Отражение. Сценарий

Екатерина Береславцева
ИНТ. ВАННАЯ КОМНАТА СОНИ УТРО

Перед зеркалом в ванной стоит СОНЯ (33-35), полусонная, с всклокоченными волосами и помятым лицом, в старенькой пижаме. Она хмуро смотрит на своё ОТРАЖЕНИЕ. Из крана тонкой струйкой течёт вода.

СОНЯ
Ну и что ты так уставилась на меня, дурочка? Думаешь, мне сейчас легко?

Она набирает в сложенные ладошки воду, брызгает на лицо, морщится, закручивает кран, промокает лицо полотенцем и, пошатываясь, выходит из ванной.

ИНТ. КУХНЯ СОНИ УТРО

Соня ходит по кухне «на автомате»: достаёт из холодильника пакет с молоком и ставит его на стол, насыпает в турку кофе и наливает из крана воду, включает газ, ставит турку на огонь. Садится к окну и в задумчивости смотрит на улицу. За окном — тёмное зимнее утро.

Кофе шипит и выливается на плиту. Соня чертыхается, вскакивает, хватает турку за ручку. Ручка остаётся в её пальцах, турка опрокидывается на плиту, кофе разливается. Соня несколько секунд смотрит на чёрную жижу, вздыхает и садится к столу.

Соня наклоняет над чашкой пакет молока — тот выплёвывает в чашку несколько последних капель. Соня с грустью смотрит в чашку.

СОНЯ
До чего же я люблю утро понедельника...

Она встаёт и направляется в комнату. Мы слышим её удаляющиеся шаркающие шаги, затем какой-то грохот и громкое чертыхание.

ИНТ. КОМНАТА СОНИ УТРО

Соня в лифчике и юбке сидит на диване. Она красится, смотрясь в зеркальце пудреницы. Мы видим то один глаз в зеркале, то другой. Напротив Сони на тумбочке стоит включённый телевизор, на экране которого приторно улыбающееся лицо какой-то дамы.

ДАМА
А сейчас, дорогие зрители, позвольте мне поднять одну очень важную тему...

СОНЯ
Валяй, поднимай.

ДАМА
... которая когда-нибудь хоть раз касалась каждого из нас. Вы догадываетесь, о чём я, не правда ли?

СОНЯ
Неправда.

ДАМА
Конечно же, я говорю об одиночестве. Это проблема, даже, я бы сказала, беда современного человека, и особенно остро она ощущается жителями больших городов. Парадокс, друзья мои, — вокруг такое множество людей, но среди них мы ещё сильнее чувствуем своё одиночество. Все куда-то бегут, торопятся, наступают на ноги и даже не оборачиваются, чтобы извиниться.

СОНЯ
Хамы.

ДАМА
Большие расстояния не позволяют встречаться с близкими так часто, как нам хотелось бы. И вот мы уже не общаемся с друзьями, потому что далеко и лень ехать, не готовим себе еду — зачем, если в ресторане вкуснее...

СОНЯ
С этим я бы поспорила.

ДАМА
И в какой-то момент оглядываемся — а вокруг никого нет. Пустота. Одиночество.

Соня опускает руку с зеркальцем и осматривается по сторонам. Её взгляд блуждает по комнате.

СОНЯ
А вокруг — никого...

ДАМА
Да-да! Вы, конечно же, смотрите сейчас вокруг себя — так ли всё на самом деле? Так ли уж всё плохо в моей жизни?

СОНЯ
Глупости! Никто никуда не смотрит!

Соня вновь утыкается в зеркало. Мы видим её раздосадованное лицо.

ДАМА
Не бойтесь признаться самому себе — вы в ловушке! Но, дорогие друзья, у меня есть для вас прекрасная новость: я знаю, как вам помочь! Я — дипломированный психолог-консультант с двадцатилетним стажем, и сейчас внизу вашего экрана вы видите проплывающие цифры — это многоканальный номер нашего центра...

СОНЯ
С многозначными цифрами наших цен...

ДАМА
...отныне ваши проблемы — наша забота...

СОНЯ
(переключает канал с помощью пульта)
До новых встреч, заботливая ты моя...

Картинка на экране телевизора меняется. Теперь мы видим смачно целующуюся парочку. Соня наблюдает за парочкой несколько секунд и выключает телевизор.

СОНЯ
Совсем стыд потеряли.

Она звонко захлопывает пудреницу и встаёт. С её колен падает на пол косметичка, из которой вываливается содержимое: карандаши, тюбики, разная мелочь...

Соня вздыхает, перешагивает через косметичку, тянет за рукав блузку, которая висит на спинке стула — рукав отрывается, блузка остаётся висеть на стуле. Соня замирает на месте с рукавом в руке, затем нервно хохочет.

