6. ИГУ. Весёлый профессор

Светлана Борцова
На третьем курсе у нас началось «Общее языкознание». Я ожидала, что оно будет  труднее, чем «Введение в языкознание», а оно оказалось простым и лёгким.  Всё мне было понятно. Изложение материала в нормальной иерархической системе. Общее и частное, простое и сложное укладывалось в чёткую схему, удобную для запоминания.
 
Лекции читал старейший преподаватель, профессор Георгий Васильевич Тропин. Стар он был годами, но выглядел моложаво. Блестящая лысина могла бы украсить просветлённого буддиста. Свежее лицо без морщин, лукавая улыбка. Невысокая складная фигура создавала впечатление энергичного бодряка. 

Он занимал начальственные должности, но его никто не боялся. Милейший был человек! Но имелся  у него один минус. Лекции он читал по своим ветхим, пожелтевшим страницам рукописей.

В отличие от А.Г.Митрошкиной, искавшей новинки в науке, он консервативно пользовался старыми наработками. В 70 лет ему уже было интереснее отвлекаться на посторонние разговоры. Любимой темой служил здоровый образ жизни, причём на личном примере.

При первом же знакомстве с нами кокетливо задал вопрос:
- Как вы думаете, сколько мне лет?
Валентина Ильина в тон ему воскликнула:
- Тридцать пять!
Он с польщённым видом погрозил пальчиком:
- Ох и шалунья, эта девушка с красивыми зубами!
Разглядел красоту моментально, безо всяких очков.

Мне он тоже однажды уделил внимание. На втором курсе я написала удачную работу, выступала с докладом. Помнится, даже получила за неё денежную премию. Вскоре после конференции Георгий Васильевич подошёл ко мне на перемене. Мы стояли с Полиной около аудитории. Он предложил мне писать дипломную работу под его руководством.

Сейчас  я понимаю, что он давал мне некий шанс. Но тогда я ничего такого не понимала. Я видела только, что это не мой преподаватель, и знала о его жёлтых страницах. Отказываться было тоже неловко, но пришлось сказать правду, что я уже выбрала себе руководителя, Анну Петровну.

Он подумал немножко и отшутился: «Анна Петровна поехала по брёвна». Ситуация стала ещё более нелепой, мы с Полиной вежливо улыбнулись и переглянулись между собой: «Такой учёный дядя, а шуточки у него не на уровне».  Какая-то деревенская дразнилка.

Ещё бы сказал: «Светка дура, в лес подула». И, кстати, был бы ближе к истине. Не оценила я его предложения, видя только внешнюю сторону. А это был серьёзный учёный, достойный человек.

Георгий Васильевич Тропин (1902- 1988), прошёл честный трудовой путь. Он был сыном бедного крестьянина,  учился в педагогическом техникуме, окончил университет. Работал в педтехникуме, Иркутском пединституте, Университете. Знал несколько языков, написал 80 научных работ, подготовил более 40 кандидатов и докторов наук. Студенты любили его.

Я читала очерк одного из его учеников, который называется «Он был для нас как свет в окошке».

А что я могу сказать о своей ситуации. Не то плохо, что я отказалась, а то хорошо, что он меня заметил и оказал мне честь своим предложением. Это греет меня сейчас, когда жизнь прошла. Были у меня перспективы   и интересные моменты. Пусть мимолётно. Но были же!

А теперь, когда я достигла его возраста той поры, я бы с удовольствием поговорила с ним о здоровом образе жизни. Это актуально. И запоздалое моё спасибо отличному человеку !