433 Портрет В. И. Ленина 24 августа 1973

Александр Суворый
Александр Сергеевич Суворов

О службе на флоте. Легендарный БПК «Свирепый».

2-е опубликование, исправленное, отредактированное и дополненное автором.

433. Портрет В.И. Ленина. 24 августа 1973 года.

Сводка погоды: Атлантический океан. Северо-Восточная Атлантика. Четверг 23 августа 1973 года. БПК "Свирепый" в открытом океане к югу от островов архипелага Вестманнаэйяр (Исландия). Дневная температура: мин.: 12.0°C тепла; средняя: плюс 13.6°C тепла; макс.: плюс 15.0°C тепла, без осадков, на ветру температура воздуха плюс 10.7°C. Восход солнца – 05:39, заход солнца – 21:06 (GMT+1), район наблюдений метеостанции Бенбесюла айленд остров Бенбекьюла (Великобритания). Скорость ветра была всего 5 м/с (17,99 км/ч), то есть ветер был слабый (3 балла) и волнение моря-океана было слабое (3 балла).

В пятницу 24 августа 1973 года я собирался проявить отснятые фотоплёнки и сделать серию фотографий последних дней, но заместитель командира корабля по политической части капитан 3 ранга Д.В. Бородавкин озадачил меня новым приказом-работой - обновить корабельные стенды наглядной агитации. Мне предстояло снять с переборок коридоров личного состава, столовой и кают-компаний тяжёлые стенды из ДСП и заменить их на лёгкие фанерно-реечные стенды форматом на два листа ватмана (как корабельной стенгазеты и стенда для оперативных боевых листков и молний). Это работа была большой, трудоёмкой, хлопотной, но я заранее был готов к ней, потому что у меня были заготовлены небольшие фанерно-реечные стенды для наглядной агитации по кубрикам. Отдельным заказом замполита я должен был нарисовать портрет Владимира Ильича Ленина на стенд с его краткой биографией...

Рисовать вождя мирового пролетариата, главу революционного правительства Советской России непрофессиональному художнику, матросу, моряку срочной службы, да ещё в неспокойном море, - это дело не просто ответственное, а сверхответственное. Я волновался, меньжевался и признаюсь, - трусил. Сначала у меня рука не поднималась взяться за работу, но потом я нашёл открытку с прижизненным портретом Владимира Ильича Ленина работы русского советского скульптора художника Николая Андреевича Андреева (1873-1932). Я увеличил его через эпидиаскоп на лист ватмана и с упоением и восторгом, оттого что у меня всё получается, в течение нескольких часов (без обеда) нарисовал цветными карандашами В.И. Ленина.

Гордости моей не было предела! Я смог! Почти точно я скопировал и воспроизвёл в масштабе увеличенный портрет вождя и он точно так же, как на портрете Андреева, лукаво улыбался мне и, я был уверен, будет лукаво улыбаться моим товарищам, морякам экипажа БПК "Свирепый". Дело в том, что портрет Ленина не сводил с меня глаз... Ленин на портрете постоянно следил за мной, куда бы я ни свернул и не шёл, направо или налево... Следил и улыбался... Этот удивительный эффект некоторых живописных портретов всегда меня удивлял, поражал и настораживал. То-то будет "ажиотажу", когда я вывешу стенд с биографией В.И. Ленина в столовой личного состава!

Биография В.И. Ленина была уже готова в тех материала с фотографиями и картинками, которыми нас снабдил политотдел главного штаба Дважды Краснознамённого Балтийского флота, поэтому никаких проблем с их оформлением у меня не было.

Стенд начинался с большого (половина листа ватмана) портрета В.И. Ленина, выполненного цветными карандашами. Затем плакатными перьями цветной тушью был оформлен заголовок "Краткая биография В.И. Ленина". Затем следовали фотографии и картинки и каждая имела краткую подпись-комментарий.

Вот детская фотография маленького кучерявого Володи Ульянова. На этом фото у Володи очень внимательный взгляд и милая детская улыбка.

Вот фотография семьи Ульяновых (1879 год), отец, Илья Николаевич Ульянов, инспектор народных школ в Симбирске, действительный статский советник, выходец из рода калмыков и чувашей; мать, Мария Александровна Ульянова, происходившая из рода обрусевших немцев, с примесью шведской и еврейской крови в роду. На фото бородатый статный отец, приятная заботливая мать и их дети: дочь Анна, сыновья Александр, Владимир, Дмитрий и младшенькая Мария (Маняша на коленях матери).

