Дела музейные, тёмные

Дэн Гайдарский
История происхождения одной коллекции! ч-6 Давид Залимановский
Давно ,когда я пробовал читать трагедии и комедии древних римлян и греков,я воспринимал это как некое ,ушедшее под землю царство Аида. Скорее мистическое,чем реальное.Бродя с детства по Крымской Киммерии,увлекаясь стихами Максимилиана Волошина,даже перебирая его личную библиотеку история жила своей жизнью. Вот его,пусть переделанный ,Дом поэта.

При входе меня встречала Царица Таиах-майоликовое изображение какой-то мистической женщины. Так же я смотрел на Нефертити,Кара-Даг.Раньше Кара-Даг был похож на профиль А.С.Пушкина.-Действительно похож. Потом на Макса._Похож ведь. С какой стороны посмотреть-на кого-то похож. Позже разобрался что гениальный Макс появился там слишком поздно.

Макс перед революцией был в бегах. Его мама -украинка,купила у разорившихся тюрских племён участок земли. А раньше вся земля от Мыса Святого Ильи в Феодосии принадлежала Одесскому профессору Юнге,который построил природную наблюдательную станцию. За Кара-Дагом,в Отузах.Меня поразили слова Волошина об исторических следах разных эпох в Киммерии.Позже,увлёкшись изучением археологии Херсонеса,древних захоронений возле Аюдага,историей коллекции Шлимана,Раскопками Керченского Митридата я сделал приятный вывод.

Коллекции и ценности навсегда не исчезают-они переходят в другие руки,меняют владельцев. Пропадает то что сгорело. Как Александрийская библиотека.
Как-то один знакомый (Женя Блистер) привёз из Нижнего Новгорода пишаль-ручная пушка с ядрами.

Оказалось,что она из оружейной Пугачёва. Я её по незнанию не купил. Купил самую большую коллекцию бумажных бонн-денег более 2-х миллиардов. Это почти все бумажные деньги Российской империи. К сожаленю Женя ,имея каталоги вытащил самое ценное. А мне осталось гордится суммой. Оказалось,что в бумажных деньгах имеет значение подписи и надписи,в которых я не разбираюсь.Попалась случайно книжечка каталог,выпущенная максимом Горьким.Он оказался самим крупным специалистом по древностям. В революцию с Граьарём,Бенуа,Сидоровым они имели право определять ценность усадеб Рябушинского,Бахрушина,Морозова.

Не забывали и себя. Мадонну Бенуа Леонардо Александр Бенуа продал царю Николаю где-то в 1913 году за 100 тыс. зол. рублей Выплатить успели только 13 тысяч-грянула Революция.(См. Дневники К. Чуковского).

Сам Горький "Собрал" 10 тыс книг и около 30-ти тысяч яшмовых нецек и Китайского фарфора. Из-за коллекции (в доме Рябушинского)А.М. и его сыну Максиму ускорили путь,откуда не возвращаются.

Я собрал все печатные каталоги коллекционеров(Сенатора Ровинского,Тевяшова,Ефремова,Бахрушина,братьев Брокар,Феликса Юсупова,-Самамая богатая -Демяна Бедого(Придворова).Коллекция Демяна хранилсь в Кремле. Он жил с общей кухней с И.Сталиным.Меня ожидал печальный вывод:-Зверьков с ценным мехом пускают на шубы и шапки.

Как говорил Шариков-пошьём шубы на рабочий кредит.Никогда не надо собирать то,что легко отнять.В результате я стал собирать никому не интересную бумажную коллекцию. Маша Яковлевна Чапкина-самый крупный специалист по бумажкам написала мне автограф на своей книге:-Самому крупному бумажному коллекционеру,из тех,кого я знаю.
-А Мария Яковлевна провела более 100 аукционов с мужемСашей (художником)и дочрью Соней(специалисткой о творчеству Бём Елизаветы и её сестры. Соня закончила Академию у Ильи Глазунова вместе с его ,достаточно талантливым сыном Иваном. Он оформлял историческую комппозиции Кремлёвских аппартаментов Б.Ельцина. Там выставлены и мох 20 гравюр Петровского времени.

Илья воспроизвёл их в книге-имеется с автографом. всю жизнь дружила с Антоновой-диектором Румянцевского(Пушкинского )музея. И отвечала там за отдел личных частных коллекций.Основу коллекциям положил известный собиратель Зильберштейн,А.А. Сидоров-начальник отдела рисунка и гравюр,отец директора Эрмитажа ,В.Я. Полонский-соперник по жизни В.Маяковского.В.Полонский возглавлял агитационные поезда в революцию с Окнами Роста В. Маяковского. Позже возглавлял гравюрный кабинет Ленинки,который позже перешёл в Румянцовский(Пушкинский). Позже в пику Маяковскому издал книгу История Революционного плаката и Красивую книгу по Русской графике.

К сожалению уехала на пополам коллекция Костаки и Марка Раца(рисунки к детским книгам20-50 гг.)Когда Государство "приняло в дар" за 200 тыс руб библиотеку Смирнова-Сокольского я заскучал. Тем более, что Андропов из КГБ заставлял выуживать по Союзу супер дорогие книги в бесценных переплётах Ро,Шнеля,Петцмана и др.У меня есть записки-Библиотека для Андропова.Там пострадал(умер в тюрьме)книжник Бегемот.

У него нашли День Солженицина и Телёнок с дубом. Библиотеку конфисковали,оценили в 58 т.р. и она была продана "неизвестным"через магазин на Столешке. Там командовала знаток старой гравюры-Аннушка-Анна Яковлевна. Я был много лет с ней знаком.

-И так-Что собирать?-Где?-Где хранить?-Кого информировать?-Ведь пропал в неизвестности Толя Аляпин с библиотекой высокого класса. См. Аляпин,Илья Глазунов и Вл. Солоухин в моей писанине. Пишу начерно-исправлю. Завтра продолжу.

При копировании материалов с сайта, активная ссылка на оригинальный материал обязательна.