Подмалёвок

Художник Владимир Крылов
-
 Занимая место под солнцем, ты загораживаешь кому-то свет.
Л. В. Шебаршин

      
      Подмалёвок является самым радостным этапом в работе художника. Художник берёт кисти и подходит к чистому холсту, когда решение будущей картины уже созрело.
Будущее произведение рвётся на свободу.
Художника переполняют энергия и желание работать.
И если работа не слишком велика, в течение одного сеанса подмалёвок уже готов, все детали обобщены, большие тональные пятна нанесены чистым, красивым декоративным цветом, художник чувствует удовлетворение и полную уверенность в том, что уж на этот раз он точно на пороге создания настоящего шедевра.
На следующий день, переполненный радостным нетерпением,  художник начинает уточнять детали своей композиции. И через некоторое время с ужасом замечает, что общее впечатление, излучаемое подмалёвком, исчезает.
Буквально на глазах, с каждым очередным мазком, произведение блекнет.
Общие пятна дробятся, чистый цвет мутнеет исправлениями, всё рушится.
Наступают дни и недели мучительного труда.
Временами подступает отчаяние.
Хочется всё бросить и начать новую работу.
Но вот где-то на маленьком кусочке холста после очередной отчаянной попытки вдруг засветится совсем незаметный лучик надежды!
И как матрос, смытый с палубы штормом, художник хватается за этот оказавшийся под рукой, мокрый, скользкий канат и начинает выбираться наверх, обратно на палубу.
С каждым усилием маленький кусочек спасённого холста  увеличиваться.
С каждым днём он становится всё больше и больше.
К художнику возвращается уверенность.
И через некоторое время работа приобретает вполне законченные формы. Детали проработаны и в то же время обобщены. Цвет стал несколько другим, но точным, рисунок свидетельствует о профессиональном мастерстве автора.
    Иногда получается очень хорошая работа.
Иногда даже замечательное произведение.
Но никогда художник не достигает того идеала, который грезился ему после исполнения подмалёвка.
    И вот Поль Сезанн сразу разрешил все эти мучения и проблемы.
Он просто отказался от самых трудных, но совершенно необходимых для создания профессионального произведения того самого классического и нетленного искусства, этапов работы художника.
      Подмалёвок даёт возможность художнику наметить основные параметры будущей картины на уровне физиологического ощущения.
      Подмалёвок может вызвать эстетическое удовлетворение.
      Подмалёвок подкупает лёгкостью и свободой исполнения.
Но чтобы наполнить картину человеческим духовно-нравственным переживанием требуются ещё очень большие усилия.
Любой одарённый в области изобразительного искусства человек имеет чувство цвета. Нельзя петь песни, не имея слуха.
Но самое трудное в создании картины –  умение и детализировать композицию, и деликатно обобщить все её составные части тоном и цветом, добиваясь при этом духовно-нравственного потенциала произведения искусства.
Кажется, Иван Васильевич Суриков сказал, что хороший художник отличается от посредственного способностью закончить начатое произведение.
        Хорошо начать работу может всякий художник!
А вот хорошо и успешно закончить свою картину может только мастер.
Попробуйте вспомнить художника, который бы делал плохие подмалёвки!
Самый слабый, начинающий и неумелый делает их интересно.
Нижнее бельё всегда свежо, непосредственно, всегда волнует и привлекает.
Но никто не ходит в нижнем белье в гости или в театр.
Правда, сегодня и это возможно!
В театр в нижнем белье!
В искусство с подмалёвком и с плохим рисунком!
Поль Сезанн стремился к созданию нового классического искусства, лишённого всего преходящего и незначительного. Но такое искусство невозможно создать, забыв про  рисунок и остановившись на подмалёвке.
        Этого и не произошло!
        Этого и не могло произойти!
Художник, на основе своего профессионального мастерства,  на эстетической основе, создаёт произведение искусства – картину, которая, преодолев своё исходное, ремесленное состояние  эстетичного творческого подмалёвка, развивается до уровня источника духовно-нравственного переживания, становится произведением искусства – картиной.
Дизайнер-оформитель создаёт декоративную композицию, которая, каких бы эффектных фактур и цветовых сочетаний она не достигла, всегда останется только декоративной композицией, но не картиной, не произведением искусства!
Искусство занимается духовно-нравственным трепетанием человеческой души.
Дизайн эстетически осваивает окружающее нас пространство.
Это принципиальное различие!
Заметим ещё, что человеческие духовно-нравственные проблемы возникают, развиваются и умирают в человеческом мире. То есть в реальном, трёхмерном пространстве, в котором мы все живём и существуем.
Любое декоративное изменение этого пространства может усилить эстетическое звучание произведения, но, слишком часто, уменьшает его духовно-нравственное содержание.
Поэтому, для произведения искусства необходимо тонкое соблюдение этой хрупкой границы, когда творческое произведение, сохраняя свои эстетические качества, остаётся духовно-нравственным произведением искусства.
Во всех произведениях Сезанна, в которых его живописная система уже сложилась, цвет, отделённый от поверхности предметов, объективно разрушает трёхмерное пространство традиционной картины.
Произведения Сезанна, как тенденция, стремятся к плоской декоративной поверхности, к уничтожению трёхмерного мира, в котором существуют и развиваются все духовно-нравственные взаимоотношения и проблемы человечества.
А декоративность произведения усиливает ещё один приём, характерный для живописи Сезанна.
Сезанн всегда нарочито усиливает момент слома поверхности изображаемых предметов.
Складка белой скатерти, угол деревянного стола, ножка комода, грани многогранного кувшина или рюмки, рукав или воротник пиджака, складки человеческого тела, повороты плоскостей лица, грани стен домов, повороты плоскостей каменных уступов на земле, границы скал и границы туч в небе, стволы деревьев и планы лесных массивов – все соприкосновения различных объёмов и поверхностей подчёркнуты
намеренно сильно, утрированно, доходя до чёрного цвета в белой скатерти и в небесах.
Это введение чёрного цвета в местах изломов поверхностей и в обводках ещё раз усиливает декоративное звучание цвета и ещё раз разрывает традиционное пространство картины, ещё раз уничтожает окружающий нас трёхмерный мир со всеми его человеческими проблемами. 
Картина перестаёт быть окном в трёхмерное пространство, где и кипят все человеческие страсти.
Пространство картины лишается пространства, становится изломанной, уплощённой декоративной поверхностью.
И эта поверхность удерживается теперь не человеческой драмой столкновения изображаемых героев и объектов, а только декоративной композицией чёрных провалов и цветовых всплесков.
И это качество живописной системы Поля Сезанна имело значительные последствия для станковой живописи.
Такое развитие живописной системы Сезанна имело фундаментальное значение.
Правда, складывается  впечатление, что сам Поль Сезанн этого своего открытия не заметил.
Это почувствовали но не поняли и в сезанновском периоде кубизма и на западе вообще.
Это открытие почувствовал, понял, и продемонстрировал в конкретном творчестве русский художник Павел Филонов. Правда, он умел хорошо рисовать.