Давно это было. Продолжение 3, пИсьма

Алена Кейдюк
В каждом письме юноши - приписка: "Любящий вас Коля". Но вот намёк на нечто, не разгаданное мною, от 14.08.44 : "На днях должно исполниться то, о чём я так долго мечтал!". Это - не о личном, это - желания и мечты красноармейца, запрещённые военной цензурой в переписке! О личном Николай пишет откровенно:"Дорогая Катюша, поверь - томится моё сердце ожиданием вашего ответа! Катюша, я далеко от вас и прекрасно знаю, что я с тобой не скоро встречусь! И письмо твоё для меня будет тоже встречей, тоже свиданием, тоже горячим поцелуем! Катюша, пойми одно, что я как и когда-то стремлюсь к одному - быть вместе, строить одну семейную жизнь".
В отличие от девушки, юноша, балансирующий на грани жизни и смерти, летом 44-ого пишет:"Желаю вам меньше заботиться о будущем, брать от жизни всё то, что поддаётся молодым сердцам!"- удивительно зрелая, фаталистическая мысль, единственно выделенная Катей учительским пером! Сегодня, на фоне исчезающих карандашных строк, это чернильное подчёркивание мозолит глаз и режет по сердцу: что это- знак согласия или напротив?..
"Катюша, от вас нет писем, но я не стесняюсь(так он характеризует живые чувства, связывающие его с миром и любовью) и каждую свободную минуту уделяю вам! Твоё последнее письмо, содержание которого вам известное, перечитываю! Теперь (август 44-ого) я могу назвать тебя своей и могу надеяться! Катюша, если ты меня понастоящему любишь, то своего маленького сына-утешителя запиши на свою фамилию! Это будет и для тебя лучше, и для меня приличнее! Пара слов о себе: фото выслать не могу, так как с октября 43-его нахожусь в отдалении от городов! Пока всё. Скорей бы нам встретиться!"
Никаких лозунгов, никаких боевых клятв, воззваний и обещаний умереть "за Родину, за Сталина!"- ни словом, ни намёком! Никакой позы, никакой рисовки, одно лишь - из письма в письмо : вернуться и встретиться!
16.07.44-ого:"Катюша, после этого вашего письма я могу вам писать так откровенно, как когда-то во время дружбы я приходил до вас на свидания! А потом, помнишь, мы расстались не как друзья, а как враги! Не знаю, как вы, но я, ещё находясь на гражданке, вспоминал о вас! Если бы ты, Катя, знала, как я переживал , когда мне говорили про вашу судьбу! Я негодовал сам на себя из-за своей молодости! Будь это сейчас, я бы не допустил над вами никакой грозы(именно эти строки следовало подчеркнуть)! Катюша, помню тот вечер, прощальный, у вас на крыльце, когда вы мне говорили, что у нас всё покончено и можешь найти себе девочку(возможно, Коля был на 2 года младше Кати), которой заинтересуешься и быстро забудешь про меня! И мой ответ! Нет, Катюша, никогда после того, как был обманутый тобой! Так и было до самой армии и так есть теперь.
Не чурайся моих родителей! Заходи как домой! О себе: от гражданских живём далеко, свободное время проводим между собой уже скоро год!"
Ясная картина довоенный отношений Коли и Кати сложилась у меня не вдруг! Юношеская неопытность и поспешность, неумение сопоставлять, анализировать завели меня в тупик, и я надолго отложила письма в долгий ящик, никогда о них не забывая! Сегодня сюжетная линия судьбы и недолгой любви моих героев совпали: с десяти лет Катя, Член Семьи Врага Народа- ЧСВН, скиталасть от поселения к поселению. В начале войны двадцатилетняя мать-одиночка , с младенцем на руках и рано постаревшей матерью прибыла на спецпоселение в наше село. Дружба с Колей была очень недолгой, но эмоциональной! Молодые люди расстались и на войну Колю провожали только родственники, предположительно, в начале 1942 года. Возможно, юноша был десантником-на то есть косвенные указания в письмах. Первое письмо Кате он написал в конце 42-ого или в начале 43-его! Но эти письма не сохранились, мы говорим лишь о времени переписки с 26.02.44г.
Некоторое время, несмотря на грозные исторические события и расстояния, молодые люди выясняли отношения! Вернее, выясняла их Катя. Мать-одиночка, ЧСВН, никак не склоняла гордой головы, самоутверждаясь даже там, где этого можно было не делать- в переписке с любящим человеком, не осуждающим её ни в чём!
Что же заставляло девушку "скандалить"? Местный сельский менталитет явно не принимал дружбы завидного парубка с учительшей, которой "пузо ветром надуло"! Пересуды, сплетни злили и заставляли нервничать, рождали неуверенность, что нашло отражение и в её письмах, которых у меня нет...Но Коля, удивительным образом, мыслил глобально , на перспективу! Потому сумел убедить молодую женщину с трудной судьбой в своей преданности и возможностях взаимного будущего.
Сквозь обрывки строк и осколки времени вижу, как взаимные обиды отошли в прошлое, оставив любовь единственным чувством! С тревогой и надеждой юноша и девушка ожидали развязку, с мыслями о долгой и счастливой семейной жизни!

примечание: продолжение следует