ИНТ. ПРИХОЖАЯ СОНИ УТРО

Соня, в шапке и куртке с меховым воротником, смотрится перед выходом в зеркало.

СОНЯ
(своему отражению)
Плиту помоешь, косметику соберёшь, блузку зашьёшь. Так, что ещё? Турку куплю сама.

Она осторожно проворачивает ключ в замке, выдыхает облегчённо, открывает дверь и напоследок оглядывается к зеркалу.

СОНЯ
Чуть не забыла: до встречи, солнышко!

Соня выходит из квартиры, дверь захлопывается, с вешалки, медленно кружась в воздухе, слетает разноцветный шёлковый шарф.

НАТ. УЛИЦА УТРО

На улице тёмное зимнее утро, лёгкий туман. Под ногами грязное снежное месиво. Соня спешит по тротуару в веренице таких же торопящихся горожан. Проходя мимо припаркованных автомобилей, Соня машет рукой своему отражению.

У входа в метро на ступеньках сидит косматый БОМЖ в грязной одежде с перевёрнутой кепкой на коленях. Соня проходит мимо, не поворачивая головы, и спускается по ступенькам, крепко держась на перила, чтобы не поскользнуться.

ИНТ. МЕТРО УТРО

Соня стоит на платформе в толпе ожидающих. Подъезжает поезд. Сзади стоящие впихивают Соню в вагон, её прибивает к сиденьям, на которых, уткнувшись в свои гаджеты, сидят пассажиры.

Соня хватается рукой за верхний поручень, стягивает с головы шапку и мрачно смотрит на своё отражение в окне.

СОНЯ (ЗК)
И снова здравствуйте! А что это у нас глазки такие печальные? Не весело тебе там? Представь себе, мне тут тоже не сладко. Но мы же знаем, что с этим делать, правда?

Соня закрывает глаза, мы видим её мечтательное выражение лица. Поезд набирает движение.

СОНЯ (ЗК)
Итак, мы с тобой на теплоходе, плывущем по курсу Сингапур – Париж. Чайки ахают над головой, морское зеркало отражает покой, свежий ветер, пропитанный солью и водорослями, овевает лицо...
(слегка покачивается в такт мелодии)
В бананово-лимонном Сингапуре, в бури, когда поёт и плачет океан и гонит в ослепительной лазури птиц дальний караван...

ВСТАВКА

Мы видим Соню, стоящую на носу теплохода в характерной позе — раскинув руки в стороны. Встречный ветер овевает её лицо, взлохмачивает волосы, надувает подол платья. Перед ней — широкая гладь океана. Играет танго Вертинского «Магнолия».

ИНТ. МЕТРО ПРОДОЛЖЕНИЕ

В картинку океана врывается МУЖСКОЙ ГОЛОС.

МУЖСКОЙ ГОЛОС (ВПЗ)
Девушка! Девушка, вы выходите?

Соня вздрагивает, открывает глаза и понимает, что обращаются к ней. Рядом стоит недовольный ТОЛСТЯК, которому Соня явно мешает пройти.

СОНЯ
А какая сейчас станция?

На её вопрос отвечает голос, объявляющий станции.

ГОЛОС
Станция Цветной бульвар, переход на станцию Трубная.

СОНЯ
Чуть не проехала...

Соня двигается к дверям, толстяк сопит за ней.

ТОЛСТЯК
Мечтать меньше надо!

Поезд тормозит, людской водоворот выносит Соню на платформу, доводит до эскалатора, она поднимается вверх и оказывается на следующей платформе.

Соня заскакивает в вагон в последнюю секунду и поворачивается лицом к стеклянной двери. Она улыбается своему отражению.

СОНЯ (ЗК)
Привет, моё неотразимое высочество! Ну что, продолжим наше путешествие? Итак...

Соня закрывает глаза и покачивается в такт музыке, которую слышит только она. Мы выхватываем из толпы пассажиров лицо ЛЫСОГО мужчины лет сорока, который наблюдает за Соней. Он улыбается.

Поезд подъезжает к станции, Соня открывает глаза. Двери распахиваются, и Соня первой выходит на платформу.

Лысый идёт за Соней, стараясь не терять её из виду.

Соня теряется в толпе людей. Лысый расстроенно крутит головой, потом идёт в обратную сторону.

НАТ. УЛИЦА УТРО

Соня выбегает из дверей метро, в толпе людей переходит дорогу и быстро идёт по тротуару. Время от времени она посматривает на своё отражение в витринах, припаркованных автомобилях, окнах киосков.

