1972-1977 гг. Игра в карты

Виталий Альбертович Иванов
Исповедь. Детство и юность. Воспоминания и дневник/ Виталий Иванов. – СПб.: Серебряная Нить, 2018. –408 с.
http://russolit.ru/books/download/item/3756/

Листалка. Читать:
http://pubhtml5.com/eail/kkzu
________________________________________


В карты я начал играть в школьные годы. Как, наверное, все, сначала в пьяницу, дурака. Кстати, в пьяницу, вроде бы, играл ещё с няней, когда ходил в детский садик.
В старших классах мы стали играть в кинга, тысячу. Играли довольно часто, обычно, у меня дома, потому что мать возвращалась с работы только к шести и квартира была в полном нашем распоряжении.
Это был неплохой тренинг, пригодившийся позже. Научиться играть в преферанс труда не составило. И в любые другие игры. Не играли мы разве что в Бридж.

С преферансом познакомился в первом строительном отряде, играл пару раз. А по возвращении в город, выяснилось, в него научились играть и друзья – Валера Каминский, Марик Шапиро. И мы скоро стали играть на деньги, по 0,1 копейке за вист. Это ни для кого не было разорительным, но казалось весьма интересным.
Постепенно ставки стали увеличиваться. Нашлись партнёры из нашей группы и других групп, факультетов.
Помнится, одним из лучших, сильнейших игроков был Мякиш – Саша Мякинин из группы прикладной математики. Группа эта, можно сказать, элитная Политеха. Вместе с нашей «Динамика и прочность машин». В эти две группы физ-меха при поступлении отбирали сильнейших.
Кстати, я попал в нашу группу по результатам собеседования. Мой вступительный бал был на грани, ниже чуть проходного. Но, поговорив, меня взяли.

И вот мы стали играть. Практически с утра и до вечера. Днем у меня дома, вечером в аудиториях Политеха и где угодно. Играли уже в основном по копейке, потом по две копейки, а позже по три.
Где-то на третий год иногда играли по пять копеек за вист. Максимальная ставка, по которой играл – 10 копеек за вист. Это было много. 1000 вистов вполне можно было проиграть, а это 100 рублей, практически зарплата начинающего инженера, после окончания ВУЗа. Так и случилось в тот раз, один наш знакомый попал. Правда, не мне. Расплатиться оказалось проблемой. Спрашивали жёстко. Пришлось продавать книги из библиотеки родителей.
Мы играли весь второй курс. Потом первый семестр третьего курса. В институт я ходить практически перестал, точней, на занятия. Приходил утром в главный корпус, кого-нибудь с занятий снимал, и мы шли ко мне писать пулю. Или, договариваясь заранее, у меня собирались.
Особых подсчетов не вел, но примерно зарабатывал на игре каждый месяц не меньше 200 рублей. При стипендии 40. Кстати, я её получал, потому что умудрялся сдавать экзамены и зачеты вовремя и без троек. Практически не занимаясь. А с нас спрашивали серьезно.
Как это у меня получалось? За 3-4 дня до зачета или экзамена доставал в другой группе конспект и зубрил, делал шпоры для памяти. Если удавалось прочесть три раза, этого оказывалось достаточно. Первый раз разбирался, старался понять, это занимало наибольшее время. Потом быстро пролистывал конспект еще пару раз.
Мать получала пенсию 132 рубля, максимальную по тем временам. А свои я, конечно же, пропивал. Тут же, с друзьями. Так же легко, как зарабатывал.
Вот поэтому я и взял академический отпуск. Сделать паузу. Отчислиться из ВУЗа совсем не решился тогда.
Зачем было учиться, когда я и так зарабатывал больше, чем инженер? И это казалось только началом.

Без ложной скромности скажу, я играл лучше многих, практически всех в Политехе. Сказывался, видимо, математический склад ума с хорошей фантазией, наблюдательностью и интуицией.
Близкого уровня были Мякиш и Валерунчик, Валера Каминский. С ними играли на равных.

