Тонкости работы фотографа в велопоходе ч. 4

Олег Кмета
Тонкости работы фотографа в велопоходе (часть четвертая)

-Сегодня, друзья у нас последнее занятие по фотографированию  и я хочу остановиться на такой теме как «Тонкости работы фотографа в велопоходе », так что слушайте очень внимательно и запоминайте, а еще лучше — записывайте, потому что сведения, которые я вам даю просто бесценные и уникальные.

Друзья, как уже говорилось, для правильного построения кадра во многих случаях соблюдайте «правило одной трети», используя вспомогательные линии на ЖК-мониторе камеры (сетку из двух вертикальных и двух горизонтальных линий, которые вы выставили для контроля положения объекта при съемке).

Фотографируя, допустим, морскую набережную, на переднем плане в центре пересечения двух линий этой сетки в нижней трети с левой стороны кадра можно разместить настоящий якорь, специально выставленный на возвышении. Дальше справа – корабль, стоящий носом к набережной, на заднем плане – буксиры, портовые краны, строения, еще дальше – горы и небо.

В пейзажной фотографии должен присутствовать композиционный центр и существовать взаимосвязь между отдельными частями кадра. Ежели пейзажную композицию можно разделить на два или несколько самостоятельных кадров, то это первый признак неудачного построения снимка.

Всегда помните, что наблюдательность является, наверное, важнейшим качеством как при работе с фотоаппаратом, так и при видеосъемке. Не просто смотрите в видоискатель или на ЖК-монитор камеры, а еще и старайтесь увидеть то, что другие не подметили и зафиксируйте это на снимке.

Кроме автоматического режима «на все случаи жизни» при фотографировании «с руки» на ходу не забывайте о режимах съемки для конкретных сюжетов, когда вы специально останавливаетесь сфотографировать и есть время выставить нужный режим, чтобы камера автоматически настроилась для оптимальной съемки.

Например, режим «Пейзаж» позволяет оптимизировать фотографирование всевозможных пейзажей, содержащих как близкие, так и удаленные объекты. «Портрет» – обеспечивает эффект смягчения при съемке людей крупным планом (а велотуристы, как мы знаем – тоже люди). «Дети и домашние животные» – позволяет не упустить удачный момент при фотографировании подвижных объектов. «Ночная съемка» – при фотографировании людей в сумерках или ночью позволяет уменьшить отрицательное влияние сотрясения камеры при отсутствии штатива.

Есть еще установки SCN (специальный сюжет). Например, «Листва» обеспечивает яркие (сочные) цвета при съемке деревьев, цветочков, осенних листьев, молодых побегов и т.п. «Вечеринка» предотвращает сотрясение камеры и сохраняет натуральные цвета объекта при фотографировании с искусственным освещением.

«Ночной сюжет» – предназначен для съемки со вспышкой и длительной выдержкой со штатива (что обеспечивает отличную экспозицию как объекта, так и фона) людей на фоне вечернего неба или для фотографирования ночных сюжетов. «Фейерверк» – обеспечивает оптимальную экспозицию и четкую съемку фейерверков на фоне вечернего или ночного неба при фотографировании со штатива.

«Пляж» – предотвращает недостаточное экспонирование объекта у воды или на песке при сильном отражении солнечного света. «Аквариум» – при фотографировании рыб и всего, что находится в аквариуме, расположенном в помещении, обеспечивает выбор оптимального числа ISO, баланса белого и цветового баланса. «Снег» – предотвращает появление синего оттенка и недостаточного экспонирования объекта на снежном фоне.

Отдельные фотографы, дабы их работы в дальнейшем можно было разместить в самых современных путеводителях или журналах для путешественников, привязывают фото к показаниям GPS-навигатора с указанием географической долготы и широты в градусах, минутах и секундах. Эти цифры можно «нащебетать» в диктофон или в фотоаппарат, используя функцию звукового комментария (памятки, длительностью до 1 мин.) к снятому изображению. В некоторых изданиях возле каждого снимка указывается, в какой точке он сделан. Например: N: 45° градусов, 59 мин., 49,05 сек.; Е: 34°, 50 мин., 56,01 сек.

Иные путешественники в очень длительных походах иногда отснятую фото- видео информацию отправляют на свой e-mail (допустим, из интернет-кафе, интернет-шашлычной ; или из почты в каком-нибудь городе). Для этой цели они берут с собой либо картридер с интерфейсным (USB) кабелем (или без оного) для подключения вытащенной из фотоаппарата карты памяти к компьютеру, либо флешку, имеющую гнездо для карты памяти от фотоапарата. После завершения отправления снимков и других материалов по электронной почте они, естественно, удаляют из компьютера интернет-кафе все свои материалы.

Вот коротко о походной фотосъемке, поскольку объем статьи не позволяет подробно остановиться на композиции, творческих вопросах и иных моментах. Эти и другие тонкости вы, уважаемый читатель, найдете в соответствующей литературе и в интернете.

Походные фильмы.

Для большей познавательности слайдового (или видео-) фильма на первом его кадре укажите следующие сведения о путешествии: страна и район похода; с какого по какое число какого месяца и года он проходил; километраж (в том числе по асфальту и по грунтовкам и тропам); количество путешественников; количество дней (ходовых и выходных); категория сложности похода.

На втором кадре покажите карту района похода с нарисованной (жирной линией красного цвета) ниткой маршрута. На ней стрелками укажите направление движения от начального пункта и до конечной точки велосипедного пути. Либо используйте соответствующие программы и компьютер сам «нарисует» нужным цветом движущуюся линию маршрута от начального пункта в конечный.

На следующих кадрах разместите фото каждого участника данного велопохода и напишите его фамилию и имя, а также походную должность. Не помешает музыкальное сопровождение на протяжении всего слайд- или видеофильма, звуковые и текстовые комментарии.

В походе полезно время от времени использовать фотокамеру в режиме видео, чтобы подчеркнуть, например, трудность подьема на перевал, более полно рассказать о переправе через горно-таежную речку, выделить грозное величие и суровую красоту заснеженных гор, снять в более выгодных ракурсах едущих велотуристов и т.д.

При этом не обязательно стоять на одном месте – движущаяся видеокамера может ярче раскрыть эпизод и показать совсем новую и неожиданную трактовку сюжета. Вырабатывайте свою манеру и творческий почерк, добивайтесь достоверности и убедительности, снимая с параллельного движения, с боковой или нижней точек и т.д. Только при этом никогда не забывайте о собственной безопасности и о сохранности аппаратуры в рабочем состоянии.

А «полнометражный» слайдфильм только выиграет, если грамотно чередовать статические фотокадры с видеоматериалом, крупные планы с общими панорамами, жанровые сценки с репортажными кадрами, незапланированную съемку экспромтом с постановочными фотографиями и т.д. И все это усилить звуковым походным фоном, разбавляя его подобранной дома музыкой и песнями.

Да, а как же снимать девочек? – недоуменно может спросить внимательный читатель, запоздало вспомнив о том, что и они бывают в велопоходах.

Так же, как и мальчиков, и другие объекты для фотографирования! – отвечает автор. Главное – чтобы снимки были высокохудожественными!


Роман "Скажи смерти прощай!"
 
можно читать на этом ресурсе:
 
http://www.proza.ru/avtor/propovednik2016&book=1#1

или перейти по ссылке:

https://litnet.com/ru/book/skazhi-smerti-proshchai-b152252