Соня доходит до высотки, имеющей явно офисный характер. Она поднимается по ступенькам, машет рукой своему отражению в стеклянных дверях и заходит внутрь.

ИНТ. КВАРТИРА СОНИ ВЕЧЕР

Соня устало стягивает с ноги сапог, сидя в прихожей.

Соня ужинает, не отрывая взгляда от книги.

Соня сидит перед телевизором, переключая с канала на канал. Она явно томится и посматривает на настенные часы, словно торопя время.

Соня, зевая, подпиливает ногти пилочкой.

Соня задумчиво смотрит в окно, внезапно лицо её проясняется.

СОНЯ
(радостно)
Я же ещё не сняла макияж!

Она резво несётся в ванную, останавливается перед зеркалом и открывает кран. Смотрит на своё отражение, корча рожицы.

Капает на ватный диск жидкость из тюбика и водит им по лицу.

СОНЯ
(оттирает левый глаз)
И тебя отмоем...
(оттирает правый глаз)
И тебя.
(окидывает себя взглядом, отодвинувшись от зеркала)
Красавица! И никто нам с тобой больше не нужен, правда?

Соня подмигивает отражению, закрывает кран и медленно выплывает из ванной.

Соня ворочается на диване под одеялом. Ей не спится. То на правый бок поворачивается, то на левый. Лежит на спине, смотря в потолок. Закрывается с головой одеялом, из-под одеяла слышится тихое завывание.

СОНЯ
В бананово-лимонном Сингапуре... когда поёт и плачет океан...

ИНТ. ВАННАЯ КОМНАТА СОНИ УТРО

Соня стоит перед зеркалом в ванной с хмурым лицом, в пижаме. Из крана тонкой струйкой течёт вода.

СОНЯ
Осталось потерпеть всего ничего. Каких-то три дня. Зато в субботу мы с тобой...

Она задумывается, чем заняться в субботу, между тем проделывая обычные действия: чистит зубы, умывает лицо, расчёсывается.

Идёт к двери и оглядывается на зеркало.

СОНЯ
Может, махнём за хомячком?

Выходит из ванной.

ИНТ. ПРИХОЖАЯ СОНИ УТРО

Соня, в шапке и куртке, бросает перед уходом взгляд на своё отражение.

СОНЯ
Не прощаюсь...

Выходит, закрывая дверь. Мы видим, что Сонино отражение держится в зеркале ещё несколько секунд, потом медленно исчезает.

НАТ. УЛИЦА УТРО

На улице метель, дорожки заволокло снегом. Соня бежит по уже знакомой нам дороге, придерживая шапку руками, чтобы не открывались уши.

Пробегает мимо припаркованных автомобилей. Мы видим Сонино отражение в окне — оно машет Соне рукой.  Соня по инерции делает несколько шагов, потом возвращается назад.

Смотрит испуганно на своё отражение. Никаких отклонений от нормы.

СОНЯ
Померещилось...

Пожав плечами, Соня бежит дальше.

Бомж по-прежнему сидит у входа в метро, весь в снегу. Соня пробегает мимо, затем возвращается, кидает мелочь в перевёрнутую шапку и спускается вниз.

ИНТ. МЕТРО УТРО

Соню вносит в вагон, она хватается за поручень, выдыхает, стягивает шапку с головы, засовывает её в пакет и смотрит на своё отражение.

Сонино отражение остаётся в шапке. Соня ощупывает свою голову рукой, кидает быстрый взгляд на пакет, убеждается, что шапка там, и опять поднимает глаза на отражение.

СОНЯ
Ты забыла снять шапку...

Соня закрывает глаза, мы видим её лицо крупным планом. На лбу блестят капельки пота. Губы что-то шепчут беззвучное.

СОНЯ (ЗК)
Раз, два, три, четыре, пять, я иду искать!

Она очень-очень медленно открывает глаза и облегчённо выдыхает. Мы видим, что её отражение полностью соответствует образцу.

СОНЯ
(шёпотом)
В субботу отправляюсь за хомячком...

НАТ. УЛИЦА УТРО

Соня выходит из метро, переходит дорогу, идёт по тротуару. Взгляд её направлен только вперёд.

СОНЯ
(бормочет)
Ты будешь есть из моих рук, спать под моим диваном, а на ночь станешь слушать удивительные сказки...

ИНТ. КВАРТИРА СОНИ ВЕЧЕР

Соня, напевая весёлую песенку, снимает верхнюю одежду в прихожей, старательно избегая смотреть в зеркало. Заходит в комнату, переодевается, идёт на кухню, моет руки, включает электрический чайник.

Раскладывает на тарелке пирожные, наливает в кружку чай. Делает огромный бутерброд с колбасой. Ужинает.

