Практические советы фотографу в велопоходе ч. 3

Олег Кмета
Практические советы фотографу в велопоходе  (часть третья)


-Сегодня я вам расскажу и дам «Практические советы фотографу в велопоходе », которые я при обрел за время многолетней практики велопоходов по разным точкам нашей и не только нашей страны,- торжественно объявил нам руководитель велогруппы Андрей, когда мы в очередной раз собрались на нашей велобазе, расположенной в дачном массиве неподалеку от села Русская Лозовая, что под Харьковом.

Давайте разберем композиционное построение снимка. В линейной композиции преобладающими элементами являются линии. Например, дорогу и велосипедистов, едущих по ней, в большинстве случаев лучше расположить в кадре по диагонали. Если при фотографировании многоэтажного строения или высокого дерева преобладают вертикальные линии, то и снимать их нужно вертикальным кадром. А ежели, допустим, в пейзажной съемке доминируют горизонтальные линии, то следует применить горизонтальный формат снимка.

Можно построить кадр по принципу тональной композиции, где на переднем плане будут находиться наиболее освещенные объекты, а дальше – менее освещенные, или наоборот. Линейный и тональный принципы композиции можно (и нужно) удачно совмещать.

Следует придерживаться и такого правила: при выборе границы кадра перед основным объектом съемки в направлении его движения нужно оставлять большее расстояние до края снимка, чем с противоположной стороны. Допустим, при фотографировании сбоку движущейся справа налево колонны велотуристов (или транспортных средств) расстояние от переднего колеса первого велосипеда до левого края кадра должно быть больше, чем расстояние от заднего колеса последнего велосипеда до правого края этого фотоотпечатка.

При портретной съемке перед лицом человека, снятого в профиль или в три четверти, нужно оставлять расстояние к краю кадра больше, чем расстояние от затылка до противоположного края фотографии. Кстати при работе над портретом нужно учитывать поворот лица относительно солнечного света: яркое световое пятно на кончике носа велотуриста не всегда украшает портретируемого.

А вот чтобы передать его напряжение при подъеме на перевал, следует снять крупным планом, допустим, лицо спортсмена в велошлеме с каплями пота, стекающими по лицу. Понятно, заранее нужно занять выгодную точку съемки и фотографировать, используя оптический Zoom камеры.

Стремитесь к тому, чтобы кадр не оставался пустым и был равномерно заполнен. Согласитесь, что, скажем, совсем пустынное шоссе смотрится уныло. Снимок сразу выиграет, если, фотографируя велотуристов сзади, в самом начале спуска на шоссе будет видна колонна велотуристов, по бокам дорога будет обрамлена деревьями, вдали вверху на фоне неба с облаками виднеется горный хребет, а далеко внизу на заднем плане будет угадываться конец спуска и автомобиль.

Там, где это выгодно и оправдано, используйте при съемке всевозможные обрамления и рамки. Например, башня старинного замка, снятая в створе бойницы, смотрится совсем по другому, чем та же башня, снятая с открытого места, откуда ее уже снимали до вас тысячу раз. То же касается, допустим, храма в обрамлении веток деревьев, фонтана в рамке старинных городских ворот, цитадели в створе арки или в проломе крепостной стены, составленных один к другому велосипедов в «ночном велогараже» с заснеженной вершиной на дальнем плане и в створе входа палатки и т.д.

А чтобы сделать акцент на чем-то характерном только для этого путешествия и этой местности, а также дабы подчеркнуть какую-то особенность данного объекта съемки смело используйте самый выгодный передний план, заднюю панораму, контровое и чуть сбоку солнечное освещение, объективы с различной длиной фокусного расстояния (если есть такая возможность), черно-белый цвет (или цвет сепия) и все иные доступные приемы.

Допустим, чтобы подчеркнуть бездорожье в горах, снимите велотуристов не только из положения стоя во весь рост, но и с нижней точки, дабы на переднем плане оказались булыжники, лежащие на дороге.

Чтобы показать крутизну склона при подъеме по нему велотуристов на перевал сфотографируйте их сбоку, захватив латку снега, лежащую на склоне.

Дабы сделать акцент на крутом подъеме снимите велотуристов из-за перегиба дороги спереди и немного сбоку, когда один из них окажется в кадре в полный рост, второй будет виден на фоне неба почти полностью, третий – по пояс, у четвертого покажется только голова и т.д. Либо снимите колонну велотуристов сзади, где на переднем плане будет треугольный дорожный знак, указывающий, что крутизна подъема, скажем, 12%.

Или же сфотографируйте спереди и чуть сбоку поднимающихся по тропе велотуристов, ведущих велосипеды в руках и несущих велорюкзаки на себе, где на заднем плане будет панорама долины с крошечными домиками и тоненькой змейкой реки далеко внизу.

