Прогулка. Глава VIII

Александр Халуторных
(продолжение)
Предыдущая Глава VII - http://www.proza.ru/2019/01/29/1156

       Генерал Кудасов оказался прав – немцы не приняли своевременных мер против потенциальной возможности прохода неприятеля через свои позиции по руслу замерзшего ручья, если не считать попытки усиления одного поста первой линии обороны расчетом экспериментального ручного пулемета под командованием несчастного лейтенанта фон Зейдлица.

      Охотники поручика Бутурлина ловко, без особых сложностей и незаметно для неприятеля преодолели вторую и третью линию траншей и пробрались в ближний германский тыл.

      Перед решающим броском устроили небольшой привал. Поручик Бутурлин уточнил задание охотникам.

      - По расчетам генерала Кудасова, батарея гаубиц расположена где-то очень близко, сказал он. – Возможно, кроме артиллерийских расчетов, тут есть и боевое охранение. Какова его численность мы, естественно, не знаем. Можно предположить, что не меньше отделения или даже взвода стрелков.
      Наша задача – обнаружить, а потом уничтожить основной полевой склад со снарядами для этих орудий. Желательно сделать это тихо, не вступая в бой с охраной. Для этого нужно постараться без шума снять часовых на позициях.
      Времени у нас в обрез. Все зависит от того, как скоро немцы  обнаружат побитый секрет. Они пойдут по следу и непременно устроят на нас облаву,. Затеряться в лесу, где расположились германцы, мы не сможем. Поэтому производим быстрый поиск по трем направлениям. На обнаружение склада и его уничтожение у нас  при стечении самых благоприятных обстоятельств не больше полутора-двух часов.
      Нижний чин  Миронов и два человека из его отделения остаются здесь с германским ружьем-пулеметом,. Нужно оборудовать временные позиции на случай появления преследователей. Остальные разделяются на тройки под руководством офицеров и производят поиск на глубину не более пятисот шагов. Батарея где-то совсем рядом. По обнаружении позиций гаубиц или склада группы возвращаются и встречаются здесь.

      После короткого совещания охотники разделились, оставили вещевые мешки на поляне и приступили к поиску.

      Поручик Бутурлин с двумя солдатами пошли на северо-запад, подпоручик Ставрогин взял правее, а тройка поручика Тропинина направилась к возвышенности, поросшей березняком и мелким кустарником. Именно Тропинин и его солдаты в лесу на подходе к ней  вскоре натолкнулись на проволочные заграждения, за которыми возвышались аккуратные ряды тяжелых ящиков, заботливо укрытые окрашенным белилами брезентом. Боеприпасы были сложены в шесть штабелей, расположенных на огороженной столбами с колючей проволокой довольно обширной территории и охранялись по периметру часовыми.

      Подпоручик Ставрогин вскоре обнаружил небольшой овражек, склоны которого поросли густым кустарником, а в нем - блиндаж, в котором, видимо, топилась печка, так как из торчащей над сугробами металлической трубы  шел дымок и вылетали искры. Рядом с ним стояли деревянные кОзлы и три сбитых из горбылей стола для чистки оружия. Снег вокруг блиндажа был плотно утоптан. По всей видимости, именно здесь располагался караул, охраняющий территорию, расположенные на ней фортификационные сооружения батареи и артиллерийский склад.

      Пока для охотников все складывалось на редкость удачно. Бутурлин и его солдаты прочесали свой район поиска и быстро нашли все четыре капонира, где располагались вражеские гаубицы. К артиллерийским позициям, обнесенным двумя рядами колючей проволоки, вели хорошо нахоженные дорожки. Проследить, куда они ведут, не составило особого труда. С внутренней стороны проволочных заграждений навстречу друг другу прохаживались часовые.

      Как было оговорено ранее, после предварительной разведки охотники собрались в намеченном месте для уточнения и координации дальнейших действий.

      Поручик Тропинин подробно рассказал о том, что он видел, и даже нарисовал на снегу план артсклада, расположение штабелей с гаубичными снарядами и примерную схему немецких постов вокруг него.   

      - Какое расстояние между штабелями снарядов? – спросил Бутурлин.

      - Точно не скажу, но по всему видно, что гораздо больше ста шагов. – ответил Тропинин. – И возле каждого выставлен пост.

