Эдвард Пейсон. Вина безразличия к карам Божиим

Инквизитор Эйзенхорн 2
ВИНА БЕЗРАЗЛИЧИЯ К КАРАМ БОЖИИМ
Эдвард Пейсон (1825?)

Тем не менее, они не убоялись, и не разодрали одежд своих ни царь, ни все слуги его, слышавшие все слова сии
Иер.22.24

События, упомянутые в этой главе, состоялись, когда Иеремия уже более двадцати лет исполнял свое пророческое служение. В этот период он принес множество вестей от Бога к соотечественникам, в которых указывал на их грехи и на самые страшные суды Божии, которые обрушатся на них и на соседние народы, если люди не покаются. Но большинство из его выступлений были быстро забыты, и их повторение, казалось, не производило никакого благотворного влияния. Поэтому Бог счел нужным, вместо того чтобы устами Своего пророка посылать новые вести, изменить способ Своего дела. Описание этого метода и заявление о причинах его принятия Богом приведены в первых стихах главы. которая перед нами.  Вот слово Господне к Иеремии: "Возьми себе книжный свиток и напиши в нем все слова, которые Я говорил тебе об Израиле и об Иуде и о всех народах с того дня, как Я впервые говорил тебе, даже до сего дня. Может быть, что дом Иудин услышит о всех бедствиях, какие Я помышляю сделать им, и обратились каждый от злого пути своего, чтобы Я простил неправду их и грех их".
Представляется, есть причина надеяться, что этот путь даст желаемый результат. Предположим, откровения Бога, Его предупреждения и угрозы, звучащие раз от разу, возможно, с большими промежутками времени, не произведут никакого впечатления на слушателей; но если все эти предупреждения и угрозы будут собраны и представлены умам сразу, они окажутся более эффективными.  Так и произошло: пророчества были записаны, их стал читать сначала народ, а затем царь и его вельможи, и нам остается лишь раскрыть пророчества Иеремии, чтобы убедиться, что это была одна из самых тревожных, переворачивающих сердца вестей, когда-либо посланных Богом  людям. Это было по сути письмо, подписанное Его собственной рукой, скрепленное печатью и данное нам с небес, и его содержание способно было вселить страх и ужас, не поддающиеся описанию. В нем содержатся такие описания всемогущего Божьего возмездия, которых, кажется, достаточно, чтобы заставить кровь стыть в жилах и заморозить душу ужасом, и в то же время такие проникновенные призывы к покаянию, такие частые заверения в готовности Бога простить кающегося преступника, что они вроде бы достаточны, чтобы растопить любое сердце. Тем не менее, как говорит наш текст,  они не убоялись, и не разодрали одежд своих, ни царь, ни его вельможи, когда они услышали эти слова. Способ выражения, использованный здесь, явно намекает, что были достаточные причины, почему они должны были, таким образом, впечатлиться, что их нечувствительность была крайне греховной. Они должны были бояться, они должны были разорвать свои одежды, то есть они должны были быть по меньшей мере встревожены и всерьез почувствовать горе, негодование и отвращение к своему греху, что евреи обычно выражали, разрывая одежды. 
А теперь, мои слушатели, я прошу вас понять, что произошло между Богом и этими неисправимыми грешниками. Какие другие средства он может использовать, чтобы привести их к покаянию, и каким образом Он может простить их грехи? И когда никакие средства не подействовали, то что Ему остается, как не исполнить Свое слово, явить Свою правду и святость, и удовлетворить требования правосудия, нанеся им удары, от которых они отказались бежать? Если вы судите судом праведным, вы согласитесь с Богом в Его суде над этими закоренелыми мятежниками и поймете, что Он и Его престол правы, а они заслужили свою судьбу. И все же, многие из вас не могут согласиться, что это так, и подтвердить этот  праведный приговор, ибо это означало бы для них осудить самих себя. Бог поступал и в течение долгого времени поступает с нами таким же образом, как Он поступал по этому поводу с евреями.  И Он предупреждает обо всех ужасных плодах греха и о страшном возмездии, которое Он обрушит на нераскаянных грешников, и обо всех бедах, которыми Он будет сокрушать их в мире грядущем, и которые описаны в Книге Откровения. Ясно, что Иеремия писал по повелению Бога, Который так ясно выразил через него Свое возмущение против греха,  и то, что царь Иудеи и его слуги проигнорировали пророческие слова, также описано в книге. Но это еще не все.
