К 75-летию снятия полной блокады Ленинграда

Валентина Завгородняя
                Время не может быть потерянным:все               
                для чего-то служит, к чему-то ведет,               
                чему-то учит               
               

30 мая 2017 года в газете "Омский ветеран" в рубрике "Горький привкус войны"была опубликована статья Натальи Суворовой "Омские ленинградки.С одной из них-Лирой Дмитриевной Тихоновой (девичья фамилия-Бирючева) я знакома и даже очень-ведь мы соседи Я живу на четвертом этаже, а Лира Дмитриевна на пятом (по улице Владимира Горячева в городе Омске).
10 января 2018 года Лире Дмитриевне исполняется 82 года.Но разве скажешь, что ей столько лет? Она энергична, и дай ей Бог, еще этой энергии на многие годы! В эти декабрьские дни уходящего 2018 года мы с Лирой Дмитриевной проводим вечера в беседах. Лира Дмитриевна уезжает на днях на свою родину -в Санкт-Петербург. Там ее ждут дочь Алла, зять Леонид и внук Алексей. И в эти дни воспоминания о прожитых годах переполняет душу Лиры Дмитриевны...Воспоминания о детстве пропитаны болью утрат, тревогой, голодными спазмами в желудке.Лира Дмитриевна рассказывает:
- Мне было четыре с половиной года, когда началась война.
- Понятия «блокада, война, фашисты, наши» в моем сознании отразились потом.Но очень ясны в памяти: наш дом в Колпино по улице Промышленной 13.
   Следует сказать, что, когда замкнулось блокадное кольцо, в Ленинграде оставалось помимо взрослого населения 400 тысяч детей – от младенцев до школьников и подростков. Дети школьного возраста могут гордиться тем, что они отстояли Ленинград вместе со своими отцами, матерями, старшими братьями и сестрами.
Но и четырех-пятилетние дети тоже внесли свою лепту в историю.
 Лира Дмитриевна помнит, как жили они в то время вчетвером: отец, мама,и она с младшим братиком - Левкой, который младше был на 2 года.Когда еще не было войны-мама с папой утром уходили работать на машиностроительный завод, а дети оставались под присмотром бабушки. Играли, резвились, бегали.   
Когда же немцы взяли Ленинград в кольцо, играть уже так не хотелось: мешал голод, желудок постоянно болел, все время хотелось есть.Пугали и устрашающие бомбежки....   
- Первое время страшным казался сигнал тревоги, раздававшийся метрономом. Его быстрый ритм означал начало тревоги, а медленный извещал об отбое - продолжает Лира Дмитриевна..Артобстрелы были часто, особенно в сентябре и октябре 1941 г.
  Необходимо заметить, что за время блокады на Ленинград было выпущено 150 тысяч снарядов и сброшено более 107 тысяч зажигательных и фугасных бомб.
Для защиты от артобстрелов ленинградцы возводили оборонительные сооружения.
Лира Дмитриевна помнит, как ее мама руками рыла землю около Колпино, чтобы соорудить два противотанковых рва.
Чем дальше продолжалась блокада, тем больше людей от голода умирали. Отец Лиры Дмитриевны лежал обессиленный и медленно угасал.
Она вспоминает:
-Мама уходила утром на работу на машиностроительный завод, а нам наказывала: к папе не подходите близко (он лежал тяжелобольной и истощенный около печки).   
- А мы с братом проникали к нему, потому что на припечнике папа клал маленькие кусочки хлеба, чтоб не съесть сразу всю норму  (сосать). А мы частенько съедали эти сухарики.Мы просто не понимали, что трогать этот хлеб нельзя.
- Я была самостоятельная.Это сейчас детей в этом возрасте считают малышами.У нас не получалось ими стать.
- Я не боялась ходить и на ту сторону реки Ижорка за лебедой-мама варила из нее суп. На этом берегу ее быстро вырывали.
- Помню иногда в пути меня настигала бомбежка, но я не боялась ее. Привыкла что ли....
- Только привыкнуть к спазмам желудка было трудно. Правда мама старалась разнообразить наше меню: Оладьи пекла часто с лебедой или козеином, варила суп из крапивы или лебеды, а суп из столярного клея-редко.Это был не суп, а бурда...
Суп из столярного клея-бурда, я запомнила его вкус навсегда...
- Не боялась я и трупов, которые видела лежащими на улицах или тех, кого на санках везли.
В городе собаки, кошки и голуби исчезли. Поели.
- Папа наш он бредил куском мяса.Он все время просил у дяди, который служил в Ижорском батальоне принести ему пушечного мяса. На что получал отказ.
- Наш папа  умер от голода весной 1942 года- 30 мая, - продолжает Лира Дмитриевна..