Включает телевизор, громко хохочет над дурацками шутками. Смачно вгрызается в яблоко зубами.

Стоит в нерешительности перед дверью в ванную. Заходит, копошится с чем-то на полочке спиной к зеркалу. Разворачивается.

Отражение смотрит на Соню с серьёзным выражением лица, сложив руки на груди. Соня пятится и садится на край ванны. Отражение продолжает стоять.

В напряжённой тишине монотонно капает вода из крана. Соня сидит, не в силах вымолвить ни слова. Наконец говорит охрипшим голосом.

СОНЯ
Кто-то из нас сошёл с ума. Чур, это буду не я.

ОТРАЖЕНИЕ
(улыбается)
Если тебе так легче — вали всё на меня.

Соня закрывает голову руками и зажмуривается.

СОНЯ
(бормочет)
Значит, хомячка мне не видать... Беленького, с пушистой шёрсткой и розовыми глазками... Он так и останется в магазине, совсем одинокий, а меня в это время будут окружать совсем другие, но тоже добрые и заботливые люди в белых халатах...

ОТРАЖЕНИЕ
Чувство юмора ты не потеряла, это радует.

Соня открывает глаза, но в зеркало не смотрит.

СОНЯ
(с сарказмом)
О да, этого чувства у меня сейчас — хоть с головой ныряй. А интересно, удивит ли мой звонок дежурную скорой, если я скажу, что сошла с ума, какая досада?

ОТРАЖЕНИЕ
Ты хочешь позвонить?

СОНЯ
(нехотя переводит взгляд в зеркало)
Знаешь, не будем торопиться, лечь в психушку я всегда успею. А вот когда ещё доведётся потрепаться с собственным отражением — хрен знает...

ОТРАЖЕНИЕ
(с усмешкой)
В логике тебе не откажешь.

Соня встаёт и делает ещё несколько попыток: дёргает себя за одно ухо, потом за другое, прыгает, размахивает руками. Наконец громко вздыхает.

СОНЯ
Мне нужно выпить.

ОТРАЖЕНИЕ
Хорошая идея, солнышко.

Соня открывает дверь, переступает порог, потом оглядывается.

СОНЯ
А как же ты?

Отражение пожимает плечами.

СОНЯ
Ну нет, так не пойдёт! Я сейчас, подожди!

Соня кидается в комнату за косметичкой, выхватывает зеркальце, смотрит в него, отбрасывает в сторону и несётся в прихожую. В большом зеркале видит своё улыбающееся отражение и облегчённо смеётся.

СОНЯ
Ты всегда со мной. Боже, какая я дура! Ты всегда со мной...

Отражение гладит себя по голове, мы видим отблеск на Сониных волосах, как будто это её погладили.

Соня изумлённо раскрывает рот. Отражение разводит руками.

Соня снимает зеркало дрожащими руками и, словно драгоценность, несёт на кухню. Там устанавливает на столе, прислонив к стене. Садится напротив.

Проходит несколько секунд. Они молча смотрят друг на друга.

ОТРАЖЕНИЕ
Ты хотела выпить.

СОНЯ
Точно!

Соня, не отрывая взгляда от зеркала, проделывает привычные манипуляции: насыпает в новую турку кофе, наливает воду, включает газ, ставит турку на огонь. Достаёт из холодильника тарелку с пирожными. Отражение терпеливо ждёт.

Соня успевает вовремя выключить газ, достаёт из шкафчика две чашки, наливает кофе и садится. Смотрит на своё отражение, переводит взгляд на чашки и нервно хохочет.

СОНЯ
Какая же я всё-таки тупица!

ОТРАЖЕНИЕ
(улыбается)
Да ладно, все там будем.

Соня затихает, делает глоток из чашки и задумчиво смотрит на отражение.

СОНЯ
Свет мой зеркальце, скажи да всю правду расскажи...

ОТРАЖЕНИЕ
Ты на свете всех умнее, всех румяней и белее.

Отражение громко и нервно смеётся.

СОНЯ
Долго же ты держалась! Теперь тоже будешь себя за ухо дёргать?

ОТРАЖЕНИЕ
Обойдёмся без глупых пошлостей.

СОНЯ
Что вы, что вы, какие мы культурные!

Соня оттопыривает мизинец и с шумом делает глоток кофе. Затем запихивает в себя целое пирожное и жуёт, громко чавкая.

Отражение усмехается.

СОНЯ
А ещё я могу так!

Шевелит ушами.

ОТРАЖЕНИЕ
Я знаю.

Отражение берёт Сонину чашку, стоящую со своей стороны, и выливает себе за пазуху. Соня вскакивает — её рубашка мокрая.