Тот же самый Бог, Который говорил с ними через Своего пророка,  в эти последние века говорил с нами в Сыне. В Своем Слове Он раскрыл Свои самые близкие и глубокие отношения с нами; Он обратился к нам в самых впечатляющих выражениях, и Он обратился к нам, как Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа. Приняв нас в Своем Единородном и Возлюбленном Сыне, Он отдал Его за всех нас, чтобы понести наши грехи на кресте. В Своем Евангелии через Сына Он раскрыл нам возмездие гораздо более потрясающее, дал приглашения милосердия гораздо более нежного, доказательства благости гораздо более убедительные и мотивы любви и послушания гораздо более мощные, чем  Он когда-либо раскрывал людям Ветхого Завета. Он принес жизнь и бессмертие в куда более ясном свете; Он разорвал завесу, которая скрывала вечный мир от глаз смертных; Он раскрыл славу небес, чтобы она могла сиять перед нашими взорами; Он дал неугасимому огню ада блеснуть перед нашими лицами; Он дал услышать торжествующую песнь обитателей небес, стоны погибших, голос последней трубы и приговор, который однажды Судия будет произносить на праведных и нечестивых - все это уже звучит в наших ушах. Все, что Он замыслил сделать, Он   записал в Священном Писании. Он продиктовал это через Своего Духа; Он подписался под этим Своим именем, Он поставил на это крепкую печать небес, Он подтвердил подлинность Своих слов исполнением многих пророчеств, которые они содержат, и, обращаясь к нам как по имени, Он вручает нам этот небесный дар. И он сказал нам, зачем все это делается. Это делается для того же, для чего было дано пророчество Иеремии. Это было сделано, чтобы мы и другие грешники, к которым относится содержание Его слов, могли читать и слышать их, и, таким образом, быть призванными вернуться к нашему Богу, Которого мы оставили, и получить через искупление и заступничество Иисуса Христа, прощение всех наших грехов. Отчасти этот замысел уже исполнен. Его слова дошли до нас; их содержание стало известно нам. Мы с вами уже могли оценить милостивую цель, ради которой к нам были посланы эти слова. Мы были встревожены их угрозами. Мы почувствовали горечь, стыд и отвращение к себе из-за наших грехов; мы отреклись от этих грехов, чтобы вернуться к Богу, Которого мы оставили, и чтобы Он свободно простил нам все наши согрешения.
 Но многие из вас, мои слушатели, если вы слышали и читали одни и те же истины, не были, таким образом, впечатлены ими. Вы скорее подражали царю Иудеи и его слугам. Вы не обеспокоились и не были встревожены, услышав угрозы Слова Божия, а некоторые, когда-то обеспокоившись, перестали чувствовать тревогу. Также вы, возможно, не чувствовали те эмоции, которые евреи привыкли выражать, разрывая свои одежды.  Вы не почувствовали боли, вы не стыдились, вы не заметили в себе отвращения к своим грехам, и ваши сердца не умилились пред милостями Божьими.  И то, что написано в этой книге против царя Иудеи и его князей, оказалось записано в книге Божьей памяти против вас, ибо, хотя вы слышали все слова, но вы не были надлежащим образом встревожены ими и не страдали от них, но слушал их, по большей части, с безразличием и равнодушием. Вот что мы должны прежде всего извлечь из записей небес и обратить на это наше внимание. Это, безусловно, очень тяжелое обвинение, которое может быть предъявлено нам, и даже, видимо, самое тяжелое, которое может быть предъявлено грешникам вообще. Мы не собираемся отрицать, что вы можете быть, в обычном смысле слова, высоконравственными людьми. Я легко допущу, что вы пунктуальны в посещении общественных богослужений и с очевидным почтением относитесь к установлениям религии.  Я с благодарностью отмечаю, что остаюсь в очень, очень большом долгу перед вашей добротой и щедростью. Но все-таки я должен предупредить вас, что вы можете слушать  слово Божие с почти полным безразличием, с самой предосудительной беспечностью. Я призываю вас в свидетели против друг друга, что это обвинение является правдой. Я призываю свою собственную совесть понести свидетельство того, что это правда.  Я с благоговением обращаюсь к оскорбленному величию небес, чтобы засвидетельствовать, каким образом Божии утверждения произносились в этом доме и сколь малый эффект они произвели. Какой грешник теперь сможет бежать от  гнева? Кто был побужден спросить: что мне делать, чтобы спастись? Где тот человек, на которого хотя бы отчасти повлияло то, что Бог сказал и написал, и который поразмыслил хотя бы о временных бедствиях, которые надвигаются на нас? Если я говорю правду, то мои подозрения вполне обоснованы. Небо и земля, Бог и люди, ваша собственная наблюдательность и ваша совесть являются свидетельством  истинности моих слов.
