Гений А. Эйнштейн. Мысли после фильма

Бармин Виктор
                Гений А.Эйнштейн. Мысли после фильма.

                ***

                Мысли про творчество.

            Мне хочется высказаться, даже нечто выразить после просмотра замечательного фильма о жизни гениального ученого Альберта Эйнштейна. Фильм уникальный! Авторы фильма добились-таки своей цели: "спровоцировали" зрителя к размышлениям. О чем? О жизни, о творчестве, о самих себе, в конце-то концов. В фильме есть интересная сценка, когда А.Эйнштейн в кинотеатре смотрит фильм о самом себе, говоря, мол: "плохой актер, разве я так говорю, разве это я". Здесь чувствуется не только "критика гения о самом себе", но и самоирония. А самоиронии у Эйнштейна, как показано в этом фильме, очень много, что и притягивает, даже увлекает.  Интересно, что Голливуд помимо неприличнейшей скучищи в виде пошлого ширпотреба иногда-таки выпускает уникальные шедевры. Например, если сопоставить два фильма с темой про творчество, как вот этот об Эйнштейне и фильм "Легенда о пианисте" или "Новеченто". Вот, два гения: пианист и ученый физик, темы которых пересекаются в вопросах о смысле творчества и о тайнах мироздания, что касается и математики. Помните, как пианист Новеченто размышляет в сопоставлении о модели клавиатуры рояля, когда черные клавиши чередуются с белыми в точном порядке цифры 88. И что у Творца "клавиатура" в виде Бесконечности, а у человека ограничена конечностью и определенностью. Безусловно, "инструменты" у человека конечны и ограничены, но не творческая фантазия, улетающая в Бесконечность.

             Пофантазируем! Вот если бы произошла Встреча двух гениев, как встреча Новеченто и Эйнштейна. Какая бы у них завязалась фантастическая беседа! Например, такая же фантастическая, как если бы мы вообразили Встречу и беседу доктора Фрейда, вместо Николая Ставрогина, со священником в келье "у Тихона". Вот так ФАНТАСТИКА для сценаристов и режиссеров!..

              А разве философская фантастика скучна? По-моему, такая фантастика куда веселее и занимательнее, чем та "фантастика" в виде голливудского ширпотреба для жвачного зрителя. "О, спецэффекты, о хлопушки, взрывы, искорки, о "новая реальность"!" Ну, в таком роде. И ни одной искорки, той искорки, чтоб зажгли, нет, не "мозги", как модно нынче говорить, а умы вооборажения, чтоб некие извилины в головах заработали. А разве фабрикантам киноиндустрии ТАКОЕ надо? Как же они не уважают зрителя-то? Оченно даже не уважают, а желательно бы...

                ***

                Гений старичок и девочка.

             Пересматривая сцену из фильма "гений старичок и девочка", мне почему-то вспоминается сцены из фантастического рассказа Достоевского "Сон смешного человека", когда одинокого, всеми забытого гения, который заперся в своей "пещере", в своем доме, вдруг навещает маленькая и смышленая девочка, которая оченно не любит математики (пересечение с героем "Подполья") и "провоцирует"-встряхивает гения к жизни, к вспышке творчества. В свою очередь, гений, старец-мудрец прививает в девочке интерес к такому предмету, как математика. А девочка, в свою очередь, сопоставляет воображение математическое с воображением из литературных образов. А другими словами, девочка "спасает" гения-одиночку, возвращает его к творческому труду, к самому себе и к людям. И к самым близким, к кругу семьи. Вот отрывок из этой занимательной беседы между старцем мудрецом и девочкой. Сцена просто как из произведения Достоевского!:

             "Доктор Эйнштейн, меня зовут Эллис Эдварс, а вы самый умный человек в истории, так пишут газеты. И вы знаете что-то там о вселенной. Вас обожают все дети Америки и только вы можете мне помочь в делении столбиком"... Старик Эйнштейн просто остолбенел от такой "наглости" и было хотел уже закрыть дверь, но девочка оказалась хитрее. Она подкупает гения печеньем, говоря:
             "У меня есть печенье!.."

             И вот беседа в доме Эйнштейна за столом. На столе открыта тетрадка по математике. Девочка деловито Эйнштейну, а тот уплетает печенье: "Напишите, пожалуйста, ответ здесь, здесь и здесь, а я буду решать в обратном порядке. Это мой метод". Эйнштейн: "А зачем вас учат математике?" Девочка: "Вот именно, что хорошего в этом занудстве?" (Сцена уникальная, эта беседа как почти беседа гения ученого с героем "Подполья"). Эйнштейн: "Есть одна странность!" И достает из букета цветок. "Почти у всех цветов на земле есть определенное число лепестков: пять, восемь, тринадцать, двадцать один, тридцать четыре или пятьдесят пять. Это называется последовательность Фибаначи". Девочка: "Круто!" Эйнштейн: "А последовательность Фибаначи, в свою очередь, соотносится с "золотым сечением". Девочка: "Прямо, как у Агаты Кристи!.." 

                ***

                Самоирония у гения Эйнштейна. 

