Убежать от Смерти. Свобода и счастье жить! гл. 29

Марианна Ольшевская
 Антверпен. Свобода от боли, счастье жить! Август-сентябрь 2015

 Я снова в Бельгии. Самолет приземлился в Брюсселе. Аэропорт. Меня встречает мой сын. Едем в Антверпен. Потом я целый день была одна. Дочка с мужем и детьми приедут на машине завтра. Я опять гуляю по старинным тихим улочкам, рассматривая затейливый декор на фасадах, изящные башни и башенки, фронтоны и барельефы, резные окошечки на крышах, колонны и полуколонны, ниши, входы, крылечки, лестницы и другие милые архитектурные детали, созданные трудолюбивыми руками людей. Мне все нравится. Мне все интересно. Я иду, дышу и любуюсь - и у меня ничего не болит! А дома, вечером, я раскладывала диван в комнате, устраивалась поудобнее и читала, читала, читала. У дочки много хороших книг. Я ухожу в этот "книжный мир" с головой.

 Я наслаждалась свободой от боли, я наслаждалась ощущением силы в моем возрождающемся организме. Эта упоительная, ни с чем не сравнимая радость Жизни, радость Бытия! Поверьте мне, это  - СЧАСТЬЕ! Если вы можете дышать, если вы не больны - вы уже счастливчик. Теперь я это знала очень хорошо.

 Прошли сутки - а потом мои дорогие благополучно прибыли. Дверь широко открывается, вкатываются большущие объемные чемоданы, заходят дочка и зять, вприпрыжку бежит малышка Александра, за ней входит ее брат Егор. Мы не виделись около двух дней, а столько радости от встречи!

 Мы опять вместе! Погода стояла жаркая. Жарища просто ужасная, практически весь август. В это время мы в город старались не выходить. Только с утра еще чувствуется какая-то свежесть. А потом — жарища, - и надо прятаться в тень. Поэтому мы часто гуляем в парке. Я беру подстилку, термос с чаем из трав (кофе в то время я не пила), фрукты, воду — и вперед!

 Мы с Александрой любим расположится где-нибудь на берегу большого озера. Я сижу, а она бегает. Она же неугомонная, энергия плещется через край. Когда набегается -  мы вместе куда-нибудь идем и кормим птиц. Птиц здесь великое множество: утки, дикие гуси, голуби и чайки, еще много всяких курочек-уточек, названия которых мне неведомы. Я не большой знаток птичьего царства. Но, конечно, самые красивые птицы — это лебеди! Их много. Они величавы, как и положено персонам знатного рода. Благородно изогнуты их длинные шеи, каждое движение изящно, они скользят по зеркалу воды плавно и красиво! А иногда они как будто танцуют, образуя круг.

 Еще мы любим смотреть на кроликов и особенно на крольчат. Они такие маленькие, хорошенькие, пушистые, глазки как бусинки, прыжки смешные, прыгнет, прыгнет - а потом замрет. Иногда сядет столбиком, ушки навострил, а потом может вдруг брякнутся на бок, глаза закрыл, лапы вытянул, и спит! Жарко ему.
Под огромной пихтой у кроликов домик. Там есть нора. Иногда там скрывается мама-крольчиха или ее малыши-крольчата. Но чаще они — на травке, под широкими ветками дерева, свисающими  почти до самой земли. Кролики в парке разных цветов: белые, черные, бежевые, черные с белым, коричневые с белым. Но все красивые! Все!

 Александра хотела фотографию на фоне кролика, но она боялась мухи, которая начинала крутиться вокруг нее. Кролики способствуют тому, что мухи в их «домик» летят. Им есть на что там сесть. Туалет у кроликов простой. Да и народ любит кидать зверькам всяческую еду. Вот вам и ресторан для мух.
Я хохотала, когда моя малышка испуганно убегала от мухи с криками: «Ой! Муха! Муха! Она меня укусит!» Но фотографию она все же хотела, это потом она перестанет фотографироваться, когда станет старше. А тогда маленькая кокетка любила запечатлеть свой образ на память - а потом разглядывать, что получилось.
Наконец, я это мгновение поймала: Александра на фоне кроликов, не укушенная злой мухой, и улыбается от радости.

