Гордость

Вячеслав Александров 2
Александров В.Г., академик Петровской академии наук и искусств.
ВВЕДЕНИЕ В ФИЛОСОФИЮ ПРАВОСЛАВИЯ. (Очерки о Любви, любви к Истине и Свободе.

ГРЕХИ И СТРАСТИ. Очерк 8.

ГОРДОСТЬ. ГОРДЫНЯ.

 “Презрение ближнего. Предпочтение себя всем. Дерзость. Омрачение, дебелость ума и сердца. Пригвождение их к земному. Хула. Неверие. Лжеименитый  разум. Непокорность закону Божию и Церкви. Последование своей плотской воле. Чтение книг еретических, развратных и суетных. Неповиновение властям. Колкое насмешничество. Оставление христоподражательного смирения и молчания. Потеря простоты. Потеря любви к Богу и ближнему. Ложная философия. Ересь. Безбожие, Невежество. Смерть души”. (И. Брянчанинов).
“Придёт гордость, придёт и посрамление”. (Пр.11:20)
“Погибели предшествует гордость”. (Пр. 16:18)
“ Разве есть благородная гордость? Её нет, а есть только гордость бесовская.” (Прп. Моисей Оптинский)
“ Гордость людей низких состоит в том, чтобы постоянно говорить о себе, людей же высших – чтобы вовсе о себе не говорить”. “Бесконечно малые люди имеют бесконечно великую гордость”. (Вольтер).
“ У гордости тысяча обличий, но самое искусное и самое обманчивое из них смирение”.  (Ларошфуко).
“Начало гордости – конец тщеславия; середина – уничтожение ближнего, бесстыдное проповедование своих трудов; самохвальство в сердце, ненависть обличения; а конец – отвержение Божией помощи; упование на своё тщание, бесовский нрав.” (Прп. Иоанн Лествичник). Гордость хотя и замыкает ряд смертных грехов, тем не менее, не является наименьшим среди них, но напротив её природа такова, что заключает в себе всё тёмные потенции  предшествующих страстей. Ибо мы можем гордиться и тем, что приносит удовольствие  желудку и блудной похоти; превозносимся над ближними своими богатствами и гневаясь на них. Даже тем, что ввергает нас в состояние печали и уныния, показываем окружающим: “Мы вам не чета”, у нас такие проблемы и заботы, куда уж вам “сирым”. Иные гордятся своими духовными достижениями: смирением, терпением, религиозностью, но как только праведника настигнет дух превозношения, высоты достигнутые им обращаются в дно пропасти.
Подумаем, что может быть отвратительнее не проходящего  желания, находить у окружающих  людей те качества, особенности характера и поведения, за которые можно было бы их “уесть”, осудить. Ведь это желание есть только лёгкое прикрытие нашего стремления оправдать собственные, но по настоящему  мерзкие недостатки. Бес гордыни добывает себе пищу, копаясь в чужой грязи, при этом с предельной ответственностью стережёт в нашей душе её пороки. Пускай попробует кто-либо затронуть нас,  сделав замечание. Сколько потоков “помоев” выльется  на голову “обидчика”, хотя бы и  в сердце, ибо не  каждому можно ответить открыто. Но гордыня  всегда найдёт на ком отыграться. 
Главным признаком поражения нашего духа  является нарушение Христовой заповеди: “Не судите, да судимы не будете…”. Тем не менее,  многие из нас буквально отравляют свою жизнь и жизнь окружающих непрерывными попытками их исправить, дать советы. И делается это только для того, чтобы убить в себе ощущение собственной не состоятельности. Иных невозможно разубедить в  том, что они просто придираются к людям, а не пытаются побороть в них зло.  Но  наше собственное отношение к тому, как к нам относятся окружающие или близкие,  показывает насколько глубоко на нас влияние духа превозношения. По настоящему смиренный, знает одну великую тайну: все превосходные слова о нас, когда мы их слышим и слушаем, обращаются в  ложь; истину нам  открывают только  поносящие нас самыми худыми словами. В любом случае злословят нас не зря: либо это делают ненавидящие нас за правду (разве это – не награда); либо мы на самом деле заслуживаем порицания, и тогда нелицеприятные слова – это есть указание на то, что мы в себе  обязаны исправить.  Но, научаясь  воспринимать без озлобления злые о себе слова, мы должны при этом следить за тем, чтобы у нас самих не возникло горячее желание  встать на путь осуждения недостатков других людей. Хотя это вовсе не обозначает того, что следует оставлять без внимания зло. Но в других можем  победить только те пороки, которые  смогли преодолеть в себе. Именно в этом случае наши слова будут наполнены  силой, которая будет передана тому, о ком мы радеем.