Как я стал мужчиной в 14 лет

Александр Феоктистов
1977 год. Мне 14 лет. Мать с отцом развелись и мы с мамой и бабушкой уехали из поселка жить в деревню старую бабушкину квартиру в учительском доме 1905 года постройки.

Квартира одно название.  Дом был раньше церковно-приходской школой, а потом стал учительским домом на 4 квартиры в два этажа. Рядом руины церкви. Дом из бревен, каждая квартира отапливалась своей печкой. Вода из колодца за полкилометра. Дрова сам коли. Удобства на улице.

Печка ужас. Много раз угорали. Дом-то старый. В печной трубе все время вороны пытались свить гнездо и ветки от гнезда проваливались вниз в трубу, затыкая дымоход. Печка построена, каким –то непутевым печником с входом с русской арочной печи и другим входом с голландки  с малой топочной камерой. Потом русскую печь  заложили для экономии, а я в раннем детстве умудрялся еще в ней помыться. Там было очень тепло и уютно.

Потом уже мыться можно было раз в неделю в корыте. Утром холодина. Топили порой по два раза в день. Печка прогревалась с большим трудом. Утром затопишь. Бабушка смотрит. Уйдешь в школу зимой утром, а вернешься уже в обед, когда темнеет. Принесешь дров и растапливаешь берестой, а тяги-то нету или никакая.
Наступило время Нового года, было 30 декабря  и я принес домой маленькую елку из леса, достал из чулана старые игрушки военных годов. Это были раскрашенные лампочки без цоколя на спичках.  Собрался наряжать а печка не растапливается – дым валит в дом и поленья тухнут. Опять вороны удружили с трубой!
Я попросил соседа дядю Митю помочь. Он был уже поддатый, но пришел. Посмотрел и сказал, что дымоход идет по спирали и нам нужно выламывать угол печки, чтобы чем-то проковырять печную трубу.

Мы выколотили долотом ти топором огромную зияющую рану в печке. Весь пол был в глине и обломках кирпича. Дядя Митя (царстивия небесного) все время ходил к себе и подпивал по 100 гр.

Бабушка спала в своей маленькой комнатке в пальто и платке и валенках под толстым одеялом. Она от нервов совсем выбилась из сил.
На улице стало совсем темно, а дома температура опустилась до 12-14 градусов. На улице было где-то минус 15 мороза.

Мне стало поначалу тоскливо, а потом в душу закралась паника – мы замерзнем тут ночью с мамой и бабушкой насмерть! Я то что ребенок, который умеет немного. Ну, гвоздь забить, воды принести.  А тут сложная фигурная работа по кладке стенки печки, которая углом.

Я как- то вы тащил из печки сажу и паленые ветки гнезда. Дядя Митя сломался и уполз домой спать, бормоча что-то невнятное.
Я понял, что бы то ни было нужно быть мужиком и не сдаваться!
Собрал мокрую глину с песком с пола в тазик. Принес целых кирпичей с улицы в темноте. Хорошо, что они хоть были. Заложил, балансируя на табуретке в стену печи кирпичи, промазывая слои и стыки полужидкой старой глиной.

Затопил  печь. Постепенно дом наполнился животворящим, добрым теплом.

Я был весь в грязи и саже.  Я был мокрый насквозь. Пол был полностью усеян битым кирпичом и грязью.

Дома по-прежнему было холодно. Меня колотило. Я собрал с пола всю грязь и битень и вынес на улицу. Вымыл полы два раза и начал ставить елку.  Нарядил.  Весь день я работал как заводной, не думая ни о чем. Страх ушел. Только неистовая жажда спасти близких и выжить.
Проснулась бабушка. Становилось все теплее и теплее. Я не ел с утра. Было часов восемь вечера.

Меня тошнило от усталости. Я не мог есть. Пришла с работы мама. Она работала в совхозе в восьми километрах от дома. Приехала на попутной машине. Они на работе отмечали Новый год и мама немножко выпила, была веселой. Она не знала, какие ужасы мы пережили в течение всего дня.
Прикоснулась к игрушке на ёлке, радуясь, что у нас будет праздник и теплый и уютный дом.

Игрушка соскочила с ветки или крепление не удержало и разбилась.
Я не выдержал и стал кричать на маму:  Зачем она это делает? И тут… мама расплакалась…. Даже разрыдалась от своей несложившейся жизни, от усталости и грубящего ей сына, которого, по сути она поддерживала всю жизнь одна. Они с отцом разводились дважды. Я с ним прожил то лет 7 за всю свою жизнь.

По сей день, я помню мамины слезы и внутренне прошу у нее прощения. И сейчас порой мы ругаемся, но  когда я вспоминаю тот новый 1978 новый год у меня дико сжимается сердце от боли. Очень жаль, что я не воспитан, как в американских фильмах чаще говорить о любви своим близким. Жизнь была суровой. Да и сейчас  остается такой.

 Я помню до мелочей тот день и знаю, что мужчиной стал тогда, когда перекладывал печку в мороз и конечно, повел себя не по мужски обидев маму.

Берегите близких.