Сократ и плоды просвещения

Юрий Петров Джаз
 Уважаемый читатель, прежде чем окунуться в эти строки, я бы
 посоветовал Вам прочитать первую часть этого рассказа, название
 которого просто "Сократ", иначе у Вас может сложиться не совсем
 адекватное представление об авторе. /автор/

   
        Уходя на работу, я включал телевизор, чтобы как-то скрасить
одиночество моего друга. Очень скоро я почувствовал неуверенность,
- правильно ли я поступаю. Мой пёс, как губка, впитывал всё
увиденное и услышанное, а затем засыпАл меня тысячью вопросами. 
- Ты знаешь, что земля круглая? –  как-то встретил он меня у порога.
- Да. Шарообразная.
- Ты знал и ничего мне об этом не сказал! Почему? – возмутился Сократ.
- Я не думал, что для тебя это так важно, - попытался оправдаться я.
- Как может быть неважным знать, что у тебя под ногами? Если бы Ты
на реке встал на хрупкий лёд, я бы тебя обязательно предупредил.
          А три дня назад он поделился со мной другими соображениями:
- Я думаю, - изрёк он - если каждое извержение вулкана выбрасывает  огромное количество лавы, которая образует на поверхности горы, то внутри остаются пустоты. Следовательно, за миллионы лет извержений Земля превратилась в пустое яйцо.
Жить на такой планете крайне опасно.  … Узнай, где можно купить два парашюта.
- Зачем? – удивился я.
- Паша, меня поражает твоя беспечность и неосведомлённость. 
В случае катастрофы, мы с тобой при помощи парашютов могли бы
плавно опуститься на другую планету. … Ты заметил, что уже материки
расходятся? 
- Что ты говоришь? – испугался я, что что-то пропустил. 
- Да! Оказывается много лет назад Европа, Африка, Америка – это всё
был один материк. … Ну, просто беда! 
«Пожалуй и впрямь беда! Как бы мой друг не свихнулся от этого
телевизора!»  На всякий случай я запретил ему смотреть
политические шоу, заодно и «Пусть говорят». 
Как-то вечером мы смотрели с ним футбольный матч английской
премьер лиги Челси – Манчестер Юнайтед. В перерыве между
таймами Сократ спросил меня:
- Скажи мне, что нужно, чтобы поступить в Университет? 
- Наверное, подать документы и сдать экзамены. Не хочешь ли
ты посещать лекции в Университете? – спросил я шутя. 
- Вот именно, хочу! – ответил он с жаром.
- Ты это серьёзно?
- Серьёзнее не бывает!
- Но зачем? 
- Стремление к знаниям – вот что отличает человека от животного!
- Но ты не человек!
- Это верно, - сказал он грустно, и надолго замолчал. 
Чем я мог его утешить? Уже хотел достать из кастрюли говяжью
косточку, как вдруг он, вздохнув, сказал:
- Эх, Паша, какой ты жестокий человек. Я же открыл тебе  эту
прекрасную сторону жизни – мир мыслей, надежд и чаяний, а ты
мне даже одну жалкую мечту не оставил.
Я был сконфужен и, чтобы как-то сгладить возникшую неловкость,  предложил:
- Но ты же сам можешь заняться просветительством, черпая
знания в телевизоре.
- Послушай, дружище! – обратился ко мне Сократ через пару дней,
 - не мог бы ты развернуть телевизор, стоящий на кухне, экраном
к окну? И, пожалуйста, включи канал «Тревел плюс адвенчер». 
Я хочу показать птицам, как живут их собратья в других странах. 
- Зачем им это?
- Наше кухонное окно будет для них окном в огромный Мир.
Ты подумай, как это прекрасно. Может быть, воронам захочется
породниться с розовыми фламинго. Это же очень интересно,
к тому же, только в сравнении можно объективно оценить то,
что имеешь. 
- Невежество, это гиблая трясина, знания - опасное брожение,
знания, замешанные на невежестве, - всегда смута.  Ты хочешь,
чтобы все наши вороны улетели очаровывать фламинго? – сказал
я ему. 
- Знания расширяют кругозор, - возразил Сократ.
- А какая польза от этого?  Вот я многое знаю, например:  вода
- это соединение двух газов,  Луна вращается вокруг земли, я
знаю, какая разница между экватором и Эквадором, а твой тёзка
был великий мыслитель, что и привело его к гибели, и что
особенно обидно – я ни разу не воспользовался тёплым течением
«Гольфстрим» … Так разве это знания? … Пыль и только!  А вот,
если я в кастрюлю насыплю овсянки, залью её водой, добавлю
щепоть соли и поставлю на огонь, то я точно знаю, получится
овсяная каша, которую мы с тобой с удовольствием съедим.
Вот это – знания! И теперь я думаю, неужели всё моё счастливое
детство было потрачено на постижение  предметов, которые мне
пригодятся только в старости для решения кроссвордов? – закончил я.
- Что ж, решение кроссвордов тоже полезно для упражнения
памяти, - возразил мне Сократ, - но, если бы Ты не имел никакого
представления о том что знаешь сейчас,  а я бы вдруг сказал:
« Земля круглая!» - уверен,  твоё лицо было бы глупее, чем
моя морда. … Однако  расскажи мне, что такое Гольфстрим?
        Его неожиданный переход очень развеселил меня.
Вдоволь насмеявшись, я рассказал ему про это удивительное
течение всё, что знал и даже нарисовал на карте его маршрут.
А утром я выполнил его просьбу – развернул  телевизор и даже
открыл окно.
Когда я вернулся с работы, то обнаружил, что сравнения оказались
не в мою пользу.  Все наши окна и окна ближайших соседей вместе
с подоконниками и моим обеденным столом были обильно удобрены
птичьим помётом. 
- Что ж, это вполне закономерно, - ответил мне Сократ на мои
претензии, - не всегда просветительство встречалось с распростёртыми
объятьями. Вспомни Джордано Бруно.
          Чтобы не обострять отношения с соседями, пришлось срочно
вызвать верхолазов, которые привели всё в идеальный порядок, но это
обошлось мне «в копеечку». После чего я с грустью подумал о бедном
Джордано и отвернул телевизор от окна.  На все протесты у меня был готов
ответ:
- Нет, друг Сократ, сначала надо подумать об их культуре, а затем уже
о просветительстве.