Женщина в белом или Страшилов верх

Галина Ромадина
Один мой знакомый, большой любитель бродить по лесам, особенно в грибную пору. Однажды в поисках «Клондайка» белых грибов углубился в лес. Среди высоких вековых деревьев он потерял ориентацию. Погода изменилась, стал накрапывать дождь, настроение ниже нуля.
Грибов нет никаких, словно корова языком слизала. В какую сторону ни пойдёт опушки не видно, и путь перекрывают поваленные деревья и молодая поросль черёмухи, которая словно верёвками путает ноги.
За какое-то мгновение облака рассеялись, лес зашумел, и он увидел впереди поляну, освещённую солнцем. Он так обрадовался…

Вышел на эту поляну, осмотрелся — с одной стороны стояли стройные белоствольные берёзы, а с другой стороны стоял тёмный сосновый лес.
Пошёл он по берёзовому лесочку и видит белые грибы кругом. И большие и маленькие грибочки под берёзками стоят, глаза разбегаются от такой красоты. — Вот удача, — думает он. В азарте стал срезать грибочки, с любовью обдувает с них соринки и аккуратно, шляпками вверх, кладёт в корзину.

В какой-то момент он почувствовал, что на него кто-то смотрит…
Солнышко пропало, опять пошёл мелкий дождь, лес затуманился, он поднял голову и машинально посмотрел в сторону соснового леса. И видит, в тени, между сосен, стоит женщина во всём белом. И манит его пальцем.
Лёня потряс головой, протёр глаза, посмотрел на свои грибы — мурашки пробежали по спине.

 — Наваждение, — подумал он, — главное спокойствие, не паниковать уговаривал он себя — бывают же лесные русалки.., и стал размышлять:
 — Ольга Алексеевна, соседка лет восьмидесяти, помню, рассказывала, что много случаев, когда люди видели русалок. Было это и в Тульской, Орловской, Калужской и Пензенской губерниях.

С Троицына дня русалки покидают водоёмы и до самой осени гуляют по полям, перелескам и рощам. Они выбирают себе развесистую, склонившуюся над водою иву или плакучую берёзу и там живут. Ночью при луне, которая для них ярче обычного светит, они качаются на ветвях, аукаются между собою и водят весёлые хороводы
с песнями и играми.

Где они бегали и резвились, там трава растёт гуще и зеленее, там хлеб родится обильнее. Тем не менее, от русалок не столько пользы, сколько вреда: когда они плещутся в воде и играют с бегущими волнами, они не забывают спутывать у рыбаков сети, лески к веткам водорослями привязывать. Могут на поля накликать сокрушительные бури, проливные дожди, град. Блуд на людей наводить в лесу, это тоже их забава. Говорят, от злых русалок полынь-трава окаянная помогает.
Только применять её надо умеючи.

Да не приучены мы к этому и не верим в такие чудеса: волшебная трава, русалки… Но видимо не всё так просто. Он взял корзину и, не глядя на грибы под ногами, не оглядываясь, тихонько пошёл от одной берёзки к другой, подальше от этой поляны.
Да не тут-то было, перед ним во всём своём величии предстал огромный, глубокий овраг. Обойти его было просто невозможно, у него не было ни конца, ни края. А тут пришёл Лёне на ум ещё и рассказ одного рязанского мужика о девушке, которую обманул жених, и она «с тоски себя и уходила», как сказал мужик, или проще сказать загубила, рано умерла. Лёня вспомнил дословный рассказ мужика:

 — За нашей деревней, — рассказывал мужик старушкам в автобусе — большой перекрёсток есть, одна дорога прямо в город ведёт, а другая в лес. И вот тут-то и случается всё нехорошее. Шёл как-то брат двоюродный в город. Дело к ночи было, месяц уж вставать стал. Подходит он к перекрёстку, глядь, девушка сидит на меже.
И волосы свои льняные чешет, а сама плачет. Девушка сказала ему, что она сбилась с дороги. Пошли они вместе. А она уже весёлая стала такая, песни играет, прельщать она его стала. Только ему никак за ней не поспеть и никак не поймать. Подошли к ржаному стожку, она как захохочет, да за стожок сиганула и пропала. Он её искать.

