Сон разума рождает чудовищ -1

Леонид Шиндер
Согласятся многие с тем, что дано человеку от природы желание быть свободным. И не случайно последние полторы сотни лет воевало человечество, чтобы достичь определенной степени свободы личности. И если удалось нам в какой-то мере освободиться от власти человека над человеком, то это только шаг на пути к свободе.

Понятие свобода обычно ассоциируется у нас с возможностью поступать так, как хочется и делать то, что необходимо. Но на самом  деле, такая свобода – это только наше благое пожелание. Такой свободы в природе нет, и быть не может.

Мы воюем за свободу, как за высшую ценность, еще не понимая, что значит быть по-настоящему свободным.  Но стоит поговорить о свободе и путях ее достижения, чтобы не воевать вслепую.

А поскольку избрал я для себя в вопросах бытия следовать мнению мудрецов, познавших цель сотворения человека и суть заложенной в нем  природы, то остаюсь верным этому правилу и сейчас. И статья эта основана на работах выдающегося мудреца-каббалиста прошлого века Бааль Сулама.

Если мы проанализируем любые действия личности, то увидим, что все они являются вынужденными, и были совершены по принуждению. И нет у нас никакой возможности выбора. Потому что Высшее управление поставило всю нашу жизнь между двумя противоположными ощущениями: наслаждением и страданием.

И в самом деле, где вы найдете такого человека, который бы по своей воле выбрал страдания и отвергнул наслаждения. Разве что мазохист, природа которого являет собой исключение из общего правила.

И даже если человек способен сoглaситься сейчас на известную долю стрaдaний, то только из-за будущего нaслaждения или пользы, которую получит через какое-то время. И нет здесь никакого свободного выбора, а только простой расчет. И по этому же принципу выбора наслаждения в противовес страданию, действует абсолютно все живое. С единственной разницей, что нет у них расчета на будущее, что присуще человеку.

То есть, уже изначально мы являемся навсегда пленниками своих чувств. И природа крепко держит нас в узде, погоняя страданиями и наслаждениями в нужную сторону. И если бы управление действовало в нас на уровне инстинктов, то не вызывало бы никогда нашего протеста.

Но, в отличие от животных, вдобавок к чувствам человек наделен разумом. И этот "довесок" портит нам всю картину и отравляет зачастую нашу жизнь.

Вспомните те случаи в вашей жизни, когда чувства и разум противоборствовали между собой, заставляя выбирать между ними. Чувства говорили одно, а разум подсказывал совсем другое, заставляя нас прикладывать усилия и страдать от внутренней борьбы нашего естества.

Но, может как раз на противостоянии этих двух категорий – чувства и разум –  и находится свобода выбора?

Ведь действительно, случалось иногда, что удавалось нам поступить "разумно" вопреки чувствам и эмоциям. И при этом возникало некое ощущение гордости, словно поднялся на ступеньку выше, одолел свою природу.

Но это все та же иллюзия свободы выбора. Потому что разум является вторичным по отношению к чувствам. Желание получить наслаждение и избежать страданий заставляет разум искать подходящие для этого пути. И в данном случае, поступая "разумно", мы подсознательно рассчитываем, что выиграет от этого наше чувство. Оно получит наслаждение в результате нашего разумного решения.

Надо отдать должное Высшему управлению, которое очень искусно скрывает свою власть над нами, давая ощущение обладания некой свободой выбора. Но зачем Ему понадобилось создавать в нас стремление к свободе, одновременно обманывая нас иллюзией свободы?

Не будем упрекать Природу в зловредности. Она исключительно точно выполняет Программу Творения, подталкивая нас к настоящей свободе выбора. И первый шаг к этому таков, что через иллюзию свободы выбора рождается в нас уверенность, что мы в чем-то можем управлять своей судьбой.

А кто бы из нас не согласился взять судьбу в свои руки так, чтобы ощущать себя постоянно счастливым человеком? Ведь надеяться на счастливую судьбу, подаренную нам от рождения, человечество уже перестало.

Кроме полной зависимости от страданий и наслаждений, есть в нас еще одно свойство, о котором стоит поговорить отдельно. Потому что его наличие и есть то, что в высшей степени отличает нас от животных.  Это влияние на нас мнения общества.

Под влиянием окружения человек выбирает себе практически все в своей жизни. Как одеваться, где проводить свободное время, что смотреть, что читать, и даже с кем дружить. И здесь мы тоже лишены выбора, потому что попадаем под влияние общества согласно своим склонностям, заложенным в нас от рождения.

Наша трагическая ошибка в том, что в каждом человеке живет уверенность, что он способен противостоять мнению общества. Что его убеждения непоколебимы, и в этом он является самостоятельной личностью. Но жизненный опыт является верным свидетелем того, как может меняться мнение человека на противоположное.

И самое интересное, что при этом человек абсолютно уверен, что изменил мнение по своей воле – в силу обстоятельств, или приобретения дополнительных знаний. И не отдает себе отчета в том, что и новые знания, и новые обстоятельства получены им от окружения.

И избежать этой всеобъемлющей власти общества человек не в силах. Потому что поведение людей, их речь, книги, написанные людьми, соприкасаются с чувствами человека. И если разумом дано человеку иногда понять пагубное влияние на него того или иного общества, то ни всегда найдутся силы отстраниться и выйти из-под его дурного влияния.

И если нашел в себе силы и преодолел, то только потому, что попал под влияние другого общества, мнение которого оказалось ближе к мнению его разума. А в разуме царит только один расчет – как вести себя в обществе так, чтобы угодить его вкусу и его нравам. Ведь наивысшее наслаждение получает человек, если уважаем обществом.

Таким образом, мы выяснили, что судьба человека отдана в руки окружению, и зависит от его природных свойств и склонностей, унаследованных им от рождения. И, управляя этими двумя поводьями, ведет человека по жизни Высшее управление, не оставляя ни малейшего шанса на сопротивление судьбе.

Но не стали бы мудрецы раскрывать суть управления человеком, если бы не было возможности взять его в свои руки. Иначе, зачем омрачать и без того не очень радостную жизнь знанием, что наши надежды что-либо изменить в своей судьбе, не имеют под собой реальной почвы.

Но так как, раскрытие секрета управления своей судьбой требует много строк и внимания, то постараюсь я описать это в следующем повествовании.