Крутизну и длительность спуска с перевала выражайте снимками сверху – тогда в кадре будет серпантин дороги, спускающейся в долину, и фигурки едущих вниз велотуристов в яркой разноцветной одежде. Удачными могут оказаться и кадры, когда велотурист едет на вираже серпантина несколько наклоненным к полотну дороги – для этого нужно заранее занять подходящую точку съемки недалеко от крутого поворота.

Хотите подчеркнуть высоту гор – при съемке снизу улучите момент, когда спортсмены с велорюкзаками на плечах и велосипедами в руках окажутся на фоне ледника, неба или заснеженной вершины. Если на перевале или на ночлеге вас застанет снег – обязательно сфотографируйте крупным планом припорошенные снегом велосипеды.

Задумали зафиксировать на снимке туман – сфотографируйте цепочку идущих туристов спереди (сзади) и чуть сбоку, когда на переднем плане ваш велосипед виден четко, Направляющий (Замыкающий) велосипедист виднеется более-менее четко, следующий – не так четко, еще следующий – слегка различается, далее – только неясные силуэты.

Чтобы показать дождливую погоду при объезде велосипедистами лужи займите нужную точку и поймайте момент, когда один или несколько туристов будут отражаться в этой самой луже. Либо снимите велосипедиста в «противодождевой» одежде в момент, когда он проезжает через лужу и брызги разлетаются в стороны.

Или же во время дождя фотографируйте с большой выдержкой, чтобы падающие на землю капли были на снимке размытыми, а неподвижный велосипед был четко виден. Ну а где дождь, там и грязь – зафиксируйте на фото крупным планом грязную цепь, комья грязи на тормозах, на перьях вилки, на каретке и т.д.

Хотите сделать акцент на сильном встречном ветре – снимите велотуристов в спину, когда они едут в одну линию «на колесе» (т.е. расстояние между велосипедами минимальное) один у другого, низко наклонившись к рулю и прячась от встречного ветра за спинами друг друга.

Дабы показать таежный бурелом, запечатлите идущих по тропе велопутешественников с поваленными деревьями на переднем плане.

При переправе туристов через бурную реку щелкните с нижней точки несколько кадров с бурлящим потоком и валунами на переднем плане и переходящими вброд (или по подвесному мостику) этот поток велотуристами на заднем плане.

Захотелось высветить экзотику джунглей – сфотографируйте лианы и повисшую на них обезьяну (но будьте начеку – многие мартышки склонны к воровству и могут очень быстро спуститься к туристам, выхватить оставшуюся без присмотра фотокамеру или любую другую вещь и мгновенно взобраться на пальму и повесить высоко от земли украденный предмет). Или поймайте удачный момент и с помощью Zoom снимите жирафов (слонов, носорогов, крокодилов, бегемотов и пр.).

В пустыне во время преодоления велотуристами пешком очередного песчаного участка сфотографируйте крупным планом погруженные в песок ободья и следы обуви велотуристов. Черепаху снимите через спицы переднего колеса, а велотуристов – на фоне песчаных барханов и спускающихся верблюдов.

В тундре на передний план крупно вынесите ягоды черники (белые грибы, чум и оленью упряжку, наледь ручья или карликовую березку, для сравнения разместив рядом свой велосипед и т.д.), а на заднем плане пусть угадываются размытые силуэты идущих велотуристов.

Чтобы красиво показать плавни сфотографируйте сквозь камыш закат солнца.

Дабы донести до зрителя скорость велотуриста, «щелкните» его с проводкой камеры, чтобы «двухколесный конь» и «всадник» на нем были видны четко, а окружающий фон оказался смазанным и размытым.

Оригинальными выглядят фото, где главное изображение отражается, допустим, на отполированной гранитной плите или на стеклах солнцезащитных очков.

Хотите подчеркнуть «велосипедность» снимка – сфотографируйте цепочку идущих вверх велотуристов сквозь спицы колеса с захватом в кадр части обода и т.д.

Немаловажно соблюдать пропорциональность частей изображения на фото. Скажем, при архитектурной съемке в большинстве случаев самым правильным будет следующее соотношение: небо занимает две части фотографии, земля – одну часть. Если перед ансамблем слишком много земли, а небо виднеется только узенькой полоской, то здания будут казаться прижатыми к земле.

При съемке следует учитывать и линию горизонта – малопривлекательными выглядят снимки, где она делит изображение точно пополам. Хотя в некоторых случаях это оправданно (например, при съемке ряда высотных зданий, отражающихся в зеркальной глади озера)

Роман "Скажи смерти прощай!"
 
можно читать на этом ресурсе:
 
http://www.proza.ru/avtor/propovednik2016&book=1#1

или перейти по ссылке:

https://litnet.com/ru/book/skazhi-smerti-proshchai-b152252