Вот фотография Володи Ульянова в форме гимназиста и комментарий о том, что Володя ещё в семье прекрасно знал и пользовался пятью языками: латынь, французский, немецкий, английский, итальянский. В гимназии он увлекался философией, но по остальным учебным дисциплинам имел отличные отметки.

Вот фото революционера Александра Ульянова, который на следующий год после смерти отца (1886), был казнён за участие в попытке убийства российского царя-императора Александра III и фотография юноши Владимира Ульянова в момент окончания гимназии и поступления в Казанский университет. В свои 17 лет он увлёкся идеями старшего брата о ликвидации царизма в России.

Вот фото Владимира Ульянова с характерной "ленинской" бородкой и усами в период его учёбы в Казанском университете, в котором он участвовал в студенческих беспорядках, занимался усиленно самообразованием и изучал труды русских революционеров-писателей и публицистов. В этот момент Владимир Ульянов пришёл к мысли о том, что "диктатура пролетариата совершенно уничтожит деление общества на классы, а следовательно, и всякое социальное политическое неравенство".

Вот фото Владимира Ленина периода 1891-1893 годов, когда он сдал экзамены за первый курс юридического факультета университета и занялся в Санкт-Петербурге адвокатской практикой, а также начал изучать идеологию марксизма, перешёл от идей народников к идеям и программе социал-демократов.

Вот фотография Владимира Ульянова и Юлия Мартова в период пребывания за границей, встреч в российской марксисткой группе "Освобождение труда" и создания в России революционного кружка "Союз борьбы". Фотографии того времени показывают как рабочие, под руководством членов "Союза борьбы", организовывали забастовки, выпуск рабочей газеты, листовок с текстами и статьями В.И. Ульянова.

Вот одиночная фотография В.И. Ульянова в пальто и зимней шапке в период его 3-х летней ссылки в Сибирь, в село Шушенское, где он написал более 30 статей с изложением идей марксизма и борьбы за диктатуру пролетариата. Теперь (90-е годы XX века) я знаю, что на той, якобы, "ссыльной" фотографии В.И. Ульянов был вместе с И.В. Сталиным и Л.Д. Троцким.

Вот фотография II съезда российских социал-демократов (РСДРП) в 1903 году в Брюсселе, где произошёл раскол ленинцев-большевиков с идеей революции, то есть захвата власти пролетариатом вооружённым путём и меньшевиков - сторонников классической парламентской смены власти в России с царского самодержавия на власть демократического большинства российского общества.

Вот фотография В.И. Ленина в кепке рабочего со сломанным козырьком, без бороды и усов, в курчавом парике, но со знакомым лукавым "ленинским" прищуром и морщинами у глаз. Это фото периода после Февральской революции 1917 года и его пребывания в "подполье", так как меньшевистское Временное правительство России искало Ленина, чтобы его арестовать.

Далее на стенде были в хронологическом порядке многочисленные фотографии В.И. Ленина во время свершения Великой Октябрьской Социалистической революции, формирования первого Советского правительства, его выступлений перед солдатскими, рабочими и крестьянскими делегатами съездов, на митингах и во время первых советских праздников.

Затем выразительные фотографии разрухи и Гражданской войны, фото покушения на В.И. Ленина и знаменитая фотография Ленина как главы Советского правительства в кабинете Кремле. Стенд с биографией В.И. Ленина заканчивался фотографиями Ленина с супругой Н.К. Крупской в Горках и фотографиями похорон Ленина в Мавзолее на Красной площади в Москве.

Этот стенд чрезвычайно понравился замполиту капитану 3 ранга Д.В. Бородавкину, который подивился скорости, с которой я сделал и оформил этот стенд. Особенно ему понравился карандашный портрет В.И. Ленина и он приказал немедленно вывесить этот стенд в коридоре личного состава, в том месте, где обычно происходит построение личного состава дежурных службы корабельного наряда. Теперь всякий раз, когда моряки шли завтракать, обедать и ужинать, а также во время переходов по службе, они могли видеть этот стенд, рассматривать его фотографии и читать подписи и комментарии к ним.

Сначала меня все хвалили и удивлялись, как  смог нарисовать такой выразительный портрет вождя мирового пролетариата, но потом я заметил, что моряки стараются как-то быстро проскочить мимо этого стенда. Оказалось, что лукавый и насмешливый взгляд "Ильича" неотрывно сопровождал моряков всякий раз, когда они проходили или пробегали мимо этого стенда. Наиболее сильные духовно моряки-годки и старшины специально испытывали себя и стенд с портретом Ленина на предмет "внимательного взгляда нарисованного Ленина" и убедились, что он "смотрит"...