СОНЯ
Ты с ума сошла?! Горячо же!

Соня вытирает шею салфеткой, затем, притихшая, садится на место.

ОТРАЖЕНИЕ
Теперь мы можем спокойно поговорить?

СОНЯ
(мрачно)
Будто до этого мы не разговаривали! Хотя...
(всматривается в зеркало)
Скажи, а ты меня реально видишь? Так же, как и я тебя? И разговариваю я с тобой или с собой, любимой?

ОТРАЖЕНИЕ
Со мной, можешь не сомневаться.

СОНЯ
Но ведь это невозможно, ты понимаешь? По всем физическим законам — не-воз-мож-но! Так не бывает! Вот не бывает, и всё тут!

ОТРАЖЕНИЕ
И однако это случилось.

СОНЯ
Я собственным глазам не верю!
(нервно смеётся)
Боже, кому я это говорю!

ОТРАЖЕНИЕ
Поверь, для меня это тоже шок. Загадка, на которую я ищу ответ вот уже второй день.

СОНЯ
(с надеждой)
Нашла?

ОТРАЖЕНИЕ
Неа. Но найду. Зная твоё упрямство, уверена, что найду.

СОНЯ
(сникает)
А я, зная себя, могу только сказать — ох, и влипла ты, Сонька! В смысле, я, Сонька... Короче, эта Сонька, которая я, влипла по самое не могу.

ОТРАЖЕНИЕ
А помнишь, в детстве ты любила называть себя наоборот?

СОНЯ
(улыбается)
Не Соня, а Янос. Помню. Мне казалось это таким забавным... Подожди, но ведь получается, что Янос — это ты?

ОТРАЖЕНИЕ
Банально, Хоботов! С чего ты взяла, что мы играем по правилам?

СОНЯ
(мрачнеет)
Это точно. Правилами тут и не пахнет.
(пауза)
Ну и как тебя зовут?

ОТРАЖЕНИЕ
Да какая разница! Как хочешь, так и называй.

СОНЯ
(хихикает)
Тогда ты будешь Гога!

ВОСПОМИНАНИЕ СОНИ

Мы видим зарёванную МАЛЕНЬКУЮ СОНЮ (5-6), стоящую перед зеркалом. На ней короткое платьице, колготки, на коленке — огромная дыра.

МАМА СОНИ (ВПЗ)
(укоризненно)
Сонечка, ну посмотри, на кого ты похожа!

МАЛЕНЬКАЯ СОНЯ
(всхлипывая)
Татьяна Петровна сказала, что я очень похожа на тебя, мамочка!

За кадром слышится весёлый мужской смех.

ПРЕВРАЩЕНИЕ

Теперь перед зеркалом СОНЯ-ПОДРОСТОК, она с испугом рассматривает своё лицо, на котором много прыщей.

СОНЯ-ПОДРОСТОК
Опять ветрянка?

МАМА СОНИ (ВПЗ)
(со смехом)
Это подростковые, Сонечка!

СОНЯ-ПОДРОСТОК
Ура! Подростковые! Значит, я уже взрослая!

КОНЕЦ ВОСПОМИНАНИЯ

Соня выныривает из воспоминаний и смотрит на отражение с грустной улыбкой. Отражение пьёт чай.

ОТРАЖЕНИЕ
Куда это тебя унесло?

СОНЯ
Уже принесло обратно... Знаешь, я тут подумала — лучше вообще не заморачиваться на причинах происходящего... Какой в этом толк?

ОТРАЖЕНИЕ
Узнаю твою трусливую натуру.

СОНЯ
Нет, ну правда! Зачем стучаться в запертую дверь, если можно открыть дверь рядом?

ОТРАЖЕНИЕ
И тебе совсем не хочется узнать, что там, за этой дверью?

СОНЯ
(неуверенно)
Ну почему... Хочется... Самую малость... Только что это изменит?

ОТРАЖЕНИЕ
(удивлённо)
Что это изменит?

СОНЯ
Ну да! И вообще, чёрт с ней, с причиной. Меня другое волнует — как мне теперь жить дальше?!

ОТРАЖЕНИЕ
Ты хочешь сказать — как нам теперь жить дальше?

Соня вздрагивает. До неё доходит, что существо по ту сторону зеркала тоже находится в беде. Самое родное существо. У Сони на глаза наворачиваются слёзы. Она вытирает их рукавом.

СОНЯ
Какая я стала сентиментальная в последнее время... Не поверишь, даже глупые мыльные оперы могут вызвать во мне бурю эмоций...

ОТРАЖЕНИЕ
Знаю.

СОНЯ
Да откуда тебе знать! Я ведь не ставлю перед собой зеркало, когда телек смотрю!

