Освящайте же себя и будьте святы

Николай Святобог
"Освящайте же себя и будьте святы".

1. Обращаясь к Моше-рабейну, Всевышний повелел: «Говори со всем обществом сынов Израиля и скажи им: "Святы будьте, ибо свят Я, Б-г, Всесильный ваш"» (Ваикра, 19:2). Поясняют наши мудрецы, что обычно Моше-рабейну сообщал заповеди Всевышнего сначала Агарону, потом его сыновьям, потом старейшинам и, наконец, всему народу. А на этот раз Моше-рабейну должен был собрать весь народ и разъяснить ему, в чём суть исполнения заповеди "святы будьте" - потому что она имеет непосредственное отношение к каждому человеку.

Значение заповеди о святости раскрывает Рамбан (р. Моше бен Нахман, 1194-1270) в своём комментарии к Торе: «Поскольку Тора разрешила человеку вести супружескую жизнь, есть мясо и пить вино, он, жадный до наслаждений, может неограниченно использовать эту возможность для удовлетворения своих вожделений и всецело предастся разврату со своей женой, станет обжорой и пьяницей, будет не задумываясь говорить любые непристойности, поскольку в Торе нет прямого запрета на это. Одним словом, станет "мерзавцем с разрешения Торы". Именно по этой причине, перечислив всё, что запрещено безусловно, Тора добавляет, что и в том, что она разрешает, мы обязаны стремиться к физической и духовной чистоте, чтобы отличаться от тех, кто предаётся излишествам и безобразиям...».

«Цель предписания о святости, - пишет другой выдающийся комментатор Торы, р. Овадья Сфорно (ок. 1470 - ок. 1550), - заставить нас стремиться, по мере возможности, быть похожими на нашего Творца, ибо таково было Его намерение, когда Он создавал человека, как сказано: "Создадим человека по образу Нашему, по подобию Нашему" [Брейшит, 1:2б]. В этом и заключается смысл сопоставления: "Святы будьте, ибо свят Я, Б-г, Всесильный ваш" - вам следует подражать Мне во всём, что возможно».

2. Всё сказанное выше относится прежде всего к интимным отношениям. Каждому человеку следует приучать себя к чистоте мыслей и целомудренности во время исполнения столь важной заповеди, как заповедь "плодиться и размножаться" - ведь от неё зависит само существование народа. Сказано в книге "Зогар", что от поведения мужчины и женщины в момент зачатия зависит, какая душа будет у их ребёнка: в зависимости от того, насколько они освящают себя во время интимной близости, они притягивают с Небес душу соответствующей степени святости. И даже если на Небесах уже решили дать их ребёнку великую, возвышенную и святую душу, от родителей зависит, сохранит ли она свою чистоту, спустившись на землю, или окажется запятнанной и не сможет проявить в этом мире все возможности, которыми потенциально обладает.

3. Дo времени интимной близости супруги не должны вести себя легкомысленно. Пророк говорит, что в День суда Всевышний "рассказывает человеку, что тот говорил" (Амос, 4:13) - даже слова, которые мужчина говорит своей жене, припоминаются ему в День суда. Поэтому в самый момент близости не следует разговаривать, однако перед тем мужчине разрешается обратиться к жене с ласковыми, нежными словами, чтобы вызвать у неё ответные чувства и желание близости.

4, Супругам запрещено вступать в интимную близость, если они сердиты друг на друга. Мужу следует помириться с женой и постараться, чтобы настроение её улучшилось.

5. Но время интимной близости мужчина обязан думать о том, что он исполняет заповедь Всевышнего, о святости и Торе. Весьма желательно, чтобы он обратил свои мысли к каким-либо словам Торы. Хотя, как было сказано выше (5:2,10), в известных ситуациях запрещается молиться, цитировать Тору или даже вспомнить её слова, к данному случаю этот запрет не относится.