И хотя, таким образом, мы можем быть согласны с праведным приговором нераскаянным грешникам, также верно, что мы, по крайней мере многие из нас, надеются избежать его, пренебрегая покаянием. Да, многие, кто когда-то дрожал при слове Господа,  почти, если не полностью, перестали трепетать перед Ним. Многие из исповедующих служителей Господа слушают Его заявления, Его угрозы, Его предупреждения, даже те, которые адресованы Его Церкви, с чувством, очень мало отличающимся от равнодушия. И даже если многие видят, как некоторые из Его самых ужасающих угроз и самых грозных судов исполняются прямо сейчас, мы не прилагаем этого к себе и вообще не принимаем близко к сердцу. Я имею в виду почти полное исчезновение сейчас Божьего милостивого присутствия и дивного влияния - суд, по сравнению с которым язвы, голод и пожар были бы милосердием. И хотя мы не говорим об этом позоре на улицах, но должно быть сказано, что Бог и Христос, небо и ад, суд и вечность стали в наших домах почти что пустыми словами, без силы и значимости; что славная радостная весть благословенного Бога ныне почти не пробуждает радости и не встречает приема, что вещи, которые многие пророки и цари желали видеть, и к которым желают приникнуть ангелы, в наши дни едва ли возбуждают томное внимание, и если Божьи угрозы стремятся пробудить страх, а Его благая Весть - вдохновить радость, то об этом мало где слушают; эти истины исчезли из множества сердец, которым благодать не сообщила несокрушимой твердости.
Каким образом мы дошли до этого ужаса? На самом деле даже в этом доме, где Бог так часто являл Свою силу и благодать, где постоянно была заметна Его освящающая рука и где так много сердец, казалось, с благоговением склонялись перед Его повелениями и с восторгом пили Его обетования - Он стал далек, и Его слово воспринимаемся почти что как сказка? Неужели и здесь Его принижают так, что Его терпение и снисходительность больше не могли этого выдержать и Он был вынужден отойти? Да, мои слушатели, видимо, так и случилось. Слава отошла. Милостивое присутствие Бога, которое некогда почти видимым образом заполняло эти стены, уходит, и не будет ли это оставление окончательным? А ведь Он не вернется, если мы не будем полагаться на Его слово, а память о грехах, которые Он пока что сдерживал, оставит нас, и если мы не одумаемся, Он скажет: Я отойду и вернусь,  доколе они не признают себя виновными и не взыщут лица Моего!
Но мы никогда не признаем наши преступления, пока мы не убеждены в них, и мы никогда не будем в них обличены, пока они не предстанут перед нами во всей свой черноте, остроте и масштабности. В последнее время я часто пытался добиться этого, столь часто, что устал от повторения и готов был пожелать того, чтобы вы скорее сосредоточились на чем-то другом. Но, мои слушатели, могу ли я при нынешнем состоянии вещей пробавляться тем, чтобы обращать ваше внимание на другие темы? Какой бы предмет я не взял для рассуждений, он должен опираться на Слово Божие, и что вам даст любое рассуждение, если вы не сможете держаться этого авторитета и не будете хотя бы отчасти зависимы от того, с чем Слово обращается к вам?