После выхода из Дурдома в 1974 году оформил академку и продолжил игру.
Надо сказать, это были порой высокоинтеллектуальные состязания. После игры мы разбирали все варианты - сложнейшие мизера, расклады. Жизнь кипела ключом, писать стихи, просто грустить было некогда.

Однако мать настояла, чтобы я все-таки устроился на какую-нибудь работу. И я устроился – слесарем по ТРЖ.
Об этом рассказывал.

Работа поспособствовала игре, появились дополнительные помещения - круглосуточные! Я оборудовал самый подходящий, более-менее чистый подвал столом, скамейками, наладил освещение. Теперь мы могли играть даже и ночью, круглые сутки. Так и происходило.
Параллельно мы, а это в основном я, Валерунчик и Кара, он в меньшей степени, расширяли круг наших клиентов. Вышли на сильных игроков Финансово-экономического института и ЛГУ. Сражались вполне достойно. Чаще выигрывали.
Понятно, здесь уже надо было играть на команду. И мы разработали несколько систем слама. Подсказывающих в какую масть надо ходить партнеру и в целом раскрывающих на руках карты при игре в темную.
Однако я не скажу, что это имело решающее значение. Просто мы с Валерой оба играли очень неплохо, можно сказать, виртуозно. Ошибки были практически исключены. Мы брали по карте всё, что можно было собрать – максимум пули, вистов, при минимуме горы. Кроме того обычно обоим нам шла пруха, то есть хорошая карта. Это из серии мистики. Но нам это было знакомо. И понимали друг друга мы, даже не глядя. Это всё правда. И вот получилось так, что мы обчистили практически всех. Не весь город, конечно, но известный нам круг студентов нашего возраста, старших курсов, играющих в преферанс и деберц. О нас пошла слава по городу. Никто с нами играть не хотел, клиентов становилось всё меньше, соответственно, и заработки стали снижаться.

В это время на нас вышли профессиональные шулера. В частности, некий Миша, гастролирующий по стране. Он был ненамного нас старше, лет 25.
Познакомился с ним Валера. Кто-то их свёл, вроде, Марик Шапиро, не скажу сейчас точно. И Валерунчик прилично попал, то есть проиграл серьёзную сумму. Не катастрофическую, но для нас нехарактерную. Рассказал мне. Говорю, давай с ним ещё встретимся. Я был в себе абсолютно уверен. Валера этого не хотел. Но мы встретились и сыграли несколько партий. Я был осторожен и тщательно следил за колодой, руками – Валера предупредил. Но ничего особенного не заметил. Проиграл, но немного. Играли в гусарика и деберц, вдвоем, Валера играть наотрез отказался, рядом сидел и смотрел.
На том и расстались. Я ушел, а Валера, как потом выяснилось, встречался с Мишей ещё. Этот Миша, не могу точно сказать на каких основаниях, за какие заслуги поделился с Валерой секретами чёса колоды. Оказывается, можно было совершенно незаметно для других играющих замешивать практически любые расклады. И даже то, что колоду снимали, совершенно не помогало. Незаметно делался вольт, и колода возвращалась в заряженное состояние. И всё это счастье Валерунчик мне тут же продемонстрировал. Сначала быстро, я ничего не заметил, он дома натренировался уже – и замешивать и делать вольты. У него получалось ловко.
Как тебе удалось расколоть? – спрашиваю. Тут Валера замялся. В общем, я понял, что-то было у них. Руку, - говорит, - держал на коленке моей, рассказывая.
Я не стал уточнять. Валера ни в чем таком, как и все наши друзья, никогда не был замечен. К женщинам относился неравнодушно, весьма. О чем я знал не понаслышке, ночуя у него дома, с хорошею слышимостью, в соседней комнате, за стенкой - он с молодою женой Ольгой.
Да. А тут, возможно, ради общего дела пришлось изменить своим правилам и натуре, на какие-то уступки пойти нетрадиционному человеку.
Валера так и сказал.
- Я Мише понравился. Очень…
И Валера реально был интересным, ярким мужчиной, с несколько женственными чертами.
_________________________

