Стокгольм, Музей Нобеля

Евгений Молчанов 3
 
В двадцатых числах декабря мы предприняли семейное путешествие в  Стокгольм . И предчувствие скорой поездки заставило обратиться к многочисленным сайтам, чтобы хотя бы пунктиром наметить будущие маршруты. Лично для меня вопрос о приоритете не стоял, ведь это же город, в котором коронованные особы приветствуют ежегодно обладателей самых престижных научных премий! По счастью, мой выбор разделили и жена, и внук.

Здание биржи было построено в 1776 году, написано в Википедии. Шведская Академия проводила здесь большинство своих встреч со времен своего основания Королем Густавом III в 1786 году. Но наибольшую известность здание получило в сегодняшние дни благодаря Музею Нобеля, находящемуся на нижнем этаже здания с 2001 года.

Мы точно сориентировались по карте. По мосту Riksgatan - на остров Gamla Stan, к королевскому дворцу. Молодой продавец сувениров подсказал самый короткий путь к дворцовой площади и советовал поторопиться. И - мы оказались в нужное время на нужном месте: как раз одновременно с нашим прибытием (можно подумать, прибыли королевские особы!) началась смена дворцового караула. На экскурсию по дворцу мы не пошли, ограничившись сувенирным магазином в дворцовом фойе, - с фотографиями и портретами королевской четы и принцессы, значками, гербами и прочими инсигниями, копиями королевских нарядов и другими приманками для туристов.

От дворцовой площади вышли к Музею Нобеля. Здесь нас встретили гостеприимно, с улыбками. Потом пришла моя очередь улыбаться, когда и здесь, как и раньше, члена Союза журналистов пропустили бесплатно, и внука Никиту тоже - с тинейджеров до 19 лет не требуют платы за билет. Музей рассчитан на все возрасты, в чем мы и убедились, проходя по залам, - его экспозиция разными средствами, в разных формах рассказывает о высших достижениях человеческого разума в науках, экономике, медицине, литературе, о лауреатах всех лет... Цель Нобелевского музея, говорится в проспекте, изданном на русском языке, - распространять знания, пробуждать интерес к естественным наукам и достижениям мировой цивилизации.

В своем завещании Альфред Нобель написал, что каждый год за достижения в области физики, химии, медицины, литературы и защиты мира лауреаты должны получать часть доходов от его состояния. Присуждение Нобелевских премий уже изначально стало событием мирового значения. Никакая другая международная премия не охватывала столько предметов и наций.

Чтобы здесь освоиться и что-то понять, мало присматриваться к документам, выставленным в стеклянных витринах. Или нажимать на кнопки, вызывая на дисплее, например, своего соотечественника, чьи лекции и доклады ты слышал не раз, получившего Нобелевскую премию по физике. Или погрузиться в кинозале в драматический мир научного поиска, побед и поражений на пути людей, занявших места в высшей иерархии научных ценностей мира. Устремив взгляд вверх, вы увидите, как под стрельчатыми сводами по единственной в своем роде канатной дороге проплывают портреты более восьмисот нобелевских лауреатов...

Вспоминались мне здесь постеры, посвященные нобелевским лауреатам по физике. Их увидел я больше десяти лет назад на физическом факультете Университета имени Адама Мицкевича в Познани. Они были заказаны именно здесь, в Музее Нобеля. Вспоминались музеи ЦЕРН и ОИЯИ, естественно-научные музеи в Новосибирске и Владивостоке, Минске и Праге. Есть нечто общее, их объединяющее. Это и единые законы фундаментальной науки, и неисповедимые пути познания. Драмы идей, опережающих свое время, и драмы людей, первопроходцев "странного" мира. Неуловимые нейтрино, пронизывающие все и вся, и сверхтяжелые элементы, время жизни которых измеряется микросекундами. Микрокосм и макрокосм. Это дуальная пара: пространство и время - застывшее и текучее, необъятное и сжатое до фемтовеличин, свободное, как человеческий дух, и скованное могучими силами природы...

Здесь находят для себя занятие и стар и млад. Наш тинейджер тоже поучаствовал в одной из виртуальных викторин, показав неплохие результаты, - он ответил на семь вопросов из десяти, которые касались не только предметов школьной программы. Вопросы ему понравились, с английским он справился легко, чем вызвал немалую нашу гордость.

Ну а я написал эти строки в дневнике, чтобы сохранить атмосферу этого центра высоких знаний, искусства и культуры, в который стремятся люди со всего света. В их числе посчастливилось оказаться и нам.

Мы еще долго бродили по узким улочкам Gamla Stan, тревожа своей славянской речью тени воинственных обладателей сего острова, не раз скрещивавших свои мечи с нашими предками...


 Стокгольм , 26 декабря 2012 года