейцы верили, что Маниту живут везде - на, под и над землей. В них сосредоточена власть и магическая сила, благодаря которой можно изгонять прочь из этого мира даже саму смерть.
(9) фантазия автора