             Эйнштейн: "Даже мой сын не общается со мной. Чувствую себя динозавром среди физиков. Я сильно "буксую" в теории единого поля. И не знаю, где моя трубка... Я старею, Хелен. Я болею. Мой голос - это всё, что у меня есть". Трубка! вот та "отдушина", что осталось у ученого, стимулирующая его в размышлениях. Где трубка гения?.. Верните трубку, пожалуйста!..
 
              Сцена в доме Эйнштейна. Дом полон гостей. У Эйнштейна день рождение. Эйнштейн: "Вот ты где!", - доставая трубку из шкатулки, что припрятана в шкафе. "Вам НЕЛЬЗЯ курить", - останавливает его домохозяйка Хелен. Эйнтейн: "Хотя бы в этот день мне можно затянуться?.." Хелен: "Пойдёмте, внуки хотят поздравить вас". Эйнштейн оставляет трубку.

              Бедный Эйнштейн! Разве слово "нельзя" может быть применено к гению? А ведь ТРУБКА гения - это его последний КАПРИЗ! Пусть и "каприз" этот вреден для здоровья гения, провоцирующий его к болезни. Но ведь КАПРИЗ и "БОЛЕЗНЬ", как "болезнь творчества", есть то, что еще осталось у гения!? Здесь вспоминается сопоставление темы "творчества": гения Эйнштейна и "человека из подполья". 

                ***

                Ученый физик, он же либерал-пацифист
                и
                БОЛЬШАЯ ПОЛИТИКА.

                ***

                Гений и Наука.
                Вопрос о тайне гения и границах Науки?

            Последняя серия фильма начинается с такого негласного вопроса. Сцена, когда ученый патологоанатом, извлекает из тела, из черепа мозг Эйнштейна. И вот беседа патологоанатома с сыном Эйнштейна, который тоже ученый-инженер. Сын Эйнштейна: "Вы с ума сошли? Мой отец хотел, чтобы его кремировали". Патологоанатом: "Доктор Эйнштейн, вот это (показывает на мозг Эйнштейна), один из самых удивительных объектов мироздания. Изучив его, мы сможем РАЗГАДАТЬ ТАЙНУ ГЕНИАЛЬНОСТИ. Послушайте, вы - человек Науки. И он был человеком Науки. И вот теперь, разве его мозг не принадлежит Науке тоже?" Сцена: показывают склянку, в которой хранится мозг Эйнштейна. А на склянке бирочка с надписью: "Альберт Эйнштейн. 4.18.1955. 1230 гр.".

           Вопрос отнюдь не риторический, а глубоко затрагивающий этическую проблему, как "проблему науки". Может ли мозг гения быть объектом Науки, вопреки желанию самого человека, т.е. желанию до того, как он умер и после его кончины? Этично ли?..

           У Й.Хёйзинга есть довольно таки полемичная мысль:
"...Игра сама по себе, говорили мы в самом начале, лежит вне сферы нравственных норм. Сама по себе она не может быть ни дурной, ни хорошей..." (Й. Хёйзинга).

           А вот Наука? Наука, как "чистая наука", как сама по себе, лежит ли ВНЕ СФЕРЫ нравственных норм? Вопрос. Разве для Науки, пусть и с большой буквы "Науки", всё ли дозволено?..

Вспомним сцену в кельи у старца Зосимы и выражение Дмитрия Карамазова: "Запомню!"

          Другой философский вопрос. Очень философский! Разве амбиции ученого патологоанатома не переступают ЧЕРТУ, этическую черту, за которую даже ученому не следует переступать, когда вопрос касается ТАЙНЫ не только человека, но и мироздания. А разве человек не часть мироздания? Не далеко ли зашли ученые, не далеко ли зашла Наука в своих исследованиях? Вот гений Эйнштейн понял, что Наука слишком далеко вторглась в "тайны мироздания", а поправить и ИСПРАВИТЬ ситуацию уже не в его власти. ПРОЦЕСС уже запущен, в прямом и в переносном смысле слова.

          По-моему, ЧЕЛОВЕК НЕ принадлежит Науке, тем более, в качестве ОБЪЕКТА исследований, объекта для опытов. Вспоминается тема "Фауста". А в амбиции ученого патологоанатома заложена амбиция всей Науки, как сферы, мол, "Изучив его, мы сможем РАЗГАДАТЬ ТАЙНУ ГЕНИАЛЬНОСТИ". Вы, ученые, сможете? Помилуйте, человека. Как говорили древние: "ради Христа". Ведь, они "не ведают чтО творят". Возомнивши себя "богами", они разрушат мироздание.

          Может вспомним предупреждение ЧЁРТА из романа "Карамазовых"?

         "Для бога не существует закона! Где станет бог - там уже место божие! Где стану я, там сейчас же будет первое место... "всё дозволено", и шабаш! Все это очень мило; только если захотел мошенничать, зачем бы еще, кажется, санкция истины? Но уж таков... современный человек: без санкции и смошенничать не решится, до того уж истину возлюбил..." (Ф.М.Достоевский "Братья Карамазовы").

          Впрочем, здесь даже и чёрт уже не в силах помочь людям. Так уж они в себе возомнили "ученое" вседозволенность, так уж они "возлюбили истину", что амбиции ученых, чем не амбиции мошенников?..      



            (Начато 27.01.2019)