День памяти ленинградской блокады

Наталья Скорнякова
Конкурс-9. К 75-летию Победы Евгения Говсиевича: http://proza.ru/2020/05/09/486

В день памяти ленинградской блокады, мне вспомнился рассказ моей соседки, которая пережила блокаду и дожила до ста лет. Вырастила троих детей. Она окончила мой институт - Ленинградский институт инженеров железнодорожного транспорта. Там же познакомилась со своим будущем мужем, который в наше время долгие годы был директором Новороссийского вагоноремонтного завода.

Соседка рассказывала, как люди от голода падали на ходу и умирали. И если человек падал, он просил: «Поднимите меня!» – но проходящие мимо не могли его поднять, потому что от слабости и сами могли упасть. Людей поднимали военные, у них все-таки были хорошие пайки.

Соседка была молодая и не хранила ничего впрок, как это делали раньше старики.
Ее воспитывала бабушка в деревне под Псковом, а в Ленинграде она жила в общежитии.

Во время блокады многие продавали вещи, чтобы хотя бы маленькую сушечку или кусочек сахара принести домой. «Однажды, – вспоминала она, – одна женщина принесла очень дорогую шубу продать, и у нее эту шубу купили за половину буханки черного хлеба и бараночку». И так некоторые, у кого был запасец продуктов, наживались.

Мертвых на улице подбирали и складывали штабелями на грузовики. Соседка вспоминала, как однажды мимо нее проехал грузовик, в котором лежала замерзшая девушка с рыжими золотыми волосами, они спускались почти до самой земли.

В городе не было отопления, воды – всё замерзло. Чтобы сберечь силы, соседка не носила воду из реки, просто брала снег. Дров не было. Взрывались дома от бомбежек. Чтобы хоть что-то поесть, подержать во рту, варила клейстер и даже кожаный пояс, и она жевала его.

В то время не было почти никакой возможности эвакуироваться, все дороги были закрыты, кроме Дороги Жизни, куда трудно было попасть, достать и оформить документы на выезд. И вот когда ее парень, ее любимый слег, она решилась во чтобы-то ни стало достать такое разрешение. Помог декан института, у которого родственник занимал высокий пост, сделал им разрешение на выезд. Им выдали паек в дорогу – целую буханку хлеба. Однако много людей умерло в дороге оттого, что они съедали паек весь сразу.

На другом берегу крестьяне выносили им морошку, клюкву. Люди брали ягоды в рот, а рот был белый, одеревенелый, он уже не открывался и не закрывался – слюны не было. Им клали морошку в рот, и он становился красный и оживал.

Потом, когда они ехали в поезде, на одной из остановок соседка убежала за водой. Вернулась, а ее любимого не было. Ей объяснили, что всех мертвых и умирающих сняли с поезда. Узнала, куда увезли. Устроилась в госпитале санитаркой, чтоб быть ближе к любимому. Постепенно жизнь к нему возвращалась, помогли и годы молодые и любимая рядом.
 
Победу они встречали здоровыми, счастливыми. Удалось пережить жуткую блокаду.
Они прожили долгую счастливую жизнь, радовались каждому мгновению. Оптимизм, желание жить, творить, любить помогало им преодолевать все жизненные
невзгоды.

Мои реальные герои: Михайловы Георгий Владимирович и Лидия Васильевна