Поэтому я должен по-прежнему настаивать на этой часто повторяемой теме, и по-прежнему моей первой, основной целью и предметом усилий в этом размышлении должно быть привлечение вашего внимания к этому небесному обличению Иеговы. Этот грех, как бы поверхностно мы ни рассмотрели его, привлекает к себе все худшие и наиболее провоцирующие грехи, в которых люди могут быть виновны. Он выражает и включает в себя, например, крайнее презрение к Богу. Человек, который слушает угрозы Божьи без страха, и Его добрые приглашения и обещания без умиления и благодарности, на самом деле говорит Богу в лицо: я не вижу здесь ничего, что имеет достаточно важное значение и способно возбудить даже наименьшие эмоции; ни Твое расположение, ни Твое недовольство не имеет никакого значения для меня; я не боюсь Твоих угроз и не ценю Твои обетования; ко всему, что Ты можешь сказать, я равнодушен, и для меня имеет значение не Твое мнение, но мои удовольствия. И если это не крайнее презрение к Богу, то как вообще это назвать? Это хорошо известный факт, что наши чувства по отношению к любой личности можно оценить с большой точностью по значению, которое мы уделяем его словам, и по степени, в которой они влияют на нас. Если мы  чувствуем некое уважение или привязанность к человеку, мы  будем слушать его слова с соответствующим интересом и вниманием, и если они относятся к важным вопросам, в которых мы заинтересованы, они будут производить некоторый эффект в наших умах. Напротив, если мы кого-то от души презираем, то все, что такой человек может сказать, будет нам безразлично и не произведет никакого эффекта на нас. Хорошо  известно, что мы не можем оскорбить человека более грубо, мы не можем ранить его чувства более глубоко, чем, показав ему, что мы не обращаем внимание на любую вещь, которую он может сказать; что все его предложения о дружбе, все проявления его недовольства, все его аргументы и мольбы мы слышим с безразличием и равнодушием. Нет слов ни на каком языке, выражающих презрение более действенно. Тем не менее это величайшее оскорбление наносится ужасающему величию неба и земли тысячи и тысячи раз, в том числе и в этом доме! И это происходит так же часто, как когда любой  человек слушает или читает Его слова, не придавая им должного значения.
Этот грех также включает в себя неверие и указывает на высокую степень того неверия, что делает Бог лжецом. Если кто-то говорит нам о самых важных вещах или событиях, в которых мы глубоко заинтересованы, мы не можем сказать ему яснее, что мы не верим ни во что из того, что он сказал, чем если не придаем этому значения вообще. Если мы остаемся с таким отношением, он сразу видит, что у нас нет вообще никакой уверенности в его правдивости, или, другими словами, что мы уверены, что он лжет. Правда, которую Бог сообщает нам в Своем Слове - это самая высокая из истин, истина бесконечного значения. Каждый человек, который верит в это, считает, что это так, и воспринимает истину в точной пропорции к степени ее веры. Тот, на кого Слово мало влияет, мало верит в него, и тот, на кого оно совсем не влияет, не имеет никакой веры в него вообще. Это просто неверующий человек, как и любой, кто когда-либо гордился своим именем. Опять же, тот, кто слышит или читает Слово Божие без какого-либо отклика, показывает крайнюю твердость сердца. Такие люди показывают, что  их сердца совершенно нечувствительны к любым мотивам или соображениям, которые бесконечная Мудрость может предложить нам; что они противостоят этому Слову так, что их сердца гораздо тверже камня, ибо Сам Бог говорит, что Его Слово как огонь и молот, что сокрушает скалу.
Таковы некоторые из грехов, в которых виновны те, кто слышат заявления Иеговы без эмоций. И я утверждаю, с полной уверенностью и торжественностью, что худшие грехи никогда не оскверняют сердце падшего человека или даже падшего духа. И нет худших грехов даже в местах окончательного отвержения и отчаяния, где грех, во всех его ужасных формах, бушует без всякого удержу. Если кто-то предположит,  что мы преувеличиваем, что мы изобразили грех небрежного слышания Божьего слова слишком темными красками, то пусть посмотрит в Писание, и если что-либо в нем вообще может произвести обличение в его уме, он убедится достаточно,  что по этому вопросу мы не можем быть виновны в преувеличении. Такой человек найдет множество доказательств тому, что для Бога нет греха столь отвратительного, как этот, и что ни один грех не заполняется так скоро меру беззакония грешника и не обрушивает так верно и быстро ужасные бедствия на его голову. Посмотрите, например, на старый мир. Он был поврежден, он был наполнен насилием, все мысли и помышления сердца человеческого были злом постоянно. Тем не менее Бог по-прежнему оставался в нем, и там, где говорится о его жителях, мы не слышим о таком безразличии. Поэтому у них был день милости, и им было оставлено время для покаяния. Ной, глашатай правды, был направлен к ним предупредить о наказании за их грехи и о страшном бедствии, которое надвигалось и несомненно должно было обрушиться на них, если они не покаются. Но они не покаялись; они не были встревожены, они услышали предупреждения Ноя с безразличием и равнодушием, и этого Бог уже не мог стерпеть. Он обрек их гибели, и пришел потоп и погубил всех.