Убедился в этом и я, когда тоже несколько раз в разных режимах проходил и даже пробегал мимо стенда с Лениным. Точно... Смотрит... Смотрит, улыбается и лукаво щурится... Мол, "что же вы, щучьи дети, делаете!?". Почему пробегаете мимо и не останавливаетесь?! Боитесь?!.. Так вас раз так и раз этак!..

Вскоре мои друзья-годки сначала потребовали, а потом даже взмолились, прося меня перенести этот стенд куда-нибудь подальше или вообще, повесить его в ленкаюте, "чтобы ты, Суворов, там каждый день общался со своим Лениным...".

Я не стал говорить об этом требовании годков, но намекнул замполиту капитану 3 ранга Д.В. Бородавкину, что хорошо бы повесить стенд с краткой биографией В.И. Ленина в кают-компании мичманов, так как там будут промежуточные итоговые политзанятия. Дмитрий Васильевич согласился и я поздно вечером, никого не ставя в известность, перевесил стенд с Лениным в кают-компанию мичманов.

Вскоре мичмана тоже пришли ко мне в ленкаюту и в крепких выражениях потребовали убрать стенд из их кают-компании. Я сказал, что не виноват, что выполнял приказ замполита и предложил мичманам обратиться к заместителю командира корабля по политической части. Мичмана немного умерили пыл претензий ко мне, но попросили "что-то сделать, но чтобы "стенда с пристально глядящим Лениным во все углы" в их кают-компании не было...

Я опять предложил замполиту повесить стенд с краткой биографией и портретом В.И. Ленина в кают-компании офицеров и он опять согласился, но как-то уже неуверенно.

Сказано - сделано. Поздно вечером я опять перевесил стенд с портретом и фотографиями В.И. Ленина. На следующий вечер после итоговых политзанятий в дверь ленкаюты робко постучали и лейтенант Михаил Казаченко с помощью двух вестовых кают-компании офицеров молча внесли в ленкаюту злосчастный стенд. Я также молча принял этот стенд, молча повесил его в ленкаюте вместо стенда "Политбюро ЦК КПСС", а на следующее утро, по приказу замполита, который не согласился, что нужно заменить Лениным членов Политбюро и ЦК КПСС, снял и поставил в библиотеке "лицом"к переборке...

Заместитель командира корабля по политической части капитан 3 ранга Д.В. Бородавкин приказал мне беречь этот стенд с прекрасным портретом В.И. Ленина до возвращения в базу ВМБ Балтийск, где он хотел подарить этот стенд в политотдел главного штаба ДКБФ, "чтобы они там тоже побегали под строгим и усмешливым взглядом Владимира Ильича, а то стали слишком требовательные к другим, а надо больше требовать с себя...".

Так потом и случилось.., а в тот поздний вечер пятницы 24 августа 1973 года я записал в свой дневник-ежедневник:
24 августа 1973 пт
Собирался проявить плёнки, но весь день рисовал стенды. Нарисовал В.И. Ленина. Ответственное дело. Волновался очень. Получилось нормально.

Фотоиллюстрация: 23.08.1973 года. Северная Атлантика. "Фареро-Исландский рубеж" (англ. GIUK gap). БПК "Свирепый". Прижизненный портрет Владимира Ильича Ленина работы русского советского скульптора художника Николая Андреевича Андреева (1873-1932). Я увеличил его через эпидиаскоп на лист ватмана и с упоением и восторгом, оттого что у меня всё получается, в течение нескольких часов (без обеда) нарисовал цветными карандашами В.И. Ленина. Гордости моей не было предела! Я смог! Почти точно я скопировал и воспроизвёл в масштабе увеличенный портрет вождя и он точно так же, как на портрете Андреева, лукаво улыбался мне и, я был уверен, будет лукаво улыбаться моим товарищам, морякам экипажа БПК "Свирепый". Дело в том, что портрет Ленина не сводил с меня глаз... Ленин на портрете постоянно следил за мной, куда бы я ни свернул и не шёл, направо или налево... Следил и улыбался... Этот удивительный эффект некоторых живописных портретов всегда меня удивлял, поражал и настораживал. "То-то будет "ажиотажу", - думал я, - когда я вывешу стенд с биографией В.И. Ленина в столовой личного состава!". Что из этого вышло, читайте в данной новелле...