Франсиско Гойя. Портрет донны Исабель де Порсель

Алина Алексеева-Маркезин
     Франсиско Гойя.Портрет донны Исабель де Порсель.До 1805. Холст, масло. Национальная галерея (Лондон)
          
    Портрет донны Исабель де Порсель (Isabel Lobo Velasco de Porcel)-один из самых ярких портретов в творчестве Франсиско Гойи. «Тициановское золото волос, рубенсовская белизна кожи, окрашенной горячей пульсацией крови, одушевленность зеленоокого взора, поражающего, как выстрел, все в ней говорит о переизбытке жизни и всемогуществе страсти», — восторженно писал о нем один из исследователей творчества Гойи.

     Исабель одета в костюм махи, ставший в Испании в начале XIX века обобщенным символом обольстительной женщины. Кроме того, эффектный костюм давал художнику возможность показать свое мастерство в передаче разнообразных тканей: сквозь прозрачные кружева черной мантильи просвечивают всполохи белой сорочки и розового атласа платья.
         Светлые волосы, тонко очерченный нос, пухлые розовые губы – нельзя не восхищаться красотой этой женщины. Но главное ее украшение – удивительные серо-зеленые глаза, глядящие гордо и почти вызывающе. Белизну лица контрастно подчеркивает черная кружевная накидка.

    Если ранние портреты Гойя часто писал на фоне условного пейзажа, то в дальнейшем он использует нейтральный фон, на котором его виртуозная живопись выглядит особенно эффектно.

           Картина была задумана как парная к портрету мужа донны Исабель де Порсель, дона Антонио де Порсель. Супруги были близким друзьями Гойи, и он, гостя в их доме, в знак благодарности за радушие написал их. Сложилось так, что портрет мужа попал в Буэнос-Айрес и хранился в жокей-клубе, но случившийся пожар уничтожил его.

       Портрет донны Исабель де Порсель, почти наверняка тот, который Гойя отобрал для выставки в Академии Сан-Фернандо в Мадриде в 1805, там и оставался. В 1896 его приобрела Национальная галерея. Исследование картины в рентгеновских лучах показала, что он написан поверх изображения мужчины в военной форме.

     Одна из с особенностей картины заключается в том, что взгляд молодой женщины направлен влево от зрителя.Видя ее смелый взгляд, энергичную свободную позу, глубокую внутреннюю силу и уверенность, невольно вспоминаешь испанок-героинь, которые сражались наравне с мужчинами во время народно-освободительной войны.

         Такое платье оправдывает позу модели, которая характерна для фламенко: левая рука согнута в локте и упирается в бедро, тогда как торс и голова резко повернуты в противоположном направлении. Не будь она связана с образом махи, воспринималась бы очень вульгарно. На картине же наряд и поведение - выражение игры аристократки в нечто рискованное. Конечно, это не могло быть сделано без «разрешения» самой Исабель (в облике махи Гойя изобразил даже королеву Марию Луизу Пармскую).

     Как считают некоторые исследователи, в образе доньи Исабели Гойя раскрыл собственные представления о вечной молодости и женственности, ее изображение было для него аллегорическим воплощением родной Испании...