Посмотрите также на то, что происходило в дни Иеремии и других древних пророков. В течение веков люди были виновны в том, что раздражало Господа и возжигало Его ревность. Они поклонялись идолам, оскверняли Божий храм мерзостями идолопоклонства, сжигали своих детей Молоху, и о том, какими их характер и поведение были в других отношениях, мы можем узнать из Божьего описания их: руки ваши осквернены кровью и персты ваши беззаконием; уста ваши говорят ложь, и язык ваш произносит неправду. Никто не возвышает голоса для суда, не вступается за истину; надеются на пустое и говорят ложь, замышляют зло и рождают злодейство;  ноги их бегут ко злу, и  быстры на пролитие невинной крови; суд отступил, и правда стала вдали, ибо истина упала на улице и честность не может войти.  Может ли быть у любого народа худшее моральное и религиозное состояние, чем это? Тем не менее, все это Бог терпел в течение многих лет. Он посылал к народу самых одаренных Им пророков, самых верных Своих слуг, и если бы к ним прислушались и отвернулись от своих беззаконий, Он простил бы все. Но Иеремия и другие пророки предупреждали их напрасно; когда Бог собрал все угрозы в книгу и она была прочитана вслух, все увидели, что царь и его слуги ничего не убоялись, они не разорвали своих одежд, и Бог больше не мог этого вынести, но оставил народ и предал его быстрому и страшному поражению.  Читайте труды Иеремии и других пророков того времени, и вы увидите, что беспечность, с которой люди воспринимали Божьи обличения и угрозы, упоминается намного чаще, чем любой из их других грехов, как непосредственная причина их гибели.
Или посмотрите на евреев времен прихода нашего Спасителя. Из свидетельств их собственного историка Иосифа Флавия, а также у евангелистов бросается в глаза, что пренебрежение к Богу, всевозможная безнравственность и всякого рода беззаконие преобладали среди них тогда в почти беспрецедентной степени. И все же наш Спаситель говорит: если бы Я не пришел и не говорил им, то не имели бы греха. Это как если бы Он сказал: грех слышания с безразличием и неверием той вести, которую Я принес с небес, настолько превосходит все другие грехи, что по сравнению с ним они как ничто и не достойны даже упоминания. Мои слушатели, это является решающим, этого достаточно. Больше не надо ничего, чтобы доказать, что нет худшего греха для Бога, чем беразличие к Его словам, и нет греха, который заслуживает более страшных выражений Его негодования. Мои слушатели, если любой из вас склонен к этому, позвольте мне напомнить вам, что в подобных случаях мы будем судимы таким же образом. Предположим, что некий сын порочен и развратен, виновен в частом и грубом неподчинении родителям, но они не считают его безнадежным, не изгоняют и не лишают наследства до тех пор, пока их увещевания, их уговоры, их слезы производят хоть какое-то впечатление на его чувства. Но когда этого уже нет, когда все их слова, мучения и плач воспринимаются с каменным безразличием, они в отчаянии; они могут сказать, что сын больше не воспринимает их как родителей, что они утратили всякое влияние на его ум, что нет никаких оснований надеяться, что их усилия в дальнейшем будут для него что-то значить - так пусть делает что хочет, ибо все попытки удержать его тщетны! И точно так же мыслит наш Отец Небесный и тогда и сейчас, когда многочисленные грубые провокации показывают, что Его слово не производит никакого эффекта на нас. Он терпит так долго, пока есть основания надеяться, что мы уступим Его предупреждениям и предостережениям. Но когда Он видит, что к Нему все относятся с безразличием, что мы не встревожены Его угрозами и не умилены Его приглашениями, Он относится к нам так, как Он относился к Израилю тогда. Израиль, говорит Он, не хотел слушать Мой голос, и Мой народ не покорился Мне, и Я предоставлю его его собственным похотям, пусть ходит по своим помыслам!
