Электричка и основы психологии

Анна Нильсен
 

 
    Ранним зимним утром Илья торопился на работу. Маршрутку не пришлось долго ждать, и вскоре он был уже на станции в Подлипках.  Ловко лавируя между выходящими из павильона пассажирами, Илья благополучно миновал турникет и быстро пошёл к началу платформы, где останавливался первый вагон.

    Желающих ехать в столицу было, как обычно в это время, великое множество, но Илья за годы работы в Москве уже привык к толпе и относился к поездкам почти спокойно. Правда, иногда раздражали всякие несознательные пассажиры: то еле-еле идут перед тобой, уткнувшись в смартфон, то такие пожитки тащат, что и не обойти сразу.

     Ну вот и теперь, пожалуйста! Тот ещё «тип»: схему разглядывает, на самой дороге встал, словно другого места ему нет! Илья с раздражением пытался обойти мужчину, но поскользнулся, и пытаясь сохранить равновесие, взмахнул рукой и задел незнакомца. Тот обернулся.

     - Илья?! Ты, что ли? Вот так встреча!
     - Вадим? Привет! Сколько лет, сколько зим! - молодые люди обменялись рукопожатием и отошли к газетному киоску.

     - Сколько же мы не виделись? – Вадим с интересом разглядывал Илью. – С выпускного, наверное?
     - Да нет, - Илья старался припомнить, - кажется, виделись потом ещё раз… Помнишь, в Сокольниках, я ещё на велосипеде там катался.

     - Ах, да! – Вадим снисходительно улыбнулся, - точно. Сразу после института.  Значит, четыре года прошло. Ну, а как ты сейчас? Где работаешь? Семья есть? Велосипед, надеюсь, на машину сменил?

     Илья немного стушевался:
     - Рассказывать особенно и нечего - всё обыкновенно. Работаю, как и прежде, на заводе. Недавно женился. Вот и все новости.

     - Поздравляю! - Вадим хлопнул Илью по плечу. – А на работе как? Генеральный?
     Илья усмехнулся:
     - Почти угадал – ведущий инженер отдела эксплуатации.

     Тут подъехала электричка, и разговор оборвался. Приятели оказались далеко от дверей электрички и войти в вагон не получилось. После нескольких неудачных попыток двери всё-таки закрылись, прищемив чью-то куртку, и поезд укатил в предрассветную темень.

     Илья уверенно повёл товарища к тому месту на платформе, где наверняка можно войти в поезд, и успокоил Вадима:
     - Через пять минут будет электричка. А ты-то как?

     - Отлично! – Вадим расплылся в улыбке. – Если бы машину в ремонт не отдал, мы ещё бы лет двадцать не увиделись. Отвык, брат, от электричек. Даже забыл, сколько остановок до Москвы. Девять, говоришь. Многовато…
      Работа у меня в престижной фирме, теперь я начальник большого отдела, по загранкомандировкам мотаюсь. Три раза в год по делам обязательно в Швейцарии бываю.

     Илья присвистнул:
     - Ого! ЗдОрово! Молодец!

     - Вот именно, что молодец, - продолжил хвастливо Вадим. – Смекалка у меня есть! В школе так себе учился, не то, что ты, но смекалка в жизни пригодилась и многого добился, потому что в людях разбираюсь. Коллектив сам подобрал, а коллектив - это главное дело: очень важно, какие у тебя работнички.

     Илья подтвердил:
     - Всегда так было – трудно хорошего специалиста найти.

     - Трудно для тех, кто в психологии ничего не понимает. А я отделу по подбору персонала не очень-то и доверяю, но решающее слово всегда за начальником отдела: они предлагают, а я уже выбираю. И заметь, не разу не ошибся!

     Илья что-то хотел сказать, но Вадим не дал ему и рта раскрыть, увлечённо рассказывая о своих уникальных способностях видеть людей насквозь.

     Снова подъехала электричка. Приятелям удалось войти в битком набитый вагон, преодолевая сопротивление недовольных пассажиров, на интуитивном уровне пытавшихся вытолкнуть их обратно на перрон. Двери, что удивительно, закрылись сразу, машинист что-то невнятно просипел, и поезд тронулся.

     - Народа-то сколько! Не знал о таких «прелестях», иначе бы и не поехал сегодня, - недовольно бурчал Вадим и старался уклониться от меха какого-то убиенного животного на воротнике дородной дамы. Наконец Вадиму повезло развернуться лицом к Илье, и стоя одной ногой в тамбуре, другой в вагоне, он продолжил прерванный монолог:

     - Знаешь, Илья, навыки разбираться в людях можно в себе развивать.
Смотри, вот наглядный пример.

     Вадим окинул взглядом переполненный вагон:
     - Видишь, бабушка сидит на крайнем месте, рядом баул. Она не может ехать в Москву. И на дверь постоянно оглядывается. Значит, скоро выйдет. Или вон тот дядька. Достал шапку, надел. Тоже на выход готовится. А там трое студентов тетради убрали, один из них рюкзак с полки снял. Ну, что скажешь? Всё и так ясно.

     Илья успел лишь сказать:
     - Да никто не выйдет.

     Но Вадим не поверил и продолжал разглагольствовать дальше.

     Тем временем электричка подъехала к платформе и остановилась. «Мытищи» - прошелестел голос машиниста. Никто не вышел. Но почти никто уже и не вошёл, лишь нескольким счастливчикам, распластавшись, удалось крепко вцепиться в спины крайних пассажиров.

     Приятелей стиснули ещё крепче, но Вадим не оставил надежды, что скоро кто-нибудь да выйдет, и будет свободнее. Его наблюдения и смекалка никогда не подводили!

     - Вадим, послушай, это же электричка . . .  - безуспешно хотел объяснить Илья.

     Но Вадим не слушал и начинал злиться:
     - Да ты ничего не понимаешь в людях!

     Наверное, это так и было: многого в людях Илья не понимал, но зато хорошо знал расписание электричек.

     Двери с противным скрежетом закрылись, пассажиры, которые тоже знали расписание, облегчённо выдохнули, а машинист вдруг чётко и громко объявил:
     «Следующая остановка – Москва, Ярославский вокзал».