Рецензия на повесть И. С. Тургенева Первая любовь

Братья Бирт
                Это повесть о безответной любви мальчика к девушке. Это   обречённый на неудачу вариант. Ему шестнадцать лет, ей двадцать один. Оба в таком возрасте, когда кажется, что преград никаких нет. Особенно это относится к мальчику. Первая любовь всегда прекрасна своей чистотой, но недолговременна.
                Тургенев очень тонкий наблюдатель любовных отношений. Думаю, редко какого писателя можно поставить рядом с ним по этой тематике.  А как возвышенно, красиво, трепетно рассказано о любви.
                Хозяин небольшой мужской вечеринки предложил рассказать своим гостям о своей первой любви. И вот один из них и согласился принести позже свои записки.  Странно, что такая тема   обсуждалась в мужской компании.  Мне показался этот приём несколько неестественным, притянутым…
                История любви начинается обыкновенно: юноша приезжает на дачу к своим родителям, и здесь он неожиданно и влюбляется в соседскую девушку Зинаиду.  Вот они, эти прекрасные юношеские мысли: «Помнится, в то время образ женщины, образ женской любви почти никогда не возникал определёнными очертаниями в моём уме, но во всём, что я думал, во всём, что я ощущал, таилось полу осознанное, стыдливое предчувствие чего-то нового, несказанно сладкого, женского…»  А вот ещё, только-только зарождается любовь: «Я глядел на неё - и как дорогА и близка становилась она мне! Мне сдавалось, что давно-то я её знаю и ничего не знал, и не жил до неё… На ней было тёмненькое, уже поношенное платье с передником; я, кажется, охотно поласкал бы каждую складку этого платья и этого передника».  Как красиво, изящно и глубоко сказано!
                С Зинаидой постоянно общаются молодые люди. Их четверо. Все они влюблены в неё.  К Вольдемару Зинаида относится   играючи назидательно. Но юноша так влюблён в неё, что готов быть рядом с ней на любых условиях…  «Образ Зинаиды продолжал носиться, торжествуя над моей душой. Только он сам, этот образ, казался успокоенным: как полетевший лебедь…».
                Мне кажется, только Тургеневу и удаются такие образные высказывания на любовные темы. И ещё хочется сказать  молодым людям: «Читайте Тургенева.  После его книг вы обязательно изменитесь в лучшую сторону».
                Вольдемар вспоминает: «Впрочем, не я один влюбился в неё: все мужчины, посещавшие её дом, были от неё без ума – и она их всех держала на привязи – у своих ног. Её забавляло возбуждать в них то надежды, то опасения, вертеть ими по своей прихоти». Видимо, это инстинктивное желание, чисто женское, набрать как можно больше поклонников, а там самый шустрый найдёт ту единственную тропинку к сердцу… 
                Хотение мужа у женщин имеет более высокое значение, чем у мужчин хотение женщины. У мужчины это более склонно просто к обладанию женщиной. А будет она женой или нет – это уже не так важно. А отсюда и желание мужское более плотское, тогда как женское более духовное.
                Вольдемар самый молодой из всех ухажёров. Это его первая любовь. Общение с Зинаидой открывает в нём новые, до этого неизведанные чувства к женщине. Он   восторгается ею и ревнует её. Но расположения красавицы добиваются ещё четверо молодых людей.  Однажды, во время игр со своими поклонниками, Зинаида вдруг воскликнула о своём избраннике: «На нём нет ни богатого платья, ни драгоценных камней, никто его не знает, но он ждёт меня и уверен, что я приду, и нет такой власти, которая бы остановила меня, когда я захочу пойти к нему, и остаться с ним, и потеряться с ним там, в темноте сада, под шорох деревьев, под плеск фонтана…»
                Может быть только в своей первой любви юноша способен переживать в равной степени, как и женщина. И даже тогда, как стало понятно, что взаимной любви нет и не может быть, даже тогда он продолжал любоваться ею и любил, любил и любил. Это была его первая, но безответная любовь.
                Но вот однажды в поведении Зинаиды произошла перемена. Вольдемар замечает это, и терзания его становятся тягостными. Он вглядывается внимательно в каждого соперника и не находит того единственного счастливчика.
                Тот, кто овладел её сознанием, сумел «перепрыгнуть» через все эти молодёжные сходки с весёлыми непосредственными играми. Зинаида на последней встрече со своими поклонниками уже не принадлежала сразу всем в равной степени. Она уже была во власти того одного загадочного  счастливчика, который точно знал, что она теперь принадлежит только ему одному. Да, он самый опытный из всех.  Видимо это и есть судьба большинства красивых женщин – выбрать самый не лучший вариант. Здесь, видимо, срабатывает женская покорность по отношению к опытному сильному, самому похотливому «самцу».  Хотя впереди, если рассуждать здраво, никакой перспективы…  Он женатый человек. За ним тянутся проблемы…  А у неё тоже хватает своих нерешённых задач. Но в такой момент расчётливость с обеих сторон отсутствует напрочь. Это и есть торжество плоти вопреки здравому рассудку. После такого праздника любви женское сердце уже не способно кокетничать с ухажёрами, которые в общем-то уже интуитивно чувствуют свою ненужность. А по сему все эти весёлые игры и прекращаются. Вольдемар замечает, что «Зинаида становилась всё странней, всё непонятней».  Мальчик чувствовал всем своим сердцем, что она полюбила, но кого – это оставалось тайной.
                «Она быстро обернулась ко мне и, раскрыв широко руки, обняла мою голову и крепко и горячо поцеловала меня. Бог знает, кого искал этот долгий прощальный поцелуй, но я жадно вкусил его сладость. Я знал, что он уже никогда не повторится».  Как красиво, точно и благородно описан этот прощальный поцелуй. И ведь каждый человек имеет в памяти такой свой, пропущенный через себя прощальный момент.
                Юноша караулил своего соперника. Он готов был вонзить нож в него. «Ревнивый, готовый на убийство Отелло внезапно превратился в мальчика…» Перед ним оказался отец! «Я не хотел знать, любят ли меня, и не хотел сознаться самому себе, что меня не любят; отца я избегал – но Зинаиды избегать я не мог…»
                И всё-таки Вольдемару суждено было ещё раз увидеть Зинаиду. Он стал свидетелем необычного свидания своего отца с Зинаидой… «Вдруг в глазах моих совершилось невероятное дело: отец внезапно поднял хлыст, которым обивал пыль с полы своего сюртука, - послышался удар по этой обнажённой до локтя руке… Зинаида вздрогнула, молча посмотрела на моего отца и, медленно поднесла свою руку к губам, поцеловала заалевшийся на ней рубец».
                Заканчивается повесть грустно, а мне так хотелось, чтобы их любовь восторжествовала. Видимо, Тургенев  всё -таки наказывает своих героев, потому как женатый человек  идёт сознательно на прелюбодейство, то есть совершает грех. А Зинаида, во власти этой любви, потакает этой страсти и тем самым тоже грешит.
                Вольдемар вспоминает слова отца: «Сын мой, - писал он мне, - бойся женской любви, бойся этого счастья, этой отравы…» Незадолго до своей смерти отец упросил матушку отослать довольно крупную сумму в Москву Зинаиде. И после его смерти она выполнила его просьбу.
                Окончание повести трагичное и для Зинаиды.  Она вышла замуж за состоятельного господина, но вскоре «умерла почти внезапно от родов».  Заканчивается повесть словами: «…Мне стало страшно за Зинаиду, и захотелось мне помолиться за неё, за отца – и за себя».

Январь 2019г.