Работа в Америке

Аникеев Александр Борисович
    По статье Леонида Гольдина об отношении американцев к своей работе.

    Отношение к работе у американцев радикально изменилось!

    63% опрошенных американцев считают, что их работа “не имеет смысла для мира”. Только 30% говорят, что их работа приносит им удовольствие. Главная причина недовольства - “грёбаные боссы”. Такие отношения верхов и низов имеет свою цену — плохое моральное состояние работников обходится, согласно Гэллапу, в 550 миллиардов долларов экономических потерь ежегодно.


         Трудовые будни - праздники для нас

     Сорокачасовая рабочая неделя - достояние прошлого. 94% американцев, занятых на профессиональной работе, трудятся 50 или больше часов. В среднем в США люди работают на 20% дольше, чем в 1940 году. Только 14% заняты 40 часов в неделю. За это время продолжительность рабочего времени снизилась во многих индустриальных странах, во Франции - на 24%, и даже японцы с их репутацией трудоголиков заняты на работе на 17% меньше. В 1942 году, в военное время, более 80% американцев спали 7 часов или более, сегодня 40% спят 6 часов или меньше.


     В последние десятилетия постоянно растет число почасовых работников, практически бесправных, поскольку могут быть уволены без всяких объяснений. Компаниям выгодней иметь двух-трех «парттаймеров» вместо одного с полной занятостью. Чтобы свести концы с концами, почасовику приходится метаться по разным работам и тратить больше времени, чем при постоянной занятости.

     США имеют долгую историю интенсивной эксплуатации труда. В конце 19-го века на металлургических заводах Пенсильвании работали по 12 часов в день, 7 дней в неделю, 363 дня в год, только Рождество и День независимости 4 июля были выходными. Борьба рабочих за свои права, социалистические движения заставили предпринимателей и государство установить пределы рабочего дня и дни отдыха. Индустриальные революции снизили потребность в живом труде, и мечтатели-гуманисты прогнозировали недалекое время, когда работа будет занимать малую часть жизни, остальное время будет посвящено образованию, культуре, спорту, саморазвитию, семье, общественной активности. Бенджамин Франклин говорил, что американцы будут работать только 4 часа в день, а авторитет в экономике Джон Кейнс говорил про 15 часов в неделю. В 1933 году Сенат принял закон о 30-часовой рабочей неделе, но президент Рузвельт наложил вето. В 1965 году сенатская комиссия по трудовому законодательству обещала 22-часовую рабочую неделю к 1985 году и 14-часовую к 2000.

     Все эти прогнозы оказались утопией, рабочее время растет, свободного - все меньше. Продолжительность рабочего дня самая высокая у наиболее образованных и высокооплачиваемых работников старшего возраста. Бывший мэр Нью-Йорка Майкл Блумберг, миллиардер и суперменеджер, на вопрос о секрете успеха рекомендовал реже ходить в туалет. Телезвезда Хоуда Котби советует в “Time” молодым: “Делайте работу, которую никто не хочет делать. Не ограничивайтесь тем, что вам поручили - делайте больше.”

     Традиционно сам факт наличия работы в США определял удовлетворнность ею при условии фиксированной минимальной почасовой оплате труда. И рабочий, и учитель, и почтовый служащий, и муниципальный мусорщик могли удовлетворить базовые потребности семьи, иметь сбережения, позволить себе раз в год поездку даже в Европу. Плата за жилье, образование, медобслуживание не были таким бременем как сегодня. При этом на долю нижних 90% приходится только 4% национального богатства, сегодня разрыв доходов верхов и низов - самый высокий в истории страны. Такие пропорции не укрепляют позитивное отношение к труду, но у Берни Сандерса и “оккупантов Уолл-стрит” пока нет шансов изменить положение.

     Нынешнее поколение - "миллениалс" - относится к работе не так, как родители. Около 70% людей старшего возраста говорят, что на первой в их жизни работе для них было главным заработать побольше и повысить профессиональный уровень. Сегодня же большинство молодых американцев - 57% - хотят получать от работы удовольствие и “внести изменения в обществе”. Большинство из старших поколений хотели бы работать большую часть карьеры в одном месте, а большинство молодежи на разных рабочих местах. При этом новым работникам придется неоднократно переучиваться и менять профессию, специальность и сферу деятельности.


         Лошадь и обезьяна

     Америка - мировой чемпион по продуктивности и напряженности труда. Что не исключает миллионов людей, которые из поколения в поколение умудряются прожить не работая, за счет социальных программ при манипулировании ими, из-за несовершенства законов и халатности чиновников. Хитрый бездельник живет зачастую лучше, чем добросовестный и честный налогоплательщик. За такой образ жизни часто осуждают наших иммигрантов, но это относится к старшему поколению, молодые, как правило, работают. А вот у некоторых национальных и религиозных меньшинств иждивенчество стало нормой. Результат - социальная деградация, массовая преступность, наркомания, распад семей, более 70% матерей-одиночек неспособны воспитать детей должным образом.

