По земле Рязанской

Евгений Молчанов 3
Я нежно болен вспоминаньем детства,
Осенних вечеров мне снится хмарь и сырь,
Как будто бы на корточки, погреться,
Присел наш клен перед лицом зари...
Сергей Есенин, "Исповедь хулигана".

Дней десять спустя после окончания нашего путешествия пришла в голову фраза, с которой можно было бы начать эти путевые заметки. Или непутевые. Эту фразу я стал вертеть и так и этак. Но что-то не складывалось. "Ты, Расея моя, Расея, азиатская сторона...", - часто думалось в дороге. Так, рассеянные по России, живут в некотором рассеянии нашей далеко не понятной сегодня жизни губернские города, окруженные древними монастырями, в которых возрождается духовная жизнь, и старинными семейными гнездами - усадьбами, до которых не всегда, к счастью, доходят руки современных нуворишей...


Свято-Иоанно-Богословский монастырь - одна из подлинных жемчужин земли Рязанской.
Давно мечтал побывать на Рязанщине, поклониться родине поэта в селе Константиново на высоком крутом берегу Оки, взглянуть с этих холмов на далекую Мещеру, воспетую Константином Георгиевичем Паустовским. И вот, наконец, удалось - двухдневная экскурсия, организованная управлением социальной инфраструктуры ОИЯИ с помощью уже заслужившего в Дубне добрую славу кимрского турбюро, началась тихим ранним утром 3 мая. Комфортабельный автобус, отдых в гостинице, калорийное питание, чрезвычайно квалифицированные гиды - эти экскурсионные и очень важные детали - отдадим должное организаторам - все же не должны заслонять для нас основную цель путешествия, предпринимаемого в первую очередь для того, чтобы, вернувшись домой, рассказать о нем друзьям и близким.


Палаты Рязанского кремля носят названия Гостиница Знати, Гостиница Черни... А сейчас - все больше под "звездами"...
Когда-то давно, проезжая на поезде через Рязань, залюбовался стройными очертаниями Кремля, а теперь - много же открытий чудных уготовило нам знакомство с истинно уникальными экспозициями, развернутыми в древних палатах музея-заповедника. В его состав вошли музейные коллекции и 18 историко-архитектурных памятников. В 1995 году музей-заповедник был включен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации. Многочисленные предметы и образчики творчества местных умельцев, дошедшие до нас из глубины веков, продолжают свою долгую жизнь в искусно воссозданных исторических интерьерах - "кабинет" воеводы с мастерски сделанными муляжами, одетыми в платья той поры, девичья, детская с юными рязанцами и рязаночками, мамками да няньками... А в одном из залов - о чудо! - яблоневый посох легендарного богатыря Пересвета, с которым он одолел путь от Троице-Сергиевой Лавры до Куликова поля. Судя по длине и очевидной тяжести посоха, немалого роста был богатырь...


Памятник И.П.Павлову в музейном дворике окружен весенними первоцветами.
На территории Спасского монастыря - захоронения гравера, профессора Петербургской Академии художеств Ивана Пожалостина (его биографию описывает К.Г.Паустовский в повести "Мещерская сторона"), поэта Якова Полонского... И еще одного из знаменитых выходцев из Рязани мы вспомнили в самом центре города в усадьбе, где прошли его детство и юность, - это Иван Петрович Павлов, первый российский нобелевский лауреат. Музей в этих уютных помещениях был открыт десятилетие спустя после смерти выдающегося физиолога, так как сам Иван Петрович говорил, что истинное признание трудов ученого приходит после его кончины. Мне показалось, что это один из немногих в мире мемориальных музеев деятелей науки, в которых строгая научная достоверность сочетается с тончайшими нюансами биографии, историей семьи, которые создают очень теплый колорит человеческих взаимоотношений. Поскольку Иван Петрович был сторонником активного образа жизни, страстным игроком в городки, на территории музея каждый год в день его рождения, 29 сентября, устраиваются городские соревнования любителей и мастеров этой русской национальной забавы...


"Когда-то у той вон калитки мне было шестнадцать лет..."
Есть в России края, овеянные какой-то особой славой. И есть некое взаимное влияние определенной местности на характер творчества людей, в ней проживавших. В последние годы мне посчастливилось побывать в Болдино и Пушкиногорье, и там по-иному вспоминались, проговаривались звонкие ямбы "солнца русской поэзии". Как-то душевно согревали их яркие лучи. И в благословенной Мекке русских художников Плесе довелось проникнуться тонкой лирикой левитановских пейзажей, словно бы оживших въявь в панорамах, что открывались с высокого яра над Волгой. А Чеховское Мелихово? Та, уже давняя поездка? - "У нас, дорогая Лика, уже созрел крыжовник...". У нас на "Сатурне", правда, сейчас только расцветает, а молодые листики его уже тронула огневка...

Вот и в Константиново, где практически нет колодцев, потому что водоносные пласты залегают слишком глубоко, очень часто случаются пожары. Подворье есенинское, что напротив церкви Иконы Казанской Божией Матери, часто горело, от прежних строений остался только подновленный амбар, в котором Сергей Александрович во время своих наездов устраивался поработать. А домик родительский восстановили недавно после очередного пожара по воспоминаниям сестер Екатерины и Шуры, и утварь кое-какая ими же была сохранена для музея. Литературный музей - через полсела, недалеко от старой деревенской школы, восстановленной в последние годы, почитателям есенинской поэзии расскажет очень много, а главное, воссоздаст колорит эпохи. Помните, - "с того и мучаюсь, что не пойму, куда несет нас рок событий"? Еще на полпути высокие липовые аллеи и кусты сирени изумрудной своею первою листвой обрамляют желтые стены музея, достаточно уникального, потому что он посвящен истории только одного произведения поэта, его поэмы "Анна Снегина". Это была помещичья усадьба Кашиных.


Земская школа, в которой учился Есенин, вмещала до 120 учеников!
Еще долго все это будет вспоминаться... Грачиный и вороний грай над множеством гнезд, усеявших константиновские кущи, как некогда и тот старый клен из детства поэта: "О, сколько я на нем яиц из гнезд вороньих, карабкаясь по сучьям, воровал...", - да внезапно налетевшие, разгулявшись по мещерским просторам, порывы холодного ветра с редкими майскими снежинками: "Свищет ветер, серебряный ветер в шелковом шелесте снежного шума...".

А на память о посещении Государственного музея-заповедника С.А.Есенина туристы наши увозили кто сувениры, кто книги. Мне показалась любопытной изданная в Рязани в 2005 году книжка студента (в то время) 4-го курса литфака Рязанского педагогического университета Алексея Дудина "Ратник Сергей Есенин". Автор исследования сосредоточился на образе "Есенина-ратника, состязавшегося с высокой культурой и воспринявшего все многообразие культурных традиций и диалектов культуры "серебряного века"". Симптоматичным показалось мне, что молодой исследователь выбрал именно эту тему, проиллюстрированную следующими, во многом близкими нашему времени стихами: "Война "до конца", "до победы", и ту же сермяжную рать прохвосты и дармоеды сгоняли на фронт умирать". И символичным - тот факт, что творчество поэта продолжается как эстафета культурологических традиций в исканиях современных юношей, его земляков.