Небольшое отступление.
Вообще, в нашем кругу не было принято делиться подробностями интима. Исключения составляли, Ростик Чайковский, который чуть не в школе еще, точно не помню, или несколько позже, учась в 1-ом Медицинском на стоматолога, хвастался 50-тью победами.
И Серега Немакин, любящий прихвастнуть.
Кстати, одна девушка, близкая знакомая, несколько позже рассказывала. Сергей пытался её покорить, расстегнув штаны и показав собственное достоинство. Но это у неё вызвало только весёлый смех. Связанный с размером «достоинства».
_________________________

Добавлю. Может быть, именно после знакомства с Мишей, я начал понимать тотальная игра всё-таки не моё. Я не хочу потратить на это всё жизнь.
_________________________

Мы, понятно, стали пробовать применять наши новые возможности. Но из чёса, опять же, как слама, ничего особо толкового не получалось. У меня были кисти рук, пальцы и ладошки короткие, вольт получался плохо. Да и не замешивать же на каждой раздаче. Мы выигрывали и так у клиентов, как правило, ниже по классу.
И всё меньше находилось таковых для игры в преферанс.
Познакомились с сильными игроками - Влад Стернин, Додик Шапиро, старший брат Марика (с которым учились в одной группе Политеха).
Но с ними много было не заработать.
_________________________

В это время мы познакомились с компанией, играющей в покер. Очень неплохо и на деньги не маленькие для нас.
Прошло много лет, вот некоторые по памяти имена - Коля Закржевский, Ваня Павлов, Ляпин…
Покер совсем другая игра. Я в неё тоже, случалось, выигрывал. Но бывало, что и проигрывал приличные суммы.
Обычно, это происходило так. Мы садились, частенько, в моём подвале и играли всю ночь. Наверное, чтобы совместить несколько радостей, я брал с собою портвейн, иногда на всю компанию для желающих... кстати, и при игре в преферанс это делали, а иногда для себя, пару бутылок, если попадались непьющие и малопьющие. Да.
Так вот первое время в покер, несколько часов, мне обычно везло, я поднимался прилично. А под утро, когда кончалось вино и силы поддерживать было нечем, спускал все выигранное, а порою и больше, до 100 рублей – был такой случай. После которого я стал играть реже. И меньше пить. С Владом Стерненым рассчитался карточными секретами и завязал с этим.
Тогда я уже был знаком с Леной, устроился на работу на ЛМЗ, мы собирались жениться, и я Лене пообещал не играть. Смысла уже особого не было. Надоело. Хотя… припоминаю, все-таки пару раз в месяц ездил к некому Марику и отцу его. Играли в преф, привозил некоторые суммы домой для пополненья бюджета семейного, на стипендию даже советскую (не то, что сейчас!) было сложно прожить.
_________________________

Что еще вспомнить…
Забыл рассказать. Однажды встретили в Гренаде Виктора Саныча, где-то в 75-ом, наверное. Пили пиво, вспоминали пионерский лагерь Мечту, Васильево… А потом подобралась команда, и мы собрались идти ко мне писать пулю. Народу набиралось порядочно, на два стола. И болельщики. И Саныч вдруг подписался. Я, мол, тоже играю.
Со мною не все хотели садиться. Получилось, что мы сели за разные столы, один на кухне, а другой в комнате. Часа через три выяснилось, что Виктор Саныч проиграл 60 рублей. Половину того, что зарабатывал в месяц…
Мужики, не из моего близкого круга, я их, понятно знал, встречались, играли, я их чаще обыгрывал… но тут случилось счастье для них, неожиданное... Стали требовать денег. У Саныча, ясно, не было. И у меня в тот момент тоже, мои финансовые дела были тогда уже не блестящи. В общем, взяли его координаты и потом дожимали. Неприятная получилась история. В которой оказался я виноватым. Да, кто же еще?..
В результате, по слухам, Виктор Саныч вынужден был найти нужную сумму, которую проиграл. Вроде, неприятности были в семье…
Больше я не видел его никогда. И не знаю о нем ничего.

2018 г.