- А через сорок дней в июле от голода погасла бабушка моя. Схоронили мы  своих близких в огороде возле дома, потому что на кладбище стояли зенитки.
30 июля 1942 года нас эвакуировали в Казахстан.
- А в августе сорок четвертого вернулись назад и я пошла 1 сентября в школу.
- Школьные годы запомнились тем, что занятия проходили в неотапливаемых помещениях, мы так и сидели на уроках, в чем пришли - валенках и пальтишках. Редко, у кого были полушубки.
- Когда сейчас о шести-семилетних говорят, что они еще маленькие, я сразу вспоминаю, как в этом возрасте я одна ходила за хлебом, который выдавали по карточкам. Взрослые на работе были (как мама, так и соседи), а мы-дети имели возможность постоять в очереди.Зажму в одном кулаке карточки, а в другом-сумку для хлеба.Карточки были отменены лишь в 1947 году.
Эти воспоминания Лиры Дмитриевне дались нелегко и я перевела разговор в другое русло.
Лира Дмитриевна рассказала далее:
 - Вот уже много лет подряд меня, как и других детей блокадников, приглашают в Санкт-Петербург на празднование 9 мая.Дают бесплатные билеты. Последний раз я ездила с сопровождающим - зятем Леонидом Беломоиным. Останавливались  у внука Алексея, который осуществил свою мечту: живет в моем родном городе.
 Я спросила Лиру Дмитриевну о времени ее проживания в Омске.
- После школы окончила Ленинградский нефтетехнологический техникум. Тогда я и предполагать не могла, что, приехав на в 1956 году на Омский нефтеперерабатывающий завод по распределению, так надолго задержусь в глубинке.
После отработки я пыталась возвратиться в Питер, но меня не прописывали в квартиру к собственной матери, где, кроме нее проживали мой брат Лев и его жена.. Времена были тогда такие. "Не позволяет жилплощадь", - отвечали в казенных учреждениях. И я снова возвращалась в Сибирь.
- Жила в общежитии до 1958 года. В это время за мной ухаживал парень Тихонов Борис. Нас свела судьба, и мы поженились.Почти год жили врозь-он в одном общежитии-я в другом.
- В 1959 году получила от завода комнату с подселением, а когда родилась дочь, нашей семье выделили уже более солидную площадь.
-Успела в 1967 году окончить Московский филиал института нефтяной и газовой промышленности вплоть до пенсии, на которую вышла в 1987 году работала инженером в отделе стандартизации и управления качеством продукции.
-Несколько последних десятилетий живу  в двухкомнатной квартире в городке Нефтяников г. Омска.Здесь мы жили сначала втроем: мама, дочка-Алла и мама Нина Петровна, которую я похоронила в 2000 году.
 - Дочка Алла в в 1980 году вышла замуж за хорошего парня- Леонида Беломоина.И семья отделилась он нас. Очень счастливый союз получился, от которого родился сын Алексей. Сейчас дети мои уехали в Санкт-Петербург поближе к внуку моему, который там уже пятый год живет.   
Я тоже через три дня уезжаю на родину, а так не хочется. Здесь прожиты основные годы жизни. Много друзей было, с годами ряды стали меньше. В Питере еще остались некоторые друзья, да и сестра сродная-Зоя, которой 92 года все ждет меня.         Я спросила: а медали есть у Вас, Лира Дмитриевна. Она скромно ответила-да есть какие-то с мамиными хранятся и показала:
Юбилейную медаль «50 лет Победы в Великой Отечественной войне? 1941—1945 гг.,
Юбилейные медали  «60 лет Победы в Великой Отечественной войне и "70 лет Победы в Великой Отечественной войне? 1941—1945 гг.
МЕДАЛЬ "В ЧЕСТЬ 60-ЛЕТИЯ ПОЛНОГО ОСВОБОЖДЕНИЯ ЛЕНИНГРАДА ОТ ФАШИСТСКОЙ БЛОКАДЫ
Особенно мне понравилась МЕДАЛЬ "В ЧЕСТЬ 70-ЛЕТИЯ ПОЛНОГО ОСВОБОЖДЕНИЯ ЛЕНИНГРАДА ОТ ФАШИСТСКОЙ БЛОКАДЫ, она  выпущена из желтого металла.
Лицевая сторона юбилейной медали украшена изображением салюта на фоне Ростральных колонн Биржевой Площади. Нижнюю часть занимают памятные года «1941-1944». На оборотной стороне нанесена надпись «В ЧЕСТЬ 70-ЛЕТИЯ ПОЛНОГО ОСВОБОЖДЕНИЯ ЛЕНИНГРАДА ОТ ФАШИСТСКОЙ БЛОКАДЫ», декорированная лавровой ветвью.
Резюмируя все сказанное, следует сказать, что Победа в Великой Отечественной войне — один праздник на всех, но у города, воздвигнутом на берегах Невы есть свой, особенный праздник — Снятие Блокады, которая длилась 872 дня.
Лира Дмитриевна встретит его уже в Санкт-Петербурге, куда она уезжает через два дня....Счастливого пути, дорогая Лира Дмитриевна!

Сейчас Лира Дмитриевна в своем родном городе и живет в деревне Новое Девяткино. Низкий поклон Вам, Лира Дмитриевна!Здоровья и долголетия!