 Моя внучка любит одевать на шею ожерелье, которое я ей подарила. Ей очень нравится, как оно блестит. А мне нравится, что она довольна. Она вообще прирожденная женщина, она знает, что ей идет. Наряды любит выбирать сама.
Бабушки и маленькие внучки идеально подходят друг у другу. Нам так хорошо вместе! Ах, почему пенсия еще так далеко?

 Иногда в гости заходит мой сын. Нередко он находит нас в парке. Тогда он играет в Александрой. Берет ее на руки. И каждый раз у меня сжимается тревожно сердце: сможет ли он когда-либо иметь свою семью, ребенка... У моего сына много проблем. Пока что нет возможности ему помочь. Поэтому я гоню плохие мысли от себя.
«Если ты не можешь изменить ситуацию — принимай ее...»

 После парка мы идем домой. Жарища стоит такая, что трава во многих местах выгорела, а воздух превращался в дрожащее жгучее марево. Раскаленный асфальт, раскаленные стены домов. Скорее, скорее домой, перегрев для меня опасен — дома все же прохладнее.

 Мы опять играем. Ребенок без дела решительно не может. Она нашла полупрозрачное белое покрывало, цепляет это себе на голову. И вот она — то принцесса, то невеста. А напоследок стала доброй волшебницей. А какой взгляд у нее становится при этом загадочный, магический! Это надо видеть! Артистка!
Потом покрывало ей надоело. На два дня нам хватило этой декорации. Роли менялись, а покрывало оставалось неизменным. Я ей подыгрываю с удовольствием. Я так об этом мечтала тогда, зимой, когда меня грызла боль, ввинчивалась раскаленным гвоздем в опухоли, а малышка мне что-то рассказывала, показывала, я ей отвечала,  вся сжимаясь от жуткой боли, с трудом сдерживаясь, чтобы не закричать...
А сейчас — Я ЗДОРОВА! Я играю с моим нежным ангелом, об этом я мечтала все страшные месяцы моей болезни.

 И у меня ничего не болит! Не сверлит! Не грызет меня изнутри! Счастье!

 Я читаю внучке книжки. Особенно востребована сказка про Синюю Бороду. Мне приходится и читать, и наизусть пересказывать эту сказку, когда мы на воздухе.
И я опять и опять повторяю:
   ... -Ты можешь ходить по всем комнатам, все отпирать, все смотреть, кроме маленькой комнатки в нижнем этаже! - говорит Синяя Борода.
Но любопытство сильнее, чем здравый смысл. И жена Синей Бороды туда бежит. Туда, куда бежать запрещено и дверь открывает. Ключ падает, и на нем кровь...
 Ах! Что же теперь будет?!
Вот что такое - «запретный плод».
И вот Синяя Борода вернулся.

 - Принеси мне ключи!!!... А где ключ от маленькой комнатки?!!!!

 Теперь бедной женщине грозит ужасная расплата. Головой.

 - Анна, сестра моя Анна, поднимись на башню, посмотри, не едут ли мои братья?
 - Я вижу только пыль, да зеленую траву!...

 - Иди скорее сюда!!! - ревет Синяя Борода ( и я тоже почти рычу грозным голосом)

 - Анна, сестра моя Анна, не видишь ли ты моих братьев?!

 - Ах, нет! Я вижу облако пыли! Но это только стадо баранов! - отвечает сестра.

 - Иди сюда немедленно, — кричит Синяя Борода

 - Анна, сестра моя Анна...