ОТРАЖЕНИЕ
А ты думаешь, я существую только тогда, когда проявляюсь в отражающей поверхности?

СОНЯ
По крайней мере до сегодняшнего дня было именно так! Если ты – моё отражение, то значит и отражаться должна только тогда, когда есть на чём отражаться!

ОТРАЖЕНИЕ
Ты и сейчас так думаешь?

Отражение ставит чашку на стол, стряхивает с себя крошки пирожного и делает шаг вперёд. Соня зажмуривается, экран темнеет.

Экран вспыхивает, и мы видим, что Соня и её отражение сидят по одну сторону от зеркала, напротив друг друга.

Соня приподнимается и в полнейшем обалдении смотрит в зеркало. В нём отражается вся кухня, но самой Сони там нет.

СОНЯ
Теперь я превратилась в маленькое привидение из Вазастана.
(медленно садится)
Маленькое, но довольно милое...

ОТРАЖЕНИЕ
Я не привидение.

СОНЯ
(с энтузиазмом)
Знаешь, что, а давай мы с тобой завтра поговорим! А ещё лучше — через недельку. У меня сейчас совершенно нет времени!

Соня пулей вылетает из кухни, забегает в комнату и с размаху кидается на диван. Она накрывается пледом, на голову для верности кладёт подушку и затихает.

В комнате стоит тяжёлая тишина, только из-под подушки доносится тихое подвывание.

СОНЯ
(приглушённо поёт)
В бананово-лимонном Сингапуре...
(всхлип и ещё громче)
Вы плачете, Иветта, что наша песня спета...

К середине песни Соня затихает.

Плед остаётся неподвижным минуту, затем шевелится. Соня сбрасывает подушку, поднимает красное лицо, смотрит в сторону кухни. Нехотя встаёт. Идёт на кухню.

Отражение сидит на том же месте. Соня садится на свой стул, делает глоток из чашки. Морщится.

СОНЯ
(спокойным голосом)
Остыл. Сварить тебе ещё?

ОТРАЖЕНИЕ
Валяй. Только сначала сделай то, что не даёт тебе покоя.

Соня вспыхивает, потом отрицательно мотает головой.

ОТРАЖЕНИЕ
Я не кусаюсь.

СОНЯ
(в панике)
Нет, не могу!

ОТРАЖЕНИЕ
Жалеть ведь потом будешь.

СОНЯ
Буду...

Отражение пожимает плечами. Соня встаёт, идёт к плите, затем нехотя возвращается и подходит к отражению. Очень-очень медленно опускает ладонь на голову отражения.

Касается волос, и рука её непроизвольно отдёргивается. Соня закусывает губу и заставляет себя погладить отражение по голове. Отражение улыбается.

СОНЯ
Тёплая...

ОТРАЖЕНИЕ
Такая же, как ты.

СОНЯ
И всё-таки не я.

Соня отходит к плите и готовит кофе, поглядывая на отражение.

СОНЯ
А может, у меня раздвоение личности? Элементарная шизофрения от... перенагрузки? Я в последнее время очень много работаю. На работе работаю, дома работаю, во сне работаю.

ОТРАЖЕНИЕ
Могу тебя успокоить, ты такая же сумасшедшая, как и я.

СОНЯ
Прозвучало довольно двусмысленно.
(помешивает кофе в турке)
Ладно, примем за рабочую версию, что обе мы вполне нормальные тётки в самом расцвете сил. И лет.

ОТРАЖЕНИЕ
Истинная правда.

СОНЯ
И сейчас я сварю кофе, и мы будем болтать с тобой о том, о сём, и ты, наконец, поделишься со мной своей версией происходящего.

ОТРАЖЕНИЕ
Неужели.

СОНЯ
А ты думала! Я, вообще-то, смелая тётка.

Кофе закипает, Соня разливает его по чашкам и ставит их на стол.

Отражение делает глоток и прикрывает на секунду глаза, оценивая вкус.

ОТРАЖЕНИЕ
Ты знаешь, ваш кофе отличается от нашего. В лучшую сторону.

СОНЯ
(хвастливо)
Потому что я хозяйка экстра-класса! Это вам не в ресторанах питаться, как тут некоторые советуют...
(осекается)
У вас — это у вас?
(кивает на зеркало)
Там?

ОТРАЖЕНИЕ
Ага.

Соня вскакивает, подходит к окну и стоит, не поворачиваясь, какое-то время. Плечи её опущены.

СОНЯ
(глухо)
Я привыкну. Просто дай мне время.

ОТРАЖЕНИЕ
(сочувственно)
Я бы провела тебя... туда, чтобы ты поверила, но это невозможно.

