Вожделенная кончина праведников

Олег Кмета
Да умрет душа моя смертью праведников, и да будет кончина моя, как их! ( Числа 23, 10 ).

Карлейль  в своей  « Истории Французской революции « повествует нам о герцоге Орлеанском, который не верил в смерть, так что,  когда его секретарь запнулся на словах: « Последний король Испании «, он сердито велел пояснить, что тот имел в виду.

Подобострастный секретарь ответил: « Мой государь, этот титул принимало уже несколько королей Испании «. Я думаю, что среди моих читателей не найдется такого безумца; ведь мы все, как один, знаем, что для каждого из рода человеческого неизбежно наступает последний час.

Мы знаем, что все наши пути, как бы извилисты и сложны они ни были, все равно приведут к могиле. Один из королей Франции верил в смерть, но запрещал упоминать о ней в его присутствии.

« И если случится, что я когда – нибудь буду иметь бледный вид, то ни один придворный  не должен упоминать об этом в моем присутствии под страхом моей немилости «, — говорил он, тем самым уподобляясь глупому страусу, который, как говорят, убегая от охотника и не находя укрытия, прячет голову в песок и думает, что таким образом обезопасил себя.

Полагаю, что среди вас нет таких, кто был бы настолько глуп, чтобы желать забыть о неизбежности смерти или пытаться вытравить этот факт из своей памяти. Полагаю, что вы, как здравомыслящие люди, имеете желание знать все о нашей будущей жизни, как в настоящем мире, так и в мирах, находящихся за пределами видимости, и предвидя, что душа и тело должны будут расстаться в момент смерти, вы стремитесь узнать побольше об этом событии, чтобы быть приготовленными к нему.

Вы желаете принять смерть в расчет, чтобы она не застала вас врасплох. Собравшийся в дальнюю дорогу и предусмотревший  все трудности, которые могут встретиться на этой дороге, кроме одной, наверняка потерпит неудачу в пути.

Если, имея колесницу, годную для сухопутных дорог, он забудет о приспособлениях, необходимых для преодоления реки – последнего препятствия на пути к стране, к которой он стремился, — то после стольких трудов его ждет разочарование.

Если ты обеспечил себя всем для жизни, но не приготовился также и к смерти, то чем же ты, дорогой  друг, будешь тогда лучше такого неразумного путешественника? Мы слышали об одном человеке, который, зайдя в таверну, заказал все, что только душе его угодно было, и устроил пир из всего самого лучшего, что только было в этой таверне, и так пиршествовал час за часом; но когда пришел хозяин со счетом, он сказал, что у него нет денег, что он даже забыл о счете, думая, что вполне достаточно того, чтобы есть и пить, пока есть возможность, не озадачивая себя неизвестностью будущего.

Увы! Дорогой мой читатель, неужели и ты также живешь в этой таверне жизни, забыв о счете? Ходишь ли ты от одной рюмки к другой, от одного развлечения к другому, пируя, как если бы для тебя не был назначен день расплаты?

Если да, то ты или глупец, или плут, или то и другое, ибо надо быть  либо глупцом, либо плутом, чтобы наслаждаться жизнью и в то же время увиливать от дачи отчета за все свои деяния, чем всегда завершается весь этот театр жизни.

Воистину, поскольку нам предстоит умереть, так как  « нет тыловиков в этой войне «, так как каждый человек должен стать новобранцем  в этой армии смерти, и поскольку, независимо от того, произойдет ли это завтра или послезавтра, или  же через несколько лет, каждому из нас предстоит пройти через те железные врата, нам, знающим об этом факте, подобает принимать его в расчет в нашей жизни, проявлять усердие в предвосхищении его требований и непредвиденных поворотов.

И тем не менее я не удивлюсь, если многие из тех, кто читает сейчас эти строки почти содрогаются от страха перед темой, о которой я сейчас собираюсь говорить, — настолько непривычна она для них; или же, если они и читают, то считают эту тему более подходящей для окружающих, но сами они не замечают ее применимости к ним самим.

Верно говорил Юнг: « Люди думают, что все смертны, кроме них «. Они смотрят на других так, как будто смерть уже написана у них на лбу, но о себе думают, что у них, по крайней мере, в запасе еще многие годы.

Они не осмеливаются заявить, что бессмертны, но – увы! – ведут себя так, как если бы в самом деле так думали, и, растрачивая по пустякам год за годом, не замечают, как жизнь их подходит к концу, а никаких  улучшений в ней так и не наступает. Предполагаю, что все честные и мудрые сердца сейчас, в этот момент, задумались о своем последнем часе.

Приготовьтесь сейчас,чтобы вы были готовы, когда прозвучит последний призыв, и да даст вам Бог благодати усвоить слово, которое я буду проповедовать на протяжении ряда статей, чтобы оно помогло вам в вашем приготовлении.

Валаам, хоть и был низким человеков, но глупцом не был. Он помышлял о смерти. Он не закрывал глаза на то, что ему не нравится. Он верил, что смерть не минует его, и у него были свои желания по поводу нее; и хотя этим желаниям никогда не суждено было сбыться, скорее даже наоборот, — сбылось то, чего он не желал, — все же у него хватило разума, чтобы, взглянув на шатры избранного народа Божия, Израиля, сказать от всего сердца: « Да умрет душа моя смертью праведников, и да будет кончина моя, как их! «.

Я рассматриваю это восклицание как выражающее двойное желание: во – первых, желание, высказанное по поводу смерти, и во – вторых, желание, высказанное по поводу того, что будет после смерти.

После разбора всего этого с помощью Духа Святого я попытаюсь сделать кое – какие практические выводы из всего мною сказанного в следующих публикациях.



Роман "Скажи смерти прощай!"
 
можно читать на этом ресурсе:
 
http://www.proza.ru/avtor/propovednik2016&book=1#1

или перейти по ссылке:

https://litnet.com/ru/book/skazhi-smerti-proshchai-b152252