Общие советы фотографу в велопоходе ч. 2

Олег Кмета
Общие советы фотографу в велопоходе  (часть вторая)

-Сегодня  у нас интересная тема занятий —  «Общие советы фотографу в велопоходе" ,- с энтузиазмом провозгласил нам  руководитель нашей велогруппы Андрей.

-Можно подумать, что у нас когда-то темы были неинтересными, — попытался сострить я, но осекся под  его суровым взглядом.

-Молчу, молчу, — пробормотал я и приготовился конспектировать лекцию в свою видавшую виды тетрадь.

Друзья, чтобы оперативно снимать и не задерживать группу Фотограф, кроме всего прочего, обязан быть хорошо физически подготовленным, дабы, с согласия Руководителя, регулярно выезжать вперед колонны «велокурортников» и заранее занимать нужную точку для съемки. А там быть готовым сделать качественные и высокохудожественные фото, после чего легко и быстро догнать уехавшую (или ушедшую) вперед группу своих сопедальников. Фотограф должен знать маршрут не хуже Руководителя группы, дабы при выезде вперед для съемки не свернуть ненароком не туда, увлекая за собой всю группу.

Толковый Походный фотограф снимает туристов и сзади, и спереди, и сбоку, и сверху, и снизу, и в динамике, и в статике, и когда сам едет на велосипеде и снимает на ходу «с руки», и когда специально останавливается для съемки. На остановках Фотохудожник нажимает спуск фотокамеры и стоя, и присев, и лежа, и забравшись на верхотуру, и спустившись вниз с дороги в кювет и т.д. Понятно, соблюдая при этом технику безопасности, дабы ненароком не свалиться куда-нибудь или с чего-нибудь.

Участники группы должны помогать Фотографу (скажем, пропустить его вперед на узкой тропе, остановиться по его просьбе, подождать остальных, двинуться вперед по его команде и т.д.). В то же время Фотограф не должен злоупотреблять своим положением и «не строить всех по ранжиру-весу-жиру» каждые полчаса.

При сьемках на ходу «с руки» нужно помнить о безопасности. Ведь в такой момент руль держит только одна рука, а внимание отвлекается для съемки – значит, скорость должна быть маленькой. А на спусках и при больших скоростях руль всегда нужно держать двумя (двумя!) руками.

Если фотокамера во время езды находится не в рюкзаке, а в фотосумке на поясном ремне с правой стороны (или в сумке-банане спереди, или в сумке на груди), то еще до похода нужно потренироваться, не прекращая контролировать дорожную обстановку и управляя левой рукой велосипедом, извлекать на ходу правой рукой фотоаппарат из фотосумки. А также после съемки быстро вкладывать камеру обратно, глядя в это время на дорогу, а не на сумку.

В целях безопасности важно, чтобы можно было тормозить задним тормозом, нажимая на тормозную рукоятку левой рукой – стало быть рукоятка заднего тормоза должна располагаться с левой стороны руля. Если там расположена рукоятка переднего тормоза и во время езды, держась за руль только левой рукой, возникнет надобность резко затормозить передним тормозом, то можно упасть.

Хорошо, если в дополнение к пряжке или молнии, что застегивают клапан фотосумки, она будет застегиваться еще и на липучку. Одна ее половинка пришивается на внешней поверхности сумки, а вторая – на внутренней поверхности клапана. Тогда достаточно будет после вкладывания фотокамеры в сумку прижать клапан сумки к ее поверхности – и фотосумка окажется закрытой.

Дабы фотокамеру можно было очень быстро и без труда поместить обратно в сумку, нужно вставить внутрь ее отрезок пластиковой бутылки (без дна) подходящего размера. После чего стенки мягкой сумки станут жесткими, фотоаппарат не будет цепляться выступающими частями за ее стенки, он буквально за секунду будет вложен на свое место, правая рука снова окажется свободной и вновь возьмется за руль.

Понятно, такие манипуляции возможны только с фотокамерой, имеющей складывающийся объектив (который нажатием кнопки «прячется» внутри фотокамеры), либо с камерой, имеющей сравнительно короткий объектив. С профессиональной аппаратурой, снабженной довольно длинным объективом, такие «фокусы» не проходят и для съемки нужно останавливаться. Но лучше не рисковать фотоаппаратурой при съемках на ходу «с руки», а фотографировать только после остановки, выбрав безопасную точку для съемки.

Другие Походные фотографы возят фотокамеру на шее, причем ее ремешок проходит через левое плечо, по спине и под правой подмышкой, а фотоаппарат находится на груди. Минус такого способа перевозки в том, что объектив и весь аппарат открыты и не защищены от пыли и влаги. Некоторые велотуристы возят фотокамеру в специальной сумке, повешенной на руль, подвергая ее тряске и риску быть украденной при оставлении велосипеда без присмотра, поэтому лучше носить фотоаппарат всегда при себе.

Когда ваша камера наотрез откажется работать и на ее дисплее появится огорчительная надпись: «Замените батарейки» не спешите их выбрасывать. То есть после замены элементов питания старые разряженные батарейки (аккумуляторы) положите в завязанный полиэтиленовый пакет для пассивной подзарядки: через несколько часов (или, скажем, через сутки).