Слышится парню то за этой, то за той копной её голос, и опять уж плакать начала.
Так до зари и проискал… А когда стало светать, оказался он за городом по другую сторону за тридцать вёрст. Как попал туда, сам не знает.

 — А куда завела бы меня женщина в белом, точно русалка была, они всегда появляются после Троицы.
Огляделся Лёня вокруг и решил, что другого пути нет, как перейти на противоположную сторону оврага. Лёня спустился в овраг. Спускаться было легче, чем подниматься. Он цеплялся за кусты, подтягивался, и шаг за шагом с большим трудом выбрался на поверхность.
Пройдя немного пути вдоль оврага, смотрит: что за чёрт, стало два оврага, один слева, другой впереди… — и появилась тропинка. Он пошёл по тропинке, перешёл ещё один овраг, но главный овраг всегда оставался с левой стороны, вглубь его даже смотреть было страшно.
 — Странно, даже ни одна поганка не попалась на пути. Идёт Лёня сам не знает куда, думает о русалках и размышляет — кто же по такой глуши ходит, кто протоптал тропинку, звери или охотники? А коли тропинка не кончается, значит, она куда-нибудь приведёт, но главное она как-то странно появилась ниоткуда.
Тропинка стала шире и вдруг в одном месте, в маленький просвет, в зарослях, за оврагом он разглядел чёрное вспаханное поле, а за полем — маленький лесок. И тут он вскрикнул от радости:
 — Это же наше кладбище в поле! Овраг? Да это же Страшилов верх! Действительно Страшилов, метко придумано, видно не я один здесь страху натерпелся.
Всё стало на свои места.

 — Но как я сюда попал? — думал он, — и женщина в белом…
Потом он много раз бродил по лесу, но ту грибную поляну найти так и не мог.

     Послесловие
     24.06.12
Иногда, проснувшись утром, вспоминаю, что я видела во сне? За три дня до этого числа мне во сне было сказано что-то важное…
«В Европе издали закон, что каждому человеку, проживающему на данной территории, будет выделено два квадратных метра бесплатной земли. Я думаю, что у нас в России такого закона нет, и мне, почему-то мне во сне кажется, что два квадратных метра вполне достаточно и даже много. А потом задумываюсь, а почему два?»
Когда прояснилось сознание, было уже утро, я поняла, что этот сон меня о чём-то предупреждает. Два квадратных метра — да это же могила!
Я молю Бога, чтобы отвёл беду от моего дома, от моих родных и близких, а через некоторое время узнаю, что умер Лёня Королёв — школьный товарищ. После школы  мы решили с ним поехать в Москву учиться. Родных в Москве у меня не было, родители
проводить меня не могли, Москвы они не знали, да и денег лишних в семье не было.
Это была фантастика, чтобы я поехала в Москву учиться!
Лёня убедил, что в Москве нас встретит его старшая сестра и проводит до института. Так я оказалась в Москве.
Если бы не этот рискованный шаг в неизвестность, я не могу представить, как бы сложилась моя жизнь.
Правда говорят, что в нужную минуту Господь толкает человека на принятие правильного решения и даёт возможность выбора: пойти направо или налево, а может и вовсе прямо, из таких моментов и складывается судьба человека.

Я не сказала Лёне спасибо при жизни, но всегда, когда вспоминаю свой жизненный путь, мысленно благодарю Бога и Лёню за такую подсказку, за этот творческий путь, который мне пришлось пройти, не сожалея ни о чём. Светлая тебе память, Лёня Королёв.
Мне часто приходится писать о тех, кого уже нет в живых. Это не имеет никакого значения для истории, но они здесь жили, работали, растили детей. Они живут в нашем сознании, мы их помним, значит, они среди нас, невидимые, но присутствующие.