      А ведь было время, когда американская экономика на заводах Форда, на шахтах, в нефтедобыче, строительстве сполна использовала труд афроамериканцев, и хозяева вовсе не сетовали на их лень и безответственность. Оруэлл писал в сороковые годы, что в Америке только чёрные имеют хорошие манеры. Увы, у многих праправнуков дяди Тома другой взгляд на свои права и обязанности.

      У критиков частного предпринимательства достаточно аргументов против стяжательства и бессердечия капитализма, но общественный сектор не выглядит достойной альтернативой. Здесь безответственности, некомпетентности не меньше, чем во времена советского застоя.
 
       Через дорогу от работы в центре Манхэттена расположен городской гимнастический зал, где очень удобно воспользоваться перерывом между занятиями, да и стоит довольно дешево, потому что на 80% субсидируется городом. Здесь работают несколько десятков городских служащих, у них есть бенефиты и будет пенсия, но такого откровенного безделья я не видел и в Союзе. Во время каникул бывал в частных спортзалах, там всего 3-4  человека  способны обеспечить чистоту и порядок! Получается, что бездельники в США живут лучше, чем добросовестные труженики...


       В «стране Советов» марксисты-ленинцы пыталась убедить всех в достоинствах своей идеологии: труд сделал из обезьяны человека. Но в народе имела хождение альтернативная точка зрения: “От работы кони дохнут”. Солдат Чонкин, рефлексирующий герой романа Войновича, задавался вопросом: “Лошадь работает больше обезьяны, но человеком почему-то не стала”. На практике явно доминировал чонкинский скепсис и «социалистические соревнования» не вызывало энтузиазма.
      
      Производительность труда в СССР всегда отставала от США, где конкуренция, материальные стимулы и безработица побуждали к ответственности эффективнее, чем пример стахановцев и правительственные награды.

      С идеей социализма в России распрощались, но разве при товарном производстве может развиваться идея построения общества гуманизма, равноправия и социальной справедливости?

      Ведь ещё более 150 лет назад Энгельс (1820 — 1895) совершенно определено указывал, что «подобно тому как Чарльз Дарвин открыл закон развития органического мира, Карл Маркс открыл закон развития человеческой истории: тот, до последнего времени скрытый под идеологическими наслоениями, простой факт, что люди в первую очередь должны есть, пить, иметь жилище и одеваться, прежде чем быть в состоянии заниматься искусством, науками, политикой, религией и прочее. Для этого, следовательно, всякое общество и формирует свою организацию производства и распределения непосредственных материальных средств к жизни для удовлетворения своих насущных потребностей. Тем самым каждая данная ступень экономического развития народа или эпохи образуют основу, из которой развиваются государственные учреждения, правовые воззрения, культура и прочее…» Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 19, с. 350–351.

    Вопрос общественного производства и справедливого распределения средств для жизни оказался настолько важен, что Маркс выделил в противовес монополии капитала, при распределении средств для жизни, монополию ЗАКОНА о социальных гарантиях на базовые средства для жизни по количеству и квалификации труда как основной признак социализма: "Наконец, представим себе, для разнообразия, союз людей равноправных и свободных от угнетения другими людьми, планомерно производящих общими усилиями в своё рабочее время средства для своей счастливой жизни и вместе их потребляющих для восстановления своих потраченных жизненных сил, что необходимо для ежедневного и благополучного продолжения жизни всего общества. Весь продукт труда союза этих свободных людей сначала представляет собой общественный продукт. Часть этого продукта служит снова в качестве средств производства и она остаётся общественной. А другая часть потребляется в качестве необходимых всем базовых средств для жизни членами союза и должна стать индивидуальной собственностью каждого члена общества для восстановления своих сил и для удовлетворения других своих личных потребностей. Именно поэтому общая масса средств для жизни должна быть распределена между ними по потребностям каждого относительно равномерно от относительного равенства рабочего времени как относительно равного для всех количества труда, а качество благоустройства жилья, приготовления пищи и изготовления одежды по зарплате или от степени мастерства делать эти средства удобными и готовыми для потребления в своей счастливой и благополучной жизни. Формы такого распределения будут меняться соответственно характеру развития экономики и уровня социально-политического развития общества.
       Лишь для того, чтобы провести параллель с товарным производством, мы предположим, что количественная доля каждого участника производственных отношений в необходимых жизненных средствах определяется равным количеством необходимого общественного труда по относительному равенству рабочего времени как относительно равного для всех количества труда. В этих условиях рабочее время будет играть как бы двоякую роль и одна его роль определяет общественно-планомерное отношение каждого к различным трудовым функциям при участии в социально-экономических взаимоотношениях трудоспособных граждан страны. В другой роли относительно равное рабочее время служит вместе с тем мерой не столько индивидуального участия населения в совокупном общественном труде, сколько в относительно равном количестве индивидуально потребляемой части производимых продуктов труда в виде необходимых каждому базовых средств для жизни, для восстановления своей потраченной энергии в труде и для удовлетворения других своих потребностей.  но по потребительским качествам по зарплате от результатов квалификации труда на рабочем месте в экономике страны при некотором сохранении рынка вне социальной сферы и на продукты производимые сверх необходимых норм потребления для благополучной жизни. Именно поэтому социально-экономические взаимоотношения людей в труде и в потреблении необходимых всем базовых средств для жизни становятся при социализме прозрачно ясными и взаимосвязанными как по участию в трудовых отношениях, так и в распределении. Именно в этом случае общественно полезный труд и распределение базовых средств для жизни, которые необходимы для продолжения жизни каждому, приводятся в более социально справедливое соответствие с общественным характером производства для развития всего общества!". (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 23, с. 88-89)