СОНЯ
(оборачивается)
А почему, собственно?

ОТРАЖЕНИЕ
(пожимает плечами)
Так уж определено.

СОНЯ
Кем — определено? Тебе, значит, можно, а я буду сидеть тут, как дура, и страдать?!

Отражение улыбается. Соня с решительным видом направляется к зеркалу...

СОНЯ
Трах-тибидох-тибидох!

... и отчаянно лезет рукой в зазеркалье. Её пальцы останавливаются у границы, глухо стукнувшись о зеркальную гладь.

СОНЯ
(морщится от боли)
Подумаешь! Не больно-то и хотелось!

Соня грозит зеркалу кулаком и садится.

Отражение с довольной ухмылкой просовывает руку в зеркало, достаёт с той стороны пирожное и предлагает его Соне.

Соня отшатывается, потом осторожно берёт и рассматривает пирожное со всех сторон.

ОТРАЖЕНИЕ
Ешь, не бойся.

СОНЯ
А я и не боюсь!

Она смело откусывает большой кусок и жуёт сосредоточенно.

ОТРАЖЕНИЕ
Ну как?

СОНЯ
Непонятно. Безвкусное какое-то...
(нюхает)
И пахнет чем-то...

ОТРАЖЕНИЕ
Чем?

СОНЯ
Ничем. Пахнет ничем.
(вздыхает)
Бедные вы, бедные...

Отражение забирает оставшийся кусок пирожного и угрюмо съедает. На Сонином лице написано сочувствие.

СОНЯ
А каково это — всю жизнь повторять движения за другим? Даже если этот другой — я, вся из себя красавица?

ОТРАЖЕНИЕ
Мне неприятен твой вопрос.

СОНЯ
Ой, прости, пожалуйста! Я не подумала...

ОТРАЖЕНИЕ
Давай лучше о другом поговорим — что теперь со всем этим делать будем?

СОНЯ
(улыбается)
Я с детства мечтала близняшку иметь! Как Сыроежкин, помнишь?

ОТРАЖЕНИЕ
Ури, Ури, где у него кнопка?

СОНЯ
(фальшиво поёт)
В юном месяце апреле в старом парке тает снег...

ОТРАЖЕНИЕ
У меня тоже голос есть, я тоже петь хочу!

Они замолкают и смотрят друг на друга с неловкой улыбкой.

СОНЯ
Вот вроде две взрослые тётки, а ведут себя...

ОТРАЖЕНИЕ
...как две испуганные школьницы...

СОНЯ
Значит, идея про близняшек тебе не нравится...

ОТРАЖЕНИЕ
Детский сад.

СОНЯ
У тебя есть другое предложение?

ОТРАЖЕНИЕ
(зевает)
Вырисовывается что-то. Нужно обмозговать.

СОНЯ
(радостно)
Так давай обмозговывать вместе!

ОТРАЖЕНИЕ
Давай. Только не сейчас. Ты на часы смотрела?

Отражение кивает на микроволновку, где светятся цифры 01.55.

СОНЯ
Ого!

ОТРАЖЕНИЕ
Вот и я о том же! Давай-ка баиньки, солнышко.

СОНЯ
Нет! Мы же ещё не всё обсудили! И вообще...

ОТРАЖЕНИЕ
Ты боишься, что за ночь я исчезну?

СОНЯ
Я...

Она смотрит на отражение долгим взглядом. Отражение ласково улыбается и качает головой.

СОНЯ
Правда?

Отражение кивает.

СОНЯ
Честно-пречестно? Ты меня не обманываешь?

ОТРАЖЕНИЕ
Всё-таки глупенькая ты у меня...

СОНЯ
А ты у меня...

Отражение протягивает Соне раскрытую ладонь, Соня касается её своей ладонью. Экран гаснет.

Экран вспыхивает. Отражение стоит в зазеркалье, руки их по-прежнему приближены друг к другу, но теперь разделены холодной твердью зеркала.

Они долго и с нежностью смотрят друг на друга.

Отражение улыбается в последний раз и становится самым обычным отражением, в точности повторяя движения за Соней.

СОНЯ
Сгинь, нечистая!

ОТРАЖЕНИЕ
Я тоже тебя люблю...

Соня выходит из кухни, до последнего не отрывая взгляда от зеркала.

В зеркале медленно проявляется Отражение, вороватым движением хватает остатки пирожного с Сониного стола, возвращается на свою сторону и жуёт с блаженным выражением лица. Затем смотрит на нас, улыбается, машет нам рукой и медленно исчезает.

ИНТ. СОНИНА КВАРТИРА УТРО

Соня и отражение сидят за столом по разные стороны зеркала, разговаривают, смеются.

