Глава - 19

Валентина Колбина
   
  ***
  Итак, дом обшит, семья в порядке: жена директорствует, дети учатся. Со временем у меня появились деловые связи, которые во многом помогли в строительстве и приобретении техники. Когда удавалось что-то построить, приобрести, я всегда испытывал чувство удовлетворения. Нередки были случаи, когда дела продвигались с большим трудом. Тогда результатом был доволен вдвойне.
 
  Дети росли, хорошо учились. Алёша окончил среднюю школу, но поступать в институт категорически не захотел. Главным аргументом было следующее: «руководителем, как вы с мамой, быть не хочу».  Сколько ни уговаривали, сколько доводов ни приводили, всё было напрасно. С таким настроением и поехал поступать в Ижевский сельхозинститут. 
  Естественно, вступительные экзамены сдавал только ради того, чтобы сдавать. Оценки его не волновали. Правда, двоек не допустил. Баллов не набрал и довольный вернулся домой.
 
  Страстным его желанием было выучиться на водителя КАМаза. Поехали с друзьями на курсы, но опоздали. Пришлось поступить в Ижевское ПТУ, где получил профессию тракториста-машиниста. Потом была работа в колхозе на большом тракторе Т-150. Через год – армия.
  Люда училась в пятом классе, Лариса ходила в садик. Всё шло как-то слаженно, только мать Вали чувствовала себя хуже и хуже. Смерть тестя её подкосила так, что всегда здоровая, ещё не очень старая женщина, превратилась в больную немощную старуху. Последние два года жизни она совсем не поднималась, парализовало её 9-го января и ровно через два года, день в день, она умерла.
 
  Когда после армии Алёша женился, начали строительство нового дома. Своими силами за лето построили кирпичный гараж и большой хлев. Параллельно строители возводили дом. Поздней осенью сын со своей семьёй переехал в новостройку. К тому времени у них росла дочка Анюта.
 
  Я стал дедом, когда мне было сорок один год. Молодой дед! С разнарядки спешил домой, чтобы подержать на руках малышку, порадоваться её гуканью, улыбке, первым успехам. А как же! Первый раз села самостоятельно, первый раз сделала попытку встать, первые самостоятельные шаги – это ли не успехи! Летом прямо из кроватки, ещё полусонную, в одной распашонке выносил в сад и водил по росе. Малышка не капризничала. Будто понимала, что все эти утренние процедуры ей во благо.
   А потом на свет появилась ещё одна внучка – Юля. Ждали парня, а родилась девочка. И снова – пелёнки-распашонки. 
  Сноха Лена – хорошая, заботливая мать, умелая хозяйка. Во дворе полно всякой живности, в огороде и саду всё растёт и плодоносит.
 Так и жили. Дети нам помогали, мы – им. 
 
  Рядом с нами выросла целая улица двухквартирных домов. Пустырь за деревней постепенно застраивался. Почти каждый год сдавали один-два таких дома, и молодёжь получала своё жильё. В Чабье тоже строилось немало, тем более, что молодёжи там было больше, чем в Верхнем Бемыже.
  Чабьинская бригада считалась лучшей в колхозе, несмотря на то, что всё руководство колхоза проживало на центральной усадьбе в Верхнем Бемыже. Чабьинцы были более организованными и дисциплинированными. Поэтому они и сохранили свой колхоз, не дали его развалить и растащить, как это произошло с верхнебемыжской бригадой. 
 
  Колхозникам жильё строил, а о себе не думал. Крыша над головой есть, в доме тепло, уют жена создала – что ещё надо. Держали корову, свиней, кур, выращивали овощи, поэтому были обеспечены всем необходимым. О большем и не мечтали.


 ***
   В апреле 1990 года я находился в очередном отпуске. Что такое отпуск руководителя – это поймёт только тот, кто работал на такой должности. Если никуда не уехать – отпуск превращается в обычное рабочее время. Телефонные звонки, советы, просьбы, требования.
 
  Той весной в подполье попала вода, и я вынужден был вычерпывать её ведром. Услышал, как кто-то подъехал к дому, но не придал этому большого значения. Если бы я знал, чем обернётся для меня приезд двух высокопоставленных депутатов районного совета – Малмыгина Александра Александровича – главврача нашей больницы, и Куренкова Николая Леонидовича – начальника РОВД.   
 
  Мне объяснили, что на сессии объявлен перерыв, и они – так называемые делегаты от депутатов, должны привести меня с собой. Депутаты решали вопрос о выборе председателя исполкома. Ни одна из предложенных кандидатур не прошла, тогда предложили меня. Сразу снарядили гонцов, которые и прибыли к нам.  Для меня это было неожиданностью, хотя разговоры на эту тему витали в воздухе. Я не был готов сказать: да.
 
  За двадцать лет работы в районе, из них восемнадцать – на руководящих должностях, я знал многих, а они, в свою очередь, знали меня. Всю дорогу гонцы рассказывали, как депутаты дружно поддержали мою кандидатуру, что все надеются на моё согласие возглавить район. Все-то все, а мне что делать? Это такая ответственность – возглавить район.  Райком партии к тому времени прекратил существование. Вся власть, и законодательная, и исполнительная, была в руках райсовета и райисполкома.
   
  Когда мы вошли в зал заседаний, депутаты поднялись со своих мест. За столько лет работы я не считал себя робким, а тут вроде дыхание перехватило. Кто-то говорил о моих успехах в колхозе, о том, что я смогу вести район, у меня есть резервы… 
  Проголосовали почти единогласно.
   
   Вернулся домой, а картина встречи с женой была почти такой же, как в апреле 1978-го года. И опять апрель! Обыденно зашёл в комнату и сказал, что меня избрали председателем исполкома. 
  Радости от такого известия ни у кого не было. Ни жену, ни, тем более, детей перспектива жить в посёлке не устраивала. Мы вообще были людьми не охочими к перемене мест. Могли бы остаться в Слудке, нас всё устраивало. Могли бы неплохо жить и работать в Васильеве.
 
  Но что делать? Пришлось передать колхоз в руки бывшему парторгу Савину Сергею Владимировичу и самому принимать районное хозяйство. Это был третий поворот судьбы и, как говорила жена, роковой.

 


  Продолжение:http://proza.ru/2019/01/29/992