       Таким образом решение проблем социально справедливого распределения необходимых каждому производимых обществом средств для жизни для нормальных и благополучных социально-бытовых условий, имея реальную власть и поддержку населения, до гениального простое!

       От каждого по способностям каждому по необходимости от норм для нормального физиологического состояния организма, физического и морально-нравственного здоровья и для интеллектуально-духовного развития каждого! Чтобы каждый имел от своего справедливо устроенного общества всё необходимое для творческого труда и отдыха от общего количества производимых базовых средств для жизни в виде жилья, продуктов питания и фактуры для одежды относительно равномерно, по относительному равенству рабочего времени как количества труда, а благоустройство жилья, приготовление пищи и изготовление одежды можно и по зарплате от разряда, класса или категории от результатов квалификации труда на рабочем месте в экономике страны, если руки не оттуда растут, сохраняя зарплату и рынок для удовлетворения потребностей вне базовой социальной сферы и на средства для жизни производимые сверх необходимых норм потребления! Именно в этих условиях социально-экономическая система общества становится саморазвивающейся, ибо каждый заинтересован в производстве качественной продукции и в высоком качестве своего труда на любом месте общественной экономики страны для повышения качества своей жизни и жизни общества!

       И никакой уравниловки и какого-либо равенства, кроме равенства прав Человека перед социально-экономическим ЗАКОНОМ, который принят абсолютным большинством населения страны, в чём и заключается демократия! Ведь власть у народа может быть только законодательной, ибо правозащитная и исполнительная власть должна быть у государственных структур для исполнения законодательной воли народа! Уравнивание людей, неравных по достоинствам, по способностям, по энергии, по инициативе, по трудолюбию, по бережливости в производственных отношениях и в быту, а также по духовно-нравственным качествам есть условие вопиющей несправедливости, является концом совершенствования людей и общества, смертью прогресса и свободы, началом морального уродства членов общества. Закон суров, но это закон! Но справедлив он только тогда, когда защищает право КАЖДОГО Человека на жизнь достойную честно и справедливо нормированного труда по сложности, трудоёмкости и опасности для здоровья от его количества и квалификации направленного на благополучие общества!

       Где народ сплочён и организован для реализации такой цели, где уже налажена такая система,  то общество экономически, социально и интеллектуально стабильно развивается! А при коммунизме такой порядок должен распространяться и на все средства коммуникации, а это энергия, водопровод, санитарная канализация, связь, информация и транспорт при развитии образования для повышения квалификации, для развития медицины и спорта для сохранения здоровья, для защиты населения от посягательств кого-либо на свободу жить по своим законам! И только если придерживаться такого принципа система может быть саморазвивающейся! А на рынке могут быть только конечные устройства этих средств коммуникации, если кого-то не устраивают стандартные или их общественные варианты. Поэтому либо  сам Сталин и руководители ЦК КПСС Маркса не читали, либо просто обманывали советский народ, что Маркс не дал им никаких рекомендаций по построению общества гуманизма, равноправия и социальной справедливости.


     И хотя в СССР был Единый Тарифно-Квалификационный Справочник для всех регионов Советского Союза и никто не имел право его нарушать! А тарифы за одинаковые нормы труда тоже были везде одни и те же и зависели только от разрядов, категорий и классов профессионализма каждого на его рабочем месте и зарплата была примерно одинаковая и зависела только от регионов проживания.

     Но социально-бытовые условия у многих были далеко не по труду и очень часто не соответствовали уровню квалификации на рабочем месте в экономике страны, ибо деньги всегда определяли и всегда будут определять частный, буржуазный характер присвоения необходимых средств для жизни теми, у кого окажется денег больше, а не кто лучше трудился! Говорить о равенстве и справедливости для всех при рынке средств для жизни всё равно, что говорить о свободе для всех при рабстве!

     Маркс показал, как это можно исправить, но в России большевики его предложения НЕ ПРИНЯЛИ и пошли ДРУГИМ ПУТЁМ, а куда пришли уже все знают. Поэтому у каждого социальные условия до сих пор по капиталу, а не по труду, только теперь ещё и тарифы везде разные, поэтому и конкуренции стало больше как на рынке труда, так и на рынке его продуктов. А те страны, в которых народ разобрался в предложениях Маркса уже давно в первом десятке рейтинга по социальному развитию разных стран мира.


      Сегодня Россия и люди изменились до неузнаваемости, но производительность российского капитализма в 3-4 раза ниже американской. То, что выглядит личным богатством, не достигнуто продуктивным трудом, это результат грабежа общественных  средств и ресурсов. В России сегодны популярна присказка: “Мы никогда не жили так плохо, как при Обаме”. Но всегда есть утешение - “Зато мы такие духовные и патриотичные!”???


           Устал ведь, отдохни... (Из Высоцкого)

     Во время Сочинской олимпиады демонстрировалась реклама "Кадиллака", высмеивающая ленивых европейцев, которые наслаждаются долгими отпусками. "Почему мы не такие? - спрашивает представленный на рекламе американец в "Кадиллаке". – "Потому что мы сумасшедшие, увлеченные, тяжело работающие, верящие в мечту!".

     Большинство сограждан предпочитают больший заработок, чем дополнительный отпуск. Около 77% имеют право на оплаченный отпуск, в среднем 10-14 дней. Но в прошлом году только 56% работников воспользовались этим правом. При этом треть утверждают, что у них нет денег на отпуск, 30% - что они слишком заняты. Неиспользованное время отдыха сегодня самое высокое за последние 40 лет - более 420 миллионов дней ежегодно. Голдин, хоть и не трудоголик, тоже внес вклад в эту статистику. Кроме каникул, достаточно долгих, его контракт предусматривает 6 дней ежегодно на личные потребности или болезнь. Эти дни он не использовал, но не от желания «сделать карьеру». Свободное время и рефлексия порождают больше тревожности, чем рутинные обязанности по работе.

     Американцы часто жалуются на стресс, недостаток сна и бессонницу, невозможность уделить внимание семье, культурным интересам, физической активности. Но эти проблемы и тревоги решаются обычно не отпуском, а антидепрессантами и снотворными препаратами – рост их продаж за 20 лет вырос более чем на 400%! Отдыхать нужно уметь, а американцы к этому не приучены. Часа не проживут, не проверяя служебные мессиджи, финансовые стейтменты, контакты и возможности по бизнесу. Жизнь под таким прессингом перерастает в привычку, подавляющую все другие интересы и ценности. Даже когда есть деньги на Париж и Гавайи, от себя самого нет отдыха.

     За чертой здравого смысла трудоголик превращается в бездумного робота, лишенного свежего взгляда и оригинального суждения. Когда-то Эйнштейн спросил аспиранта: "Сколько часов вы работаете?" – "Двенадцать." – "А когда же вы думаете?". Президент Рейган, которым восхищаются сторонники ответственности и здравомыслия, работал много меньше демократов Клинтона и Обамы. Буш-сын выпроваживал сотрудников домой в 5 часов и заставлял их заниматься спортом. Но большинство, покинув офис, работали дома.

     В прошлом году вебсайт "Hotels.com" развернул кампанию за предоставление всем оплачиваемых отпусков. Eсли бы собрали голоса 100 тысяч, Белый дом должен был бы по закону отреагировать. До сей поры откликнулись только 13 тысяч, хотя лишены отпусков миллионы. Исследования NASA показали, что отпуск позитивно влияет на физическое и психическое здоровье и повышает производительность, а переработка снижает эффективность труда. Но на деле ничего от этого знания не меняется.

     Стремление больше зарабатывать, чтобы лучше жить превращает человека в живую машину, что лишает его многих человеческих качеств, а не делает более разумно, духовно и интеллектуально развитым. Жить, чтобы работать, или работать, чтобы жить счастливо, вот в чём вопрос, который ещё многими в США и в России не решён. Стремление любыми способами больше зарабатывать денег, а не стремление к тому, чтобы каждый трудился для всех и все для каждого и то, что у людей нет стремления к тому, чтобы с правом на труд у каждого было право иметь всё необходимое по достойным человека нормам от общего количества производимых в обществе базовых средств для жизни достойно количества и квалификации своего труда, не делает человека лучше...