  О-о-о! Как же мне  надоедало повторять снова и снова эту сказку. Это началось еще на Французской Ривьере. Но Александра так просила меня, что я не могла отказать, и снова и снова, в сотый раз повторяла одно и тоже. Нет, не совсем. Потом я старалась сокращать всю эту канитель. Мне казалось, что у меня скоро язык отсохнет. Я удивлялась, как же это внучке не надоедало. Но она опять просила. В парке мы тоже разыгрывали эти диалоги в лицах. И все же польза от этого есть: двуязычный ребенок говорил по-русски все лучше и лучше.
 Еще были диалоги из других сказок. Например, про Волка и Красную Шапочку, про Колобка и тех, кто так хотел его съесть. про козу и ее козлят.
Но как же можно отказать в играх МАМЕ ВОЛКА?! Она ведь жалела меня в самый  трудный период, когда я чуть на ногах держалась.

 Потом, наконец, диалоги из сказок внучке тоже надоели, она выбрала другие книги, и наши «спектакли» с грозными криками Синей Бороды, умоляющими вопросами бедняжки -жены и ответами сестры Анны прекратились. И Волк не пытался съесть Красную Шапочку. Надоело мне или нет, но играть с моей внучкой, моим ангелом, который так искренне обнимал и жалел меня, когда я была больна БЫЛО СЧАСТЬЕМ.

 И тогда после походов в парк, вернувшись домой, мы начали рисовать. Сначала внучка все больше раскрашивала готовые картинки. А рисовала я. Она смотрела и говорила:
 - Нет, я так не могу!
Я ей отвечала:
 - А ты попробуй!
 - Нет. Не могу!
 - Да можешь, можешь! Только по-своему! Каждый ведь рисует по-своему!
 - Нет, я так не могу! Я знаю! - повторяла она.
 - Да как же ты можешь это знать, если ты даже не пробовала рисовать?! - говорю я.

 И она начинает рисовать. Она так старается, так рада, что изобразила САМА! Не забуду ее глаза! Это глаза художника. Когда я уже уехала, Александра стала  рисовать все больше и больше. Все лучше и лучше. В 5 лет она рисует на самые разные темы.
 Я храню много этих чудесных светлых детских рисунков:
Вот девицы на природе, пикник, у них торт и чашки на покрывале, рядом — дерево, и белка на дереве свесила головку, смотрит, некий заяц сидит на холме, а вот пчела летит на цветок. Размером чуть меньше чем заяц.
 
 А вот ведьма варит зелье в котле, рядом — черный кот, чуть подальше — качели и на них сидит тролль. У ведьмы в руке — волшебная палочка, во рту — сигара. И метла. И тыква. Деревья корявые и мрачные. Да еще и пауки. Ух, мрачно и интригующе.

 Потом пришло Рождество. В детском саду рассказывали про Иисуса и деву Марию. Александра пришла домой и быстро нарисовала и младенца Иисуса, и Деву Марию, и волхвов с их дарами, и ослика, и Вифлеемскую звезду.
При этом младенец Иисус лежит на высоком столике, очень похожем на столик, на котором меняют памперсы... Видно, что Деве Марии не надо нагибаться, столик удобный, современный. Это же так удобно для мамы — спина не болит.

 Вот другой рисунок - Африка, пальмы, море, кактусы... А среди них ходят жирафы и крокодилы, антилопа и зебра. Все — очень добрые. Все — друзья, никто никого не ест.

А на этом рисунке — детский театр. И как терпения хватило изобразить так много рядов в зрительном зале! А на сцене — артисты! Они радостно улыбаются и танцуют.

 Вот еще хороший рисунок — подводное царство. Русалки под зонтиком! Это что-то неописуемое! Русалки очень кокетливы! Две русалочки идут, прогуливаясь, а одна из них на поводке вместо собачки ведет краба. Всё это дополняют очень смешные рыбы и осьминоги.
 В 6 лет появилась серия рисунков о кроликах. Дома у кроликов самые разные. И на этажах кипит жизнь: семьи кроликов обедают, играют, смотрят телевизор, читают книжки. У домов — кролики-мамы с колясками. Крольчата играют в футбол. Мальчики и девочки гуляют за ручку, бантики, кепки и шляпы пристроены между ушей.