Мои нерадивые слушатели, вот этот величайший из грехов, это грех, который уничтожил столько миллионов бессмертных существ, и мы берем его на себя! Даже сейчас многие из вас, наверное, показывают, что это действительно так. Сегодня вы должны были вновь услышать некоторые из самых страшных угроз Божьих; вы услышали из Его собственных уст, что Он несомненно исполнит их, если вы останетесь в вашем нынешнем состоянии; и, надеюсь, вы услышали достаточно о том, как страшен и разрушителен этот грех, чтобы быть встревоженными такими перспективами! Тем не менее, существует вероятность, что это, боюсь, многих из вас не пугает, что многие из вас услышат все это с таким же равнодушием, как царь Иудеи и его слуги слушали свиток Иеремии.  И если это так, то что даст вам то, что ваше расположение любезно, ваша мораль неоспорима и вы относитесь к религиозным институтам с неким видимым почтением? Какую все это принесет пользу, пока ваши сердца загрязнены, а ваши лица черны пред Богом, ибо вы полны вызывающих грехов? Будь основания надеяться, что аргументы или мольбы побудят вас прекратить дополнять свою вину - с какой радостью я прибегнул бы к ним! Я бы молил вас больше никогда не бросать Господу в лицо, что Он якобы не может заставить вас дрожать, что Он не может заставить вас плакать и не оставит вас со злыми духами в кромешной тьме, где плач и скрежет зубов! Я молил бы вас прислушаться к тому, ради чего Его слова записаны и вложены в ваши руки, призвал покаяться в своих грехах, припасть к Спасителю и получить через Него полное и милостивое прощение. Но напрасно я буду  призывать эти и другие соображения, взятые из слова Божия, если это Слово рассматривается вами с безразличием! Я могу пойти кругом, и атаковать вас со всех сторон, и искать все щели, через которые истина может войти; но все будет напрасно, пока вы не научитесь чтить Его слово и трепетать при этих словах Иеговы!
Не окажутся ли, мои исповедующие слушатели, все мои усилия одинаково неудачными? Если так будет, это безусловно покажет, в каком страшном положении находятся нераскаянные грешники. Моисей сказал Богу: Господи, сыны Израилевы не слушают меня, как тогда фараон послушает меня? Мы можем сказать: если исповедующие слуги Божьи не трепещут перед словом Его, как мы можем надеяться, что грешники будут дрожать? Если все это не приведет к покаянию вас, то что приведет к покаянию их? Братья, у меня болит душа, и я чувствую огромную тревогу, когда вижу, как мало даже в этой церкви видимых результатов от призывов, которые должны бы слышащих их сразу бить как электрическим током! Какую тревогу вселяет сама мысль о том расположении, в рамках которого мы погибаем! Если бы в этот город пришла чума, мы бы это почувствовали. Если бы половина наших домов сгорели в пожаре. мы бы ужаснулись, более того, если бы наша торговля и коммерция переживала застой, мы  должны  были бы заметить это. Но мы почти не страдаем от таких вещей, как потеря благодатного присутствия Бога со всеми вытекающими отсюда непоправимыми последствиями, упадок религии, моральная чума, которая заканчивается смертью второй, распространение огня, в котором горят бессмертные души! Все мы, кажется, настолько забыли про это, что у нас есть более чем веские основания для печали и тревоги.  Братья мои, так не должно быть. Если вы никогда всего этого не чувствовали, никогда не ожидали, что почувствуете, то сейчас, наконец, время почувствовать, и не только почувствовать, но и действовать!
Во имя Христа я говорю вам, кто имеет ухо, да слышит, что Дух говорит церквам. От Его имени я говорю вам: либо перестаньте называть Меня Учителем и Господом, либо относитесь ко Мне так, чтобы прислушаться к Моим словам и повиноваться им! Всем, кто исповедует Бога и Господа Иисуса Христа, придется отвечать перед Ним в Судный день. Вспомните, откуда вы пали, и покайтесь, и творите дела, с которых начали, и вспомните слова Господа: "Я призрю на бедного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим".
 И я говорю: слушайте, внимайте; и то, что Он сказал, Он несомненно исполнит. Послушайтесь голоса Господа, Бога вашего, прежде чем Он наведет тьму, и когда ваши ноги начнут спотыкаться на горах во мраке и вы будете ожидать света,  Он обратит его в тень смерти и сделает тьмою. И если вы не послушаетесь, моя душа будет в тайных местах оплакивать вашу гордость,  и из моих глаз польются слезы  из-за бедствия, которое грядет на моих людей!

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn