Тонкая грань. Мемуары

Ната Найко Савельева
Только что, по просьбе сестры,комментировала старые семейные фотографии на своей

странице фейсбук и вот какая штука! В доме всё, вдруг, зашевелилось, попадало.

Мистического в моей жизни и без того немало и это известно, тем, кто читает

мою писанину, а сегодня вспоминала свою прабабушку, умершую молодой от осложнений

аппендицита и её прекрасных сестёр, коих было пятеро, вместе с ней. О прабабке

подробно описано в "Иван да Марья..." и "Былое, мы и океаны", а вот о сёстрах

её известно мне было меньше, хоть и сохранились дегератипные портреты

большинства из них, но рассказы и мамы, и бабушки, ныне покойных,-разнились

между собой... Семья происходила из Гданьска, по какой причине и когда точно

прибыли в Одессу,- сведений не сохранилось, но бабушка моя родилась уже здесь.

Её мать, средняя из сестёр, носивших фамилию Кучковские,звалась Пелагея, в быту

Полина. Замуж пошла по большой любви, вопреки пожеланиям родителей и по этой

причине с семьёй после замужества почти не общалась, ещё и потому, что

переехала к мужу в областной центр в ста километрах, где у последнего было

поместье.Когда бабушка осиротела, ей не было ещё и восьми лет. Кроме неё

остались два старших брата, позднее раскулаченных вместе с отцом и

бесследно сгинувших, и младший братишка. Тёток своих,живущих в Одессе

она впервые увидела позднее, в юности, при довольно драматических

обстоятельствах...Но об этом уже написано мною прежде и нет нужды

повторяться. К моменту приезда бабушки, трое из её тёток проживали недалеко

от Нового рынка, почти в самом центре города, на смежных улицах, причём две

из них были замужем за моряками, а третья осталась девушкой. Последнюю

звали Киля, жила она в коммуналке и я,одиннадцатилетняя, дважды или трижды

навещала её вместе со своей тётей,сестрой матери,- очень ревностно

интересующейся родословной, в отличие от моей матери...Там тётка и

выпросила несколько семейных фотографий, об одной из которых и идёт

речь в этом повествовании. К сожалению: и большинство фотографий, и личные

вещи прабабки однажды просто бесследно исчезли, когда соседи, занявшие

её комнату, сообщили о смерти бабы Кили. Тётя принялась было возмущаться,

но нас просто прогнали новые хозяева, пригрозив спустить с лестницы второго

этажа. По иронии судьбы моя сестра нынче проживает прямо напротив того дома.

Кроме этой прабабки, двух других я не помню, вероятно они не дожили до

семидесятых годов, когда я, ребёнком, могла бы их увидеть, но со слов тётки,

уже тоже, увы, покойной,- были они богаты, счастливы в браке и одна из них

имела сына, тоже моряка. В пятидесятые- шестидесятые годы, по рассказам,

жёнам моряков разрешалось сопровождать мужей в плавание и сёстры этим нередко

пользовались. Но речь пойдёт не о них. Пятая сестра- посещала медицинские

курсы в одесском филиале Новороссийского университета и по рассказам

близких, во время каких-то там опытов, на ней загорелась шелковая накидка,

которой тогда принято было покрывать волосы...Надо сказать, что все девушки
 
в семье получили очень хорошее домашнее образование, включающее в себя и

свободное владение иностранными языками, понятное дело, ещё до революции,

поскольку бабушка моя родилась в 1909 году, а они на двадцать пять-тридцать

лет ранее...Девушка от ожогов не оправилась. Примечательно, что моя мать,

крайне неохотно, первая рассказала эту историю. А всё потому, что на одной

из стен нашего бедного дома, кое-как собранного отцом из подручных материалов,

висела странная, округлая, писаная маслом по дереву, чрезвычайно мрачная

картина, изображавшая троих детей, завороженно склонившихся над горящим

примусом...

Мать моя,вынужденная в своей непростой жизни, часто оставлять нас,

троих детей одних дома с дымящей печкой,- таким незатейливым способом,

пугая, пыталась предотвратить несчастный случай с огнём и ей это неизменно

удавалось! Больше всего, в детстве, я боялась угореть и недосмотреть за младшими

сестрами. Но вернёмся к маминым тёткам. Мне известны ещё три имени: Мария,

Анастасия и Ольга. Как именно звали девушку, стремившуюся, как и я, и моя

средняя сестра, живущая и работающая нынче в Америке, изучать медицину,-

доподлинно неизвестно. И мама, и бабушка именовали, противореча друг другу,а

 на тот момент, когда я заинтересовалась,- бабушку уже было не переспросить...

Так вот, пишу это длинное повествование для нашей младшей сестры, поскольку

жизнь такова, что проще написать,чем повидаться и рассказать при встрече

и это - живя в одном городе! Кроме того, американская племянница моя, увлечена

составлением семейного древа и тоже интересуется. Может кому-то из сограждан

будет интересно, а может и не только одесситам...Всё дело в том, что многие

 хотели бы знать о своём происхождении. Поэтому, выспрашивайте своих бабушек

и прабабушек, пока они живы!

А что же тут мистического?- спросит внимательный читатель... -Отвечаю:

как только я прокомментировала фото, присланное сестрой мне на страницу,

 так самым фантастическим образом, почти без малейшего прикосновения,-

 флакон с муссом для моих, всё ещё недурных волос (гены),- совершил

немыслимый подскок и переворот в воздухе и забрызгал невероятным количеством

пены, весь пол в комнате, а муссу тому не меньше полгода! И вспомнилось,вдруг,

что погибшая девушка, моя двоюродная пра, обладала роскошными фамильными

волосами, не давшими ей шанса выжить... Изредка, когда особо разочаровываюсь

в правильности выбранной профессии и трудностях, сопровождающих этот выбор

на протяжении всей жизни,- мне просто видятся и представляются её

прекрасные и грустные, строгие очи... Тоже семейное наше, от польских

прабабок!