 Об Александре несколько раз писали в школьной газете как о талантливой девочке. Поздравляли ее. Дарили подарки за лучшие рисунки в школе. Но это все будет потом.
А сейчас она только начинает и радуется открытию, что можно изображать что-то самой, а не только раскрашивать. Радуется, что ее идеи можно отобразить на бумаге, стоит только захотеть. Детские рисунки — это рассказы и ощущения, это удивительный мир.
 
Все же, надо признать, это замечательное чувство, когда ты чувствуешь себя творцом. Когда есть — ТВОРЧЕСТВО, жизнь наша становится намного богаче!
В древние времена человек еще не вылез из пещеры, а уже начал рисовать. Наскальные рисунки сохранились в разных местах планеты.

 В сентябре, когда дни стали теплые, но не жаркие, мы гуляем в городе. Я очень люблю Антверпен. Мы идем по широкой пешеходной улице, по обеим сторонам много дорогих бутиков. Красивые витрины с самыми разными нарядами на манекенах. Особенно нам нравятся длинные вечерние платья. Мы стоим перед такой витриной и выбираем наряд, которое нам нравится больше всего. Выбрать трудно. Они все красивые.
Какие-то шлейфы, фигурные ажурные вставки, вышивка, кружева, стразы, фигурное декольте, шляпы, изысканные сочетания цветов, изящество и гламурность...
 - Какое платье тебе нравится больше всего? - спрашивает Александра.
 - Вот это, черное, с матовым блеском, вставкой из бархата. И вон то, белое, воздушное, кружевное, - отвечаю я.

 - А мне вот это, синее. И вот это, белое, какое ты выбрала, бабушка! - радостно смотрит на меня моя маленькая красавица.
И я вдруг вижу ее юной девушкой в этом наряде. Она будет просто неотразима! И я буду любоваться на нее! Я ведь теперь опять здорова! Я хочу видеть свадьбы моих внуков! И так будет! Обязательно будет! Боооже, какое СЧАСТЬЕ!!!

 Иногда мы идем к кафедральному собору Богоматери. Его башня вздымается высоко в небо. Высота ее, насколько я помню, 120 метра. Собор строился более 200 лет, совместил и готику, и барокко. Стены украшены резными деталями так щедро, что  местами это просто какое-то каменное кружево. Многочисленные пилястры, карнизы, стрельчатые арки, витражи, маленькие башенки-пинакли, огромный перспективный портал, часы на башне — все очень изящно, все впечатляет.
 Скульптура готических соборов — это Библия для неграмотных. Много библейских сюжетов. Но не только. Святые тут соседствуют с неведомыми существами. Таинственные знаки древности — с христианской символикой.
Каждый готический собор — это целая Вселенная.
Каждый готический собор — это загадка.
И я все это могу видеть! Видеть архитектуру, которая была когда-то предметом моих лекций, потому что я - ЖИВУ, потому что меня спасло открытие микробиологов.
Потому у что у меня в моем микромире появился баланс между триллионами микроскопических организмов, все они опять слаженно работают, включая клетки моей иммунной системы - и нет больше взбесившихся клеток, потерявших контроль.

 В центре Антверпена есть много других улиц и улочек, где расположены множество ресторанов, ресторанчиков, баров, кафе и кондитерских. Оттуда исходят манящие теплые волны вкусных запахов. Они больше не сводят меня с ума, как раньше, в январе и феврале. У меня отменный аппетит. Я хорошо завтракаю, обедаю и ужинаю. Мне вкусно, мне все та-а-к вкусно! Я набираю постепенно вес. И каждый раз радуюсь, когда вижу на весах прибавку. Перед отъездом, в середине сентября, мой вес был уже 55-56 кг. А может, чуть больше. Главное - я уже не "Кощей", ребра и ключицы не торчат, лицо округлилось и кожа стала свежей.
И у меня больше нет планов устроить себе на прощание большой пир, а потом уснуть, написав записку: «Жизнь стала невыносимой...»
Я собираюсь жить долго!
И жизнь стала прекрасной.

Между тем время быстро бежит. Приближается мой отъезд. Мы выходим погулять по городу в последний раз. Похолодало. Мы одели курточки.
Александра бегает, карабкается на лесенки, на детские горки, которые нам попадались по пути. Она гоняет голубей. Ей так хочется поймать хотя бы одного. Ведь голуби, вроде бы, совсем рядом, и кажется, что их легко поймать.

 - Зачем тебе голубь? - спрашиваю я.

 - Я хочу его погладить по голове! - отвечает она.

 Нам хорошо вместе. Бабушка и внучка - что может быть лучше? Жаль, что надо уезжать.

 Если есть возможность, не надо расставаться со своими близкими. Замечательно, когда дети и внуки живут где-то поблизости! Это счастье!

 Люди часто куда-то переезжают, переселяются, ищут свое счастье за лесами - за морями. А счастье близко!
Мои внуки от меня далеко. Но я хоть могу ездить в Бельгию каждый год.
А сколько бабушек и дедушек тоскуют по своим внучатам в Америке, Австралии, Новой Зеландии, Канаде и др. странах, которые от них так далеко, что они приехать не могут. Ни сил, ни денег.

"С любимыми не расставайтесь!"... - сказал поэт. И был прав.

 История этого стихотворения удивительная. Поэт Александр Кочетков вместе с женой гостил на даче у родственников. Лето 1932 года. Билет был взят. Александр должен был уехать раньше своей жены. Но при расставании супруги никак не могли расстаться. Проводник просил покинуть вагон. И жена вдруг вытащила силой своего мужа из вагона. Он не уехал. Почему она так сделала — она не могла объяснить.

 Через три дня Кочетков все же уехал в Москву. И с удивлением узнал, что все в Москве считали его погибшим в ужасном крушении, произошедшим именно с тем поездом, где он должен был ехать, то есть Сочи-Москва.
Жена невольно спасла его от гибели.
Все произошедшее заставило его задуматься над ролью случайностей в жизни человека, над силой интуиции и над тем, что может почувствовать любящее сердце.

 Была ли случайностью та встреча и тот укол в апреле в Москве, который спас мою жизнь?

 Александр Кочетков написал много стихов. Но самое известное именно это стихотворение, которое он назвал  Баллада о прокуренном вагоне:

"...Пока жива — с тобой я буду
Душа и кровь нераздвоимы
Пока жива — с тобой я буду
Любовь и смерть всегда вдвоем
Ты понесешь с сбой повсюду
Ты понесешь с собой, любимый
Ты понесешь с сбой повсюду
Родную землю, милый дом...

— Но если я безвестно кану — 
Короткий свет луча дневного, — 
Но если я безвестно кану 
За звездный пояс, в млечный дым? 

— Я за тебя молиться стану, 
Чтоб не забыл пути земного, 
Я за тебя молиться стану, 
Чтоб ты вернулся невредим. 

Трясясь в прокуренном вагоне, 
Он стал бездомным и смиренным, 
Трясясь в прокуренном вагоне, 
Он полуплакал, полуспал, 
Когда состав на скользком склоне 
Вдруг изогнулся страшным креном, 
Когда состав на скользком склоне 
От рельс колеса оторвал. 
Нечеловеческая сила, 
В одной давильне всех калеча, 
Нечеловеческая сила 
Земное сбросила с земли. 
И никого не защитила 
Вдали обещанная встреча, 
И никого не защитила 
Рука, зовущая вдали.

С любимыми не расставайтесь! 
С любимыми не расставайтесь! 
Всей кровью прорастайте в них, — 
И каждый раз навек прощайтесь! 
И каждый раз навек прощайтесь! 
Когда уходите на миг!"

 До свидания, мои дорогие! Спасибо вам за все!
 До свидания, моя любимая Александра, мой ангел, который помог мне выжить. Ты светила мне как маленькое солнышко.
 Я чуть было не канула безвестно "за звездный пояс, в млечный дым".
Но теперь я здорова. Теперь все будет хорошо. 
Мы еще не раз увидимся! Не сомневайтесь!

продолжение здесь: http://proza.ru/2019/01/29/2244