Церковный террор

Алифтина Павловна Попова
Трагически оборвалась судьба боярыни Морозовой. Она была ярой сторонницей старой веры, не воспринимала реформ патриарха Никона. Царь Алексей Михайлович всячески пытался воздействовать на строптивую боярыню, подсылал к ней её родственников, чтобы те надоумили женщину и убедили принять новую веру, но всё было тщетно.

Морозова (в монашестве Феодосия) была взята под стражу 16 ноября 1671 года. Пытками на дыбе женщину пытались убедить принять новую веру и отказаться от своих убеждений, но та была непоколебима. Её уже собрались сжечь на костре, но этому помешала сестра царя Ирина Михайловна. Тогда царь Алексей Михайлович приказал Морозову заточить в земляную тюрьму Панфутьево-Боровского монастыря. В июне 1675 года в срубе были сожжены 14 слуг боярыни, поддерживавшие старую веру. Феодосия скончалась 2 ноября 1675 года от полного истощения.
 
В огне своей веры сгорел протопоп Аввакум. Он родился в 1620 году в селе Григорьево на Нижегородчине. В истории русской Церкви и государства Российского он стал новым пророком и апостолом русского старообрядчества. Он навсегда вошёл в память народную неустрашимым борцом за высшую правду. «Сильный Христов воевода против сатанина полка», – так называет его одно из старообрядческих сказаний.

Протопоп Аввакум стал автором более 80-ти литературных и публицистических произведений. Самое значительное из них – «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное», которое считается выдающимся памятником литературы ХVII века. Все его произведения проникнуты одной главной идеей – защитой старой веры.
В своих книгах Аввакум проповедовал идею равенства, которое определено уже самим устройством Вселенной. В своём Отечестве, где всем одинаково светит Солнце, все равны перед Богом: «Если богатому кланяешься в пояс, то нищему поклонись в землю». Аввакум утверждал, что «меньшие» наравне с «большими» имеют право решать те вопросы, от которых зависит судьба отдельных людей, и судьба Отечества в целом.Аввакум призывал сохранять знания истинной Руси – «непорочные» книги, напечатанные «словенским» языком. Именно их сторонники церковной реформы придавали огню в первую очередь.

14 апреля 1682 года, после долгих гонений и скитаний по ссылкам, Аввакум вместе с тремя своими соузниками был казнён сожжением в Пустозерском остроге на реке Печора. Он собственноручно запалил свой смертный костёр. Высвободив в пламене костра руку и сложив её в двупёрстное крестное знамение, высоко поднял над собой, в последний раз обращаясь к народу: «Будете таким крестом молиться – вовеки не погибните!»

Аввакум признавал, что главное противостояние между старообрядцами и сторонниками никоновской реформы не в обрядах, а в том, что стороны по-разному видели цели и пути дальнейшего развития России.Все реформы имеют экономическую подоплёку. Они давали возможность получения более высоких ценностей для церкви. Как это непорадоксально, но деньги имеют везде и во всём огромную ценность. На строительство новых храмов нужны были большие средства, которые изымались с верующих.

На церковных соборах  в 1656 и 1667 годах старообрядцы были преданы проклятию  и жестоко преследовались царским правительством и церковью.
Страшно даже подумать – преданы были проклятию! Из-за преследования  староверы бросали всё, спасая свою жизнь, и семьями тайно уезжали с родных мест. Вообще, проклятие, посланное в чью-то сторону, бесследно не исчезает, а находит своего адресата, где бы тот не находился.
 
Сторонники «старой веры», те, кто не принял нововведения патриарха Никона, подверглись повсюду жестоким репрессиям. Согласно указу 1684 года, принятому по требованию патриарха Иоакима, выявленных раскольников надлежало пытать, если они во время пыток не покорятся официальной церкви, казнить «сжечь». Тяжкие наказания грозили и тем людям, которые, не являясь староверами, предоставляли им своё жилище, когда староверы бежали из родных мест, а тем более укрывали их в своём доме. Это законодательство открыло простор для массовых гонений и преследований сторонников «старой веры».
 
В православии есть христианские заповеди, которые нарушают сами священнослужители. Шестая заповедь гласит: "Не убивай". Господь Бог этой заповедью запрещает отнимать жизнь у самого себя или у других людей. Жизнь - величайший дар, лишь Бог может устанавливать ее пределы для каждого человека. Человек виновен в убийстве даже тогда, когда не убивает сам лично, но способствует этому или допускает до этого других. Кроме убийства телесного существует и духовное, которое не менее страшно. Его совершает тот, кто совращает своего ближнего к порочной жизни или к неверию.  Реформаторы православия загубили тысячи жизней староверов, прогнали с нажитых мест. И где же здесь ПРАВОСЛАВИЕ, когда священнослужители лишали людей права на жизнь?! И как они будут отчитываться перед Богом, нарушив заповедь – "Не убей!"?

Старообрядцы после реформ патриарха Никона оказались диссидентами в государстве. Их откровенно звали раскольниками. И они вынуждены были претерпевать и гонения, и всевозможные ущемления со стороны государства, как светской власти, так и отчасти церковной власти, и вынуждены были селиться по окраинам Государства Российского.

Я использовала информацию об этом событии века из литературного источника – «РУССКОЕ  ПРАВОСЛАВИЕ: ВЕХИ ИСТОРИИ» – Русская православная церковь в XVII веке – автор М. Я. Волков.

Фото: фрагмент картины Сурикова "Боярыня Морозова" из Интернета. Жест руки боярыни Морозовой сложен в СВЕТОМ ЗНАМЕНИИ, коим осеняли себя старообрядцы (сторонники старой веры).