ИНТ. МЕТРО УТРО

Соня с улыбкой и закрытыми глазами стоит в вагоне, держась за поручень, и покачивается в такт внутренней музыки.

Лысый наблюдает за ней издалека.

НАТ. СТЕКЛЯННАЯ ДВЕРЬ ОФИСНОГО ЗДАНИЯ УТРО

Соня, вся в снегу, задерживается у двери и несколько секунд держит ладонь на стекле, соприкасаясь ладонью со своим отражением. Она улыбается, отражение ей подмигивает.

ИНТ. СОНИНА КВАРТИРА УТРО

Соня машет рукой отражению, стоя в прихожей. Закрывает за собой дверь. Отражение высовывается из зеркала, хватает шёлковый шарфик и растворяется с ним в зеркале.

ИНТ. МЕТРО УТРО

Соня в лёгком плаще стоит у дверей вагона и улыбается отражению.

Лысый смотрит на неё из толпы пассажиров.

НАТ. УЛИЦА УТРО

Соня в весенней одежде сгружает кучу мелочи в кепку бомжа и спускается по ступенькам в метро.

ИНТ СОНИНА КВАРТИРА ДЕНЬ

Соня примеряет летнюю одежду перед зеркалом, её отражение крутится невпопад Сониным движениям. Обе смеются.

Соня в длинной яркой юбке и топике машет отражению в прихожей. Получает взмах в ответ. Соня закрывает за собой дверь.

Отражение опускает руку не сразу, продолжая смотреть на дверь с грустной улыбкой. Обводит прихожую взглядом, будто прощаясь, и медленно исчезает в зеркале.

НАТ. ПАРК ДЕНЬ

Соня в той же одежде, что и в предыдущей сцене, идёт по дорожке парка. Впереди видна уличная сцена, на которой сидят МУЗЫКАНТЫ с инструментами. Они играют джаз. Перед сценой огромная полянка, на ней сидят, лежат ЗРИТЕЛИ.

Соня выбирает свободное место на полянке, достаёт из сумки покрывало, расстилает и ложится на спину, положив руки под голову. Смотрит в небо и слушает музыку. На её лице блаженная улыбка.

Мы видим небо её глазами, птицы летают, солнце светит. Неожиданно небо заслоняет тень какого-то человека.

Соня резко садится. Перед ней стоит Лысый.

ЛЫСЫЙ
Девушка, давайте, я сяду рядом, и вы обопрётесь о мою спину. Так вам будет гораздо удобнее...

СОНЯ
(растерянно)
Что?

Лысый улыбается вдруг такой ослепительной улыбкой, что Соня поневоле улыбается тоже.

СОНЯ
По сценарию я сейчас должна спросить: а вы со всеми девушкам так знакомитесь?

ЛЫСЫЙ
А я, по этому же сценарию, должен страшно возмутиться: ну что вы, только с вами!

СОНЯ
(смеётся)
Ладно, садитесь, места всем хватит.

ЛЫСЫЙ
(садится рядом)
Всем не надо, только мне.
(протягивает руку для знакомства)
Абдурахман.

СОНЯ
Как?!

ЛЫСЫЙ
Абдурахман ибн Хоттаб, повелитель морей и заклинатель змей и прочей нечисти.

СОНЯ
Царица Янос. Попирательница голов, спин и прочих частей тела.

ЛЫСЫЙ
Как это я удачно зашел! Сразу почувствовал, что одной части тела, а именно моей спины, вам сейчас и не хватает. Ну так попирайте её, попирайте!

Соня хохочет, они разворачиваются спинами и облокачиваются друг о друга.

ЛЫСЫЙ
Вообще-то меня зовут Сергей... Но вы можете называть меня просто Гога.

Улыбка с Сониного лица сползает, она отшатывается от лысого, тот от неожиданности чуть не падает.

Соня на коленках оползает лысого и заглядывает ему в лицо. Она в панике.

ЛЫСЫЙ
(с весёлым удивлением)
Что? Что такое?

СОНЯ
Это ты??

ЛЫСЫЙ
Не могу перечить прекрасной незнакомке, которая стоит сейчас передо мной на коленях. Да, честно вам отвечу, это я. А что вас так удивляет? Вы смотрите на меня так, будто увидели.. ну не знаю... отражение в зеркале!

СОНЯ
(машет на него рукой)
Сгинь, нечистая!

ЛЫСЫЙ
(нежно улыбается)
Я тоже тебя люблю...

Камера отъезжает назад. Мы видим уменьшающиеся фигурки Сони и лысого, зелёную карусель природы, быстрых птиц, летающих над миром. Оркестр играет танго Вертинского «Магнолия».