      - М-да! Перестраховались швабы, - задумчиво сказал Бутурлин. – В случае подрыва одного штабеля, снаряды в других местах могут не сдетонировать – слишком далеко. А для того, чтобы снять всех часовых и заложить мины под каждый штабель нужно слишком много времени. К тому же - мороз! Снег так громко хрустит под ногами, что подобраться к постам и побить часовых незаметно вряд ли получится, так что атаковать и ввязываться в перестрелку мы не можем – сил мало, к тому же моментом поспеет караул. Потом германцы навалятся со всех сторон и нас прихлопнут, как мух!

      - А что, ежели прочесать кладку-то из пулемета, ваше благородие? Чай взорвутся припасы-то? – предложил Миронов.

      - Пустое, братец! – сразу отмел этот вариант Бутурлин. – Нужно попасть пулей в капсюль на зарядной гильзе, или в снарядный взрыватель. Это можно сделать только случайно. А зажечь современный порох в зарядах к гаубицам обычная пуля не может.

      - А что если нам разделиться? Одна группа нападет на блиндаж в овраге и забросает караул гранатами. Поднимется большой шум, что неизбежно отвлечет внимание часовых на складе. Вторая в это время – атакует склад и установит мины, - Тропинин начертил прутиком две стрелки.

       Все помолчали. - Ну, что ж! – сказал, наконец,  Бутурлин. – Пожалуй, ничего лучшего и не придумаешь в этой ситуации.  Вы, Тропинин, подпоручик Ставрогин и нижний чин Миронов с тремя солдатами уничтожаете караул. Как только начнется стрельба мы нападем на склад и заложим взрывчатку. Сейчас я подготовлю заряды… Авантюра, по большому счету, как сказал бы генерал Кудасов, но, как говорится, риск – благородное дело!

      Солдаты сняли вещмешки и выложили на расчищенную от снега площадку тяжелые пачки аммонала, граненые пироксилиновые шашки, детонаторы и бухту бикфордова шнура. Поручик Бутурлин быстро нарезал шнур на шесть равных частей, закрепил детонаторы и приготовил минные заряды.

      - Ну, ребята, - сказал он: - разбирайте подарки, - сказал Бутурлин, указывая на мины.
 - Курите, поди, все? Спички-то у всех есть?

      - Да какие спички, ваше благородие! У нас их давно уже нет, огонек добываем старым дедовским способом… У меня одного есть  кремень, кресало и трут… - ответил за всех Миронов.

      - Н-да!.. Вот незадача... Изрядная промашка и моя вина!- посетовал Бутурлин.

      Спички оказались только у Ставрогина и Тропинина, у Бутурлина была зажигалка.

      - А что тут хитрого? – подал голос один из солдат. Тут и не надобно особо мудрить – забросим бомбы Новицкого на ящики со снарядами и дадим деру!.. Вот и вся недолга, нет ничего проще!

      - Ребячество! Слишком опасно!.. Детонатор срабатывает в этих гранатах через пятнадцать- секунд. Не успеете унести ноги на безопасное расстояние в бездорожье по снегу-то!

      - Ну, да!.. Этого я не подумал.   

     - Придется выкручиваться, братцы. Действовать будем так: взрывники разделяются на пары с одной коробкой спичек на двоих. 

      Бутурлин указал на схему: -  Смотрите сюда! Вы двое, пробираетесь на левый край. Аменлин, ты с товарищем закладываете мины справа, а я с Федосовым и Величко беру центр… Всем выбрать удобную позицию и затаиться, держать ушки на макушке и быть в готовности. Как только начнется стрельба в овражке, убираете часового и устраиваете взрывчатку в ящики со снарядами. Когда подпАлите шнур у одного штабеля - тут же бегите к другому. Потом возвращаетесь сюда. Здесь уже и решим, как будем пробиваться к своим. Старым путем, скорее всего, не получится – наверняка, по нашим следам направлена погоня. Не пробиться. Хотя… Там видно будет!  Русский авось поможет! Да и где наша не пропадала! Ведь, правда, братцы?

       - Так точно, ваше благородие! – привычно за всех ответил Миронов.

(продолжение следует)

Глава IX - http://www.proza.ru/2019/01/29/1152