Они немного восстановятся в тепле, после чего эти севшие батарейки (или аккумуляторы) можно снова вставить в фотоаппарат и сделать еще несколько снимков до того, как дисплей опять выдаст нехорошую надпись «Замените батарейки». Не расстраивайтесь, что фотомагазина рядом нет, а опять дайте возможность разрядившимся элементам питания пассивно подзарядиться. Так можно «издеваться» над фотокамерой и элементами питания десятки раз до тех пор, пока не появится возможность купить новые батарейки или подзарядить фотоаккумуляторы.

КАДРЫ, КОТОРЫЕ РЕШАЮТ…

Настоящий Походный фотограф не зевает и в любой момент готов «щелкнуть» кадр, который невозможно срежиссировать – особенно это касается уличных сценок, детей, закатов, рассветов, животных, птиц, насекомых и т.д. Фотохудожник всегда успевает «остановить мгновенье, которое прекрасно!»

Не жалейте кадров и снимайте больше в разных ракурсах из разных точек, особенно оттуда, откуда до вас никто не фотографировал. (При этом не забывайте о безопасности, дабы в погоне за удачным и экзотическим кадром не угодить куда-нибудь). Снимайте не только днем, но и в сумерках (выставив в фотокамере сюжетный режим «Ночная съемка» или «Ночной сюжет»), в разную погоду при самом различном освещении, в дождь, в туман, против солнца, особенно на закате и т.д.

Лишние кадры дома всегда можно удалить, а вот если для слайд-фильма фотографий окажется даже черезчур много, и в то же время не из чего будет выбирать снимки для отчета – это хуже. То есть для отчета нужно снимать хотя бы 20–30 фото в день, чтобы потом было из чего выбирать.

Учитывайте, что на фотографии снимок по размеру будет чуть меньше, чем он виднеется на ЖК-мониторе (в видоискателе) камеры. Стало быть, нужно перед нажатием на спуск фотоаппарата сделать «запас» по всему периметру кадра, дабы на фото не оказались «отрезанными», допустим, нижние части колес велосипеда (хотя при фотографировании велотурист полностью помещался в кадр на ЖК-мониторе).

Дабы Руководителю иметь больше информации для составления отчета, фотографируйте не только, допустим, велотуристов на фоне здания музея, но и расписание его работы крупным планом. А также не помешает заснять, скажем, расписание движения нужного транспорта на вокзале или пароме, схему заповедника или парка, карту планового туристского маршрута и т.п. Словом, надо фотографировать все полезные сведения, что могут понадобиться для составления качественного туристского отчета или другим туристам.

Скажем, памятник, полезно обойти со всех сторон и сделать снимки не только с нижних (а если есть возможность – то и с верхних) точек спереди и сбоку, но и сзади – иногда именно с тыла получается неожиданно удачный кадр либо в задней части постамента находятся важные надписи и сведения. Дабы мучительно не вспоминать по прошествии лет, кому именно воздвигнут монумент, не забудьте сфотографировать крупным планом и надписи на постаменте в передней его части.

Плохо, когда люди сфотографированы непонятно где – нет ни соответствующего фона, ни заднего и переднего планов. Такие снимки, за очень редким исключением, больше подходят для слайд-фильма и семейного альбома, чем для туристского отчета. Терпимо, когда «героические личности» сняты на фоне памятника не менее героической личности или на фоне чего-нибудь или кого-нибудь, «чтобы все видели, что они это видели».

Снимая человека, старайтесь не просто «щелкнуть» его, а создать в одном или нескольких кадрах образ и раскрыть его характер и сущность в художественной, эмоциональной форме. При этом не следует специально фотографировать незнакомых людей или их движимое и недвижимое имущество без их согласия. (Интересно, что в отдельных городах местные власти запрещают снимать даже здания вокзалов и государственных учреждений якобы в целях предотвращения терактов – этот момент нужно также учитывать).

Съемка скрытой камерой позволяет глубже проникать в психологию человека, более тонко отражать его эмоции и душевное состояние, максимально правдиво и достоверно показать действительность. Но при этом следует быть тактичным и неназойливым. Не этично снимать человека крупным планом, если при этом будет заметен его какой-нибудь физический изъян. Фотография, как и одежда, должна подчеркивать достоинства человека и скрывать недостатки, а не наоборот.

В каждом вами снятом кадре должен быть смысловой и изобразительный центр, то самое главное, ради чего, собственно, и сделана фотография. В построении любого кадра и в его свето-цветовой трактовке не должно быть ничего лишнего, но и ничего не должно быть упущено – тогда снимок и без редактирования в «Фотошопе» будет исчерпывающим по содержанию и интересным по форме. Для этого при фотографировании соблюдайте некоторые общие правила и закономерности.

Главное изображение на снимке должно быть выделено так, чтобы взгляд зрителя сразу останавливался на этом главном, а потом уже рассматривал все остальное. Подчеркнуть самое важное в кадре можно, разместив основной объект на переднем плане, выделив его светом, цветом, и/или резкостью.

Роман "Скажи смерти прощай!"
 
можно читать на этом ресурсе:
 
http://www.proza.ru/avtor/propovednik2016&book=1#1

или перейти по ссылке:

https://litnet.com/ru/book